Публикации Программа кружка дополнительного образования "Волшебное оригами"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа кружка дополнительного образования "Волшебное оригами"
Автор: Чадина Людмила Ивановна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/с №7 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА» г. ВидноеПринято на заседанииУтверждаю:Педагогического советазаведующий МАДОУОт__________№_______ «Д/с №7 «Лесная сказка» Мухина Т.А.__________Рабочая программа кружка«Волшебное оригами»Подготовительная к школе группа №6Составитель: Чадина Людмила Ивановна2020г.Содержание рабочей программы
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях дошкольного образовательного учреждения.Цель программы:Ознакомление  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Обучающие:- знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;- формировать  умения следовать устным инструкциям;- обучать  различным приемам работы с бумагой;- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.Развивающие:- развивать внимание, память, логическое мышление;- мелкую моторику  рук и глазомер;- художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей;- способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев;- пространственное воображение.Воспитательные:- интерес к искусству оригами;- расширять коммуникативные способности детей;- способствовать созданию игровых ситуаций;- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.  II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТАОригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Это великолепный метод сказкотерапии. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно  происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают  много  нового, что относится  к ФЭМП.Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги  сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного  возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а,  следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий  мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).В программе указаны основные цели и задачи обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий  совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов.В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.III.МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПрограмма «Волшебное оригами» рассчитана на 1 год.Возраст детей  6-7 лет.Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Занятие проводится по четвергам и пятницам в зависимости от графика работы.Продолжительность занятий  25 – 30  минут.Формы реализации программыРеализация программы предполагает осуществление специально  организованных  занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.Общий план занятийПочти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, психологические этюды, дыхательные упражнения,  сведения о предполагаемом предмете складывания.Подготовка к занятию (установка на работу).Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):повторение названия базовой формы;повторение действий прошлого занятия;повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники  безопасности.Введение в новую тему:загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории, сказки и т.п.);показ образца;рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);повторение правил складывания.IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯПринципы реализации программы:Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
  • Владение ножницами.
  • Обработка квадрата.
  • Создание основ (базовых форм) оригами.
  • Аппликативное оформление оригами.
  • Составление творческих композиций.
  • Практическая часть:Показ педагогом процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).Работа с родителями:Предусматривает регулярное  индивидуальное консультирование,  проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей  с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:«Что такое «оригами»?»,  «Развиваем воображение», «Поделки своими руками», «Ум на кончиках пальцев».V. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫВ ходе кружка «Волшебное оригами», по данной программе, дети научаться:
  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь»,  «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»; «квадрат».
  • будут  знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся  следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • будут  создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют  внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • познакомятся  с искусством оригами;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • уметь намечать линии;    
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,  и т.п.);
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
  • В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
  • умение слушать педагога;
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
  • развитие самоконтроля и самооценки;
  • осознание собственных познавательных процессов.
  • Дети проявляют большой интерес к оригами. Удовлетворить детские познавательные интересы, совершенствовать мастерство конструирования из бумаги возможно в рамках кружковой работы. Освоение детьми различных базовых форм оригами позволит детям почувствовать себя, смелее, непосредственнее, даст полную свободу для самовыражения.Практическая значимость данного кружка велика. Работами детей можно украсить группу, площадку. Дети могут подарить свои поделки сотрудникам, детям, родителям. Из лучших работ можно организовать выставки.Содержание учебного курса Комплексно-тематический план работы кружка «Волшебное оригами»VIII. Список используемой литературы
  • Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З.А. Богатеева.– М.: Просвещение, 1992.
  • Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.
  • Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
  • Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.
  • Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв.вкл.
  • Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки  из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
  • Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.
  • Слайды: образцы базовых форм оригами; пошаговые схемы поделок оригамисборник релаксационной музыки: звуки природы, детские песни, звуки животных, птиц.Учебно-практическое оборудование: Бумага: цветная из набора; для фона: чертежно-рисовальная, обойная, бархатная, картон. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений). Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами). Салфетки: бумажная, тканевая. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами. Кисти.