Публикации Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР.
Автор: Гареева Альфия Биктимировна

Игры на формирование слоговой структуры словау детей ОНР Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности.Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо - ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.1.Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентации.1.1. Коррекционная работа по развитию ориентации в собственном теле.Игры и игровые упражненияЗадачи: создать условия для освоения детьми асимметрии собственного тела, научить пользоваться предметами одежды и обуви с учетом их асимметрии; уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «далеко», «близко»; развивать оптико-пространственное восприятие, координацию движений, пространственную организацию движений.Игры и игровые упражненияВот какие мыХод игры. Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкциям.Инструкции: «Покажите свой живот, свою спинку. Живот впереди, спинка - сзади. Где животик? Где спинка?»; «Что у Лены впереди, что сзади?»Наводим порядокХод игры. Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки, сандалии, туфли и т.д.Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.Инструкции: «Найдите пару»; «Правильно поставьте тапочки (туфли, чешки)» (с учетом лево-правых положений); «Правильно наденьте чешки». И др.Одеваем куклуХод игры. Перед детьми - кукла и предметы одежды для нее.Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.Инструкции: «Застегните пуговицы спереди (сзади)»; «Завяжите шарф спереди (сзади)»; «Наденьте шапку, приколите цветок впереди (позади, сбоку)». И др.Вариант 4Ход игры. На полу выложена дорожка из «следов». В конце дорожки сидит игрушечный медведь. Задача ребенка добраться до мишки, ступая по дорожке с учетом асимметрии отпечатков следов.По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая.Инструкция: «Доберись до мишки по следам».Вариант 5Ход игры. На полу выложено несколько дорожек из «следов». В конце каждой дорожки - муляжи фруктов, овощей, ягод.Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.Инструкция: «Пройдите по той дорожке, где соберете фрукты (овощи, ягоды)».Обезьянки Вариант 1. Копирование движений руки.Ход игры. Педагог поворачивается спиной к детям и выполняет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс.Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Сделайте как я».Вариант 2. Копирование движений ноги.Ход игры. Педагог поворачивается спиной к детям и выполняет движения ногой: вперед, назад, в сторону, сгибание в колене.Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Сделайте как я».Вариант 3. Копирование движений обеих рук.Ход игры. Педагог поворачивается спиной к детям и выполняет движения:а) симметричные - обе руки в стороны, обе руки на пояс, обе руки за голову. И т.д.;б) несимметричные - одна рука в сторону, другая на пояс; одна рука на плечо, другая - вперед; одна рука вниз, другая - в сторону; одна рука на плечо, другая - на пояс. И т.д.Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Сделайте как я».Вариант 4. Копирование движений рук и ног.Ход игры. Педагог поворачивается спиной к детям и выполняет движения: обе руки на пояс, нога назад; одна рука опущена вниз, другая - на поясе, нога вперед; одна рука на поясе, другая - на плече, нога назад; одна рука на поясе, другая - в сторону, нога согнута в колене. И т.д.Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Сделайте как я».Зарядка для куколХод игры. Перед детьми - куклы, например: Буратино, Незнайка и др.Дети выполняют инструкции.Инструкции: «Подними руку Буратино вверх, отставь ногу Незнайки назад»; «Расскажи, что ты сделал». И др.Далеко-близкоХод игры. Два ребенка становятся напротив друг друга. Педагог расставляет игрушки между ними (далеко и близко). Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Скажи, где мишка». (Образец ответа: «Мишка далеко от меня. Мишка близко от Светы»).Части телаПосле показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.Взрослый. Где находится сердце? (Ребенок. Слева.)Взрослый. Где у тебя темя? (Ребенок. Сверху.)Взрослый. Где подошвы? (Р е б е н о к. Снизу.)Взрослый. Какой глаз я тебе закрыла? (Ребенок. Правый.)