Публикации
Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения
Автор: Попова Лариса Александровн
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения
Автор: Попова Лариса Александровн
Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения Обучение в сотрудничестве – это методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Ребята работают в группе до тех пор, пока все вместе они не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы или не создадут какой-то творческий продукт (рассказ, рисунок и т.д.).Обучение в малых группах по методике сотрудничества очень полезно для всех ребят. Совместная работа, которую каждый ребенок использует для собственного обучения и обучения окружающих, развивает умение общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. Развивается умение взглянуть на мир глазами другого человека. В работу вовлекаются практически все ребята. Учеба вместе с кем-то, в отличие от учебы в одиночку, снимает страх перед неудачами у более слабых учеников, делает прочнее знания более сильных ребят. Происходит взаимное обогащение учащихся в группе, они обмениваются знаниями и разными способами действий. Правильно организованная совместная работа активизирует познавательную активность, развивает рефлексивные навыки.Позитивная взаимосвязь членов группы друг с другом во время работы может основываться на общей цели, задании, материале, награде и т.д. Для эффективности работы малых групп необходимо создать условия, не позволяющие кому-то из ребят «спрятаться» за спинами и получить оценку за чужой труд. В этом помогают организационные роли, которые распределяются между членами группы. Это организатор работы, протоколист (записывает идеи и результаты работы), оратор (докладчик), наблюдатель («хранитель правил»), контролёр (проверяет освоение новых знаний членами группы). Можно добавить и другие роли.На изучение некоторых произведений в образовательной системе «Школа 2100» отводится только один час («Слепой музыкант» В.Г.Короленко, «Чучело» В.К.Железникова). И тогда, мне кажется, целесообразно работать в малых группах, чтобы по возможности глубже изучить эти произведения, высказаться по проблемам, к которым автор привлекает внимание читателей.Работа над произведением В.Г.Короленко «Слепой музыкант» в малых группах может быть организована по методике «Проблемы по кругу».Класс разбивается предварительно на группы учителем, а роли в группах дети распределяют сами (организатор работы, протоколист, оратор, наблюдатель, контролёр, «хранитель времени»). Всего 4 группы по 6-7 человек.В работе используются виды позитивной взаимосвязи: общая цель и роли.Рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант» прочитан детьми заранее. На уроке у каждой группы есть текст рассказа и лист с написанной проблемой. Всего 4 проблемы:1.Проблема нравственного выбора Петра.2.Проблема нравственного выбора Эвелины.3.Проблема нравственного выбора Максима.4.Положение слепого человека в обществе на примерах героев второго плана в рассказе.На обсуждение проблемы отводится 5 минут, затем запись решений на чистом листе. По сигналу обсуждение заканчивается, и лист с написанной проблемой передается другой группе. Опять обсуждение, но уже другой проблемы, и запись решений на чистом листе. Так повторяется еще дважды (т.е. обсуждаются 4 проблемы в каждой группе). После этого решения разных групп по одной проблеме (4 листа) собираются и раздаются группам. 5 минут для изучения разных решений, обсуждение и заключительная речь ораторов каждой группы по проблемам. Выбор лучших версий и оценка работы группы в целом (дает оратор) и каждого ученика (даёт контролёр).Отметка ставится на основании этих оценок и после изучения учителем записей решений каждой группы.При работе над повестью «Чучело» В.К.Железникова можно использовать дискуссию по переписке в малых группах с последующим обсуждением.Урок по повести «Чучело» имеет важное педагогическое значение, так как речь идёт о взаимоотношениях классного коллектива и личности, о воспитании личности и коллектива. Хочется, чтобы в обсуждении этих вопросов приняли участие все ученики класса. Именно поэтому можно выбрать форму дискуссии по переписке в малых группах, которые обсуждают в письменном виде свой личный вопрос.Планируется развивать умение работать с текстом литературного произведения:умение вчитываться в каждое предложение, вытаскивая из него максимум информации; умение принимать или оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение; умение убедительно, точно и кратко излагать информацию, аргументировать свою точку зрения; умение корректно вести беседу (в письменном виде) с участниками дискуссии; а также расширять словарный запас языка, обсуждая понятия «преданность», «предательство», «милосердие», «личность», «коллектив». Дети должны заранее прочитать всё произведение или две главы, напечатанные в учебнике (Образовательная система «Школа 2100» 7 класс). Подумать над вопросами, данными после этих двух глав. Найти в толковом словаре пояснение слова «милосердие».Перед уроком мебель расставляется таким образом, чтобы получилось 5 круглых столов. Класс (25 чел.) по жребию делится на 5 групп.Дискуссия по переписке предполагает, что каждый ученик отвечает на вопрос письменно на своём листке, затем по сигналу отдаёт его соседу справа, получая лист соседа слева, и уже на нём, прочитав написанное, излагает своё мнение и снова высказывается по теме задания. Каждая группа получает свой вопрос:Что собой представляли ребята этого класса? Преданность и предательство в их понимании? Какое чувство вызвала у вас Железная Кнопка? Димка – сильный или слабый человек? Что такое муки совести? Испытывают ли их ребята? Кого из героев повести можно назвать личностью? Почему? Что такое милосердие? Свой ответ на листке ребята должны подписывать (по этим ответам и участию в устном обсуждении после дискуссии будет проводиться оценивание). На письменные ответы даётся по 3 минуты. На чтение и обработку своего листка после прохождения круга отводится ещё 5 минут. Затем участникам предоставляется право высказаться устно, подводя итог письменному обсуждению в группах.Опираясь на опыт проведения такой дискуссии, могу сказать, что ребята укладывались в отведённое для ответа время. После окончания письменной работы и обработки своего листа многие желали высказаться устно. По 4 и 5 вопросам разногласий не было, ребята дополняли друг друга. Противоположные мнения высказывались по 2 и 3 вопросам. Ребята учились приводить аргументы из текста, чтобы доказать свою точку зрения. Сложнее всего было с понятиями «преданность» и «предательство» в понимании героев произведения. Но все-таки один мальчик сказал, что ребята считали преданными тех, чьё мнение совпадало с мнением большинства, даже если оно неправильное, а предателями тех, кто шел против большинства.Обобщая высказывания учеников, я спросила, почему Лена, по словам автора, «пришла на костёр одним человеком, а встала с земли… совсем другим»? Судя по ответам, ребята всё поняли правильно. Несмотря на боль и утрату иллюзий, она не ожесточается. «Бедные вы, бедные люди», - говорит Лена своим одноклассникам, для которых этот случай становится серьёзным нравственным уроком. Участники дискуссии считают, что ребята задумаются о своих принципах…Отметки за урок можно выставить на основании письменных и устных обсуждений.Подводя итог, можно сказать, что использование методики работы в малых группах на уроках литературы позволяет сделать изучение произведений более эффективным.