Публикации Интерактивные методы воспитания в начальном общем образовании.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные методы воспитания в начальном общем образовании.
Автор: Горюнова Алла Владимировна, Лисянская Ольга Викторовна

Интерактивные методы воспитания в начальном общем образовании
Слово интерактив пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это взаимный, “act”- действовать. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в активном режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо.
При применении интерактивных методов роль классного руководителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Применение интерактивных методов позволяет создать условия для: развития умение эффективно работать в группе, команде; повышения интереса к окружающему миру; разнообразия форм работы с учащимися; развития творческих способностей учащихся; активизации воспитательной работы; активизации познавательной деятельности; приобретения учениками опыта публичных выступлений; повышения самооценки учащихся; постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; выбора различных способов деятельности для достижения результата; развития коммуникативных умений и навыков; развития важных социальных навыков.
При применении интерактивных методов педагог может выступать в нескольких основных ролях. В роли информатора-эксперта педагог излагает материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта педагог обращается к опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. К интерактивным методам относятся: работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, “два, четыре, вместе”; дискуссия; лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; уроки семинары; конференции, видеоконференции; использование средств мультимедиа; метод проектов; дебаты; использование кейс-технологий; круглый стол; мозговой штурм; интерактивная экскурсия; деловые и ролевые игры; тренинги; социальные проекты; педагогический коллаж; работа с нравственными афоризмами; педагогическая инсценировка.
Можно выделить следующие характерные черты интерактивного воспитания:
1. взаимодействие учащихся между собой и классным руководителем, родителями (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать идеи взаимообучения в коллективной мысле деятельности; 2. процесс общения на равных, где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения, именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного воспитания, в том числе и с использованием современных информационных технологий;
3. воспитание, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности;
Формы и методы интерактивного воспитания можно разделить на: 1.дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.; 2.игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры; 3.тренинговые формы проведения занятий (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы воспитания.
Важным основанием использования интерактивных методов в воспитания является развитие способности противостоять многочисленным трудностям, находить выход из кризисных ситуаций, находить нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением.
Горюнова А.В., Лисянская О.В., МБОУ СОШ с УИОП № 8