Публикации Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников в условиях ФГОС ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников в условиях ФГОС ДО
Автор: Гульназ Наримановна Шамова


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 13 Звездочка города Бирска муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Выступление
на педагогическом совете на тему:
Использование методов стимулирования
речевой активности дошкольников
Учитель-логопед
Шамова Г.Н.
Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. При правильной организации взаимодействия с детьми к 5-6 годам большинство из них правильно произносят все звуки родного языка, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, полно излагают свои мысли, легко строят сложные предложения, свободно пользуются монологической речью. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Они способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Овладение речевыми навыками происходит постепенно и зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Исходя из задач по развитию речи, подбираются методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Выделяют три группы методов: словесные, наглядные, практические.
Совокупность методов речевого развития детей предполагает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.
Деление методов на группы весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методысопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладаниянаглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.
К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов.
Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картини игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыминевозможно познакомиться непосредственно.
Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.
Сюжетно-ролевая игра
Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь.
Театрализованная деятельность
Делает жизнь детей интересной и содержательной. Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля.
Экскурсии как метод стимулирования развития речи детей, это
– одна из форм образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.
Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.
Стимулирование речи ребенка посредством развития мелкой моторики.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребенка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свои впечатления словами.
Подвижная игра. Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения подвижных игр.
Стимулирование речи детей осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности. Результатом работы станет правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.