Взрослый. Где у человека спина? (Ребенок. Сзади.)Взрослый. Где живот? (Р е б е н о к. Спереди.)Взрослый может предложить такие вопросы.На каком плече моя рука? Куда «смотрят» коленки? А пятки? Какой рукой ты рисуешь? А ешь? Какое ухо я трогаю? Где лоб? Затылок? Волосы? Стопы? Переносица? Позвоночник? На какой бок я кладу твою руку? До какого виска я дотронулась? И т.д.Покажи, гдеРебенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро, мочку правого уха и т.д.Покажи, не ошибисьРебенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо, мизинцем левой руки правый глаз, указательным пальцем правой руки левое запястье, большим пальцем левой руки правый мизинец правой руки.Сделай, как яВариант 1. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс, правое колено к груди, «ласточка» на левой ноге, левая рука на живот, «аист» на правой ноге, и пр.Впоследствии движения рукой и ногой можно выполнять одновременно.Слушай внимательно (Робот)Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.Робот идет вперед... стоп. Направо... стоп. Вниз (под стол)... стоп. Вверх (встать)... стоп. Влево... стоп, и т.д.Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).1.2. Коррекционная работа по развитию ориентации в трехмерном пространстве.Игры и игровые упражненияЗадачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «наверху», «внизу», «выше», «ниже», «близко», «далеко», «ближе», «дальше»; активизировать в речи слова; обозначающие данные понятия.Расскажите, что видитеВариант 1.Ход игры. Впереди и позади детей - игрушки. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Расскажите, какие игрушки вы видите впереди, какие - позади».Подберите дорожкуХод игры. Педагог выстраивает на ковре ряд игрушек или предметов (например: собаку и конуру) на разном расстоянии друг от друга. Детям предлагаются полоски разной длины - «дорожки». Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.Инструкция: «Подберите дорожку, чтобы собака смогла дойти до своей конуры». (Образец ответа: «Собака далеко от конуры, ей нужна длинная дорожка».)Угадай игрушкуХод игры. Перед детьми - ряд игрушек или предметов. Дети выполняют инструкции.Инструкции: «Угадай игрушку: она находится впереди куклы»; «Эта игрушка находится впереди мяча, но позади мишки». И др.Впереди-позадиХод игры. Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инст рукцией логопеда, затем называют всех, кто оказался впереди и позади.Инструкции: 1) «Ваня, встань позади Светы»; 2) «Расскажи, кто впереди (позади) тебя»; 3) «Расскажи, кто впереди (позади) Светы». И др.Живые вагончикиХод игры. Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией логопеда, затем называют их пространственные позиции.Инструкции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь котика позадимишки»; 2) «Расскажи, кто впереди мишки, кто позади мишки». И др.Строим городХод игры. Перед детьми - разноцветные детали конструктора. Дети выполняют инструкции.Инструкции: «Положи красный кирпичик вниз, а синий  сверху»; «Возьми большой красный кубик, сверху положи синий шарик, рядом с кубиком поставь вряд три зеленых кирпичика». И др.Построим мостикХод игры. Перед детьми - разноцветные кубики и детали конструктора. Дети выполняют инструкции.Инструкции: «Построй зеленый мостик»; «Продолжи как я»:а) чередование зеленого и красного кубиков;б) двух зеленых, одного желтого;в) двух зеленых, двух желтых;г) одного кубика и одного кирпичика. И др.1.3. Коррекционная работа по развитию ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).Игры и игровые упражненияЗадачи: уточнить и дифференцировать пространственные понятия вертикальной и горизонтальной плоскостей: «впереди», «позади», «высоко», «низко», «далеко», «близко», «выше», «ниже», «дальше», «ближе», «между»; научить сравнивать пространственные позиции предметов; совершенствовать графомоторные навыки.Новый годХод игры. На фланелеграфе - изображение елочки и медвежонка. Логопед прикрепляет изображения предметов (звезду, шар, бусы) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Дети отвечают на вопросы.Примерный текст: «Медвежонок наряжает елочку. Звезду повесил высоко. Шар - пониже. Бусы будут висеть совсем низко».