Публикации Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения
Автор: Попова Лариса Александровн

Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения Обучение в сотрудничестве – это методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, рисунок и т.д.).Обучение в малых группах по методике сотрудничества очень полезно для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.Позитивная взаимосвязь членов группы друг с другом во время работы может основываться на общей цели, задании, материале, награде и т.д. Для эффективности работы малых групп необходимо создать условия, не позволяющие кому-то из ребят «спрятаться» за спинами и получить оценку за чужой труд. В этом помогают организационные роли, которые распределяются между членами группы. Это организатор работы, протоколист (записывает идеи и результаты работы), оратор (докладчик), наблюдатель («хранитель правил»), контролёр (проверяет освоение новых знаний членами группы). Можно добавить и другие роли.На изучение некоторых произведений в образовательной системе «Школа 2100» отводится только один час («Слепой музыкант» В.Г.Короленко, «Чучело» В.К.Железникова). И тогда, мне кажется, целесообразно работать в малых группах, чтобы по возможности глубже изучить эти произведения, высказаться по проблемам, к которым автор привлекает внимание читателей.Работа над произведением В.Г.Короленко «Слепой музыкант» в малых группах может быть организована по методике «Проблемы по кругу».Класс разбивается предварительно на группы учителем, а роли в группах дети распределяют сами (организатор работы, протоколист, оратор, наблюдатель, контролёр, «хранитель времени»). Всего 4 группы по 6-7 человек.В работе используются виды позитивной взаимосвязи: общая цель и роли.Рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант» прочитан детьми заранее. На уроке у каждой группы есть текст рассказа и лист с написанной проблемой. Всего 4 проблемы:1.Проблема нравственного выбора Петра.2.Проблема нравственного выбора Эвелины.3.Проблема нравственного выбора Максима.4.Положение слепого человека в обществе на примерах героев второго плана в рассказе.На обсуждение проблемы отводится 5 минут, затем запись решений на чистом листе. По сигналу обсуждение заканчивается, и лист с написанной проблемой передается другой группе. Опять обсуждение, но уже другой проблемы, и запись решений на чистом листе. Так повторяется еще дважды (т.е. обсуждаются 4 проблемы в каждой группе). После этого решения разных групп по одной проблеме (4 листа) собираются и раздаются группам. 5 минут для изучения разных решений, обсуждение и заключительная речь ораторов каждой группы по проблемам. Выбор лучших версий и оценка работы группы в целом (дает оратор) и каждого ученика (даёт контролёр).Отметка ставится на основании этих оценок и после изучения учителем записей решений каждой группы.При работе над повестью «Чучело» В.К.Железникова можно использовать дискуссию по переписке в малых группах с последующим обсуждением.Урок по повести «Чучело» имеет важное педагогическое значение, так как речь идёт о взаимоотношениях классного коллектива и личности, о воспитании личности и коллектива. Хочется, чтобы в обсуждении этих вопросов приняли участие все ученики класса. Именно поэтому можно выбрать форму дискуссии по переписке в малых группах, которые обсуждают в письменном виде свой личный вопрос.Планируется развивать умение работать с текстом литературного произведения:
  • умение вчитываться в каждое предложение, вытаскивая из него максимум информации;
  • умение принимать или оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
  • умение убедительно, точно и кратко излагать информацию, аргументировать свою точку зрения;
  • умение корректно вести беседу (в письменном виде) с участниками дискуссии;
  • а также расширять словарный запас языка, обсуждая понятия «преданность», «предательство», «милосердие», «личность», «коллектив».
  • Дети должны заранее прочитать всё произведение или две главы, напечатанные в учебнике (Образовательная система «Школа 2100» 7 класс). Подумать над вопросами, данными после этих двух глав. Найти в толковом словаре пояснение слова «милосердие».Перед уроком мебель расставляется таким образом, чтобы получилось 5 круглых столов. Класс (25 чел.) по жребию делится на 5 групп.Дискуссия по переписке предполагает, что каждый ученик отвечает на вопрос письменно на своём листке, затем по сигналу отдаёт его соседу справа, получая лист соседа слева, и уже на нём, прочитав написанное, излагает своё мнение и снова высказывается по теме задания. Каждая группа получает свой вопрос:
  • Что собой представляли ребята этого класса? Преданность и предательство в их понимании?
  • Какое чувство вызвала у вас Железная Кнопка?
  • Димка – сильный или слабый человек?
  • Что такое муки совести? Испытывают ли их ребята?
  • Кого из героев повести можно назвать личностью? Почему? Что такое милосердие?
  • Свой ответ на листке ребята должны подписывать (по этим ответам и участию в устном обсуждении после дискуссии будет проводиться оценивание). На письменные ответы даётся по 3 минуты. На чтение и обработку своего листка после прохождения круга отводится ещё 5 минут. Затем участникам предоставляется право высказаться устно, подводя итог письменному обсуждению в группах.Опираясь на опыт проведения такой дискуссии, могу сказать, что ребята укладывались в отведённое для ответа время. После окончания письменной работы и обработки своего листа многие желали высказаться устно. По 4 и 5 вопросам разногласий не было, ребята дополняли друг друга. Противоположные мнения высказывались по 2 и 3 вопросам. Ребята учились приводить аргументы из текста, чтобы доказать свою точку зрения. Сложнее всего было с понятиями «преданность» и «предательство» в понимании героев произведения. Но все-таки один мальчик сказал, что ребята считали преданными тех, чьё мнение совпадало с мнением большинства, даже если оно неправильное, а предателями тех, кто шел против большинства.Обобщая высказывания учеников, я спросила, почему Лена, по словам автора, «пришла на костёр одним человеком, а встала с земли… совсем другим»? Судя по ответам, ребята всё поняли правильно. Несмотря на боль и утрату иллюзий, она не ожесточается. «Бедные вы, бедные люди», - говорит Лена своим одноклассникам, для которых этот случай становится серьёзным нравственным уроком. Участники дискуссии считают, что ребята задумаются о своих принципах…Отметки за урок можно выставить на основании письменных и устных обсуждений.Подводя итог, можно сказать, что использование методики работы в малых группах на уроках литературы позволяет сделать изучение произведений более эффективным.