Вопросы логопеда: «Что висит высоко?»; «Что висит низко?»; «Что висит выше бус?»; «Где висит звезда?; «Где висит шар?»; «Где висят бусы?»Белка на елке Ход игры. На фланелеграфе - изображение елочки. Логопед прикрепляет изображения предметов (шишку, белку) к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопрос.Примерный текст: 1) «Шишка высоко висит. Белка низко сидит»; 2) «Белка - прыг-скок по веткам. Теперь белка высоко. Достала шишку».Вопросы логопеда: 1) «Где висит шишка?»; «Где сидит белкa?»; 2) «Куда забралась белка?»Кот на лесенкеХод игры. На фланелеграфе - изображение лестницы. Логопед прикрепляет картинки с изображениями кота, попугая к фланелеграфу в соответствии с текстом, затем задает вопросы. Выслушав ответы детей, логопед меняет расположение картинок и вновь задает вопросы.Прuмерный текст: 1) «Кот хочет поймать попугая. Попугай - высоко, кот - низко»; 2) «Кот залез высоко, а попугай уже сидит низко. Не может кот поймать попугая».Вопросы педагога: 1) «Где сидит кот?»; «Где сидит попугай?»; 2) «Куда забрался кот?»; «Где теперь попугай?»СолнышкоХод игры. На фланелеграфе - изображение домика и солнышка. Логопед меняет расположение предметов в соответствии с текстом.Примерный текст: «Утром солнышко низко. Днем поднимается высоко. Вечером опускается низко, ложится спать».Вопросы логопеда: «Где солнышко находится утром?»; «А вечером?»; «Где солнышко находится днем?»Примечание. Далее может следовать имитация действий детьми с последующим оречевлением (присели - солнышко низко; встали – солнышко высоко; присели - солнышко низко).Солнечный зайчикХод игры. Игра проводится в солнечный день. Логопед с помощью зеркала перемещает солнечный зайчик по комнате. Дети комментируют: «Зайчик высоко, зайчик низко. Зайчик далеко, зайчик близко». И т.д.Продолжи ряд (дорожку)Вариант 1. Ход игры. У каждого ребенка - набор однотипных картинок (пирамидки, мячи, машинки и др.). Дети слушают инструкцию и выполняют соответствующие действия.Инструкция: «Продолжите ряд: мяч, пирамидка, машинка, мяч, пирамидка...».Примечания: 1. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу; б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я покажу (скажу): пирамидка, мяч, машинка… ».Вариант 2. Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: синий камешек, зеленый камешек, синий, зеленый... (синий, зеленый, красный, синий, зеленый, красный...; два синих камешка, один зеленый, два синих, один зеленый...»; 2) «Продолжите дорожку: треугольник, круг, треугольник, круг... (два треугольника, один круг...».Примечания: 1 . Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу; б) по слуховым следам. 2. Дети изменяют исходный ряд по инструкции: «Измени так, как я скажу: зеленый, красный, синий...».Вариант 3. Ход игры. У каждого ребенка - набор геометрических фигурок разной величины или лист бумаги и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.Инструкции: 1) «Продолжите дорожку: маленький круг, большой круг, маленький, большой...»; 2) «Продолжите дорожку: маленький круг, средний, большой...»; 3) «Продолжите дорожку: большой круг, средний, маленький...».Примечание. Дети продолжают ряд: а) по зрительному образцу; б) по слуховым следам.Игрушки для клоунаХод игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением клоуна (Незнайки, Буратино и т.д.) и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.Инструкции: 1) «Нарисуйте маленький красный мячик (шарик, бублик) позади клоуна. Нарисуйте большой синий мяч впереди клоуна. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю»; 2) «Нарисуйте желтые шарики вверху (над клоуном), дорожку внизу (под клоуном). Давайте придумаем историю».Игрушки для зайчикаХод игры. У каждого ребенка - лист бумаги с изображением зайчика (мишки, котика) в нижнем левом углу и цветные карандаши. Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.Инструкции: «Нарисуйте красный шарик далеко от зайчика. Нарисуйте синий мяч близко к зайчику. Нарисуйте зеленый шар между мячиком и шариком. Назовите все по порядку. Давайте придумаем историю».КоврикиХод игры. У каждого ребенка - чистый лист бумаги и цветные карандаши.Дети слушают инструкции и выполняют соответствующие действия.Инструкции: «Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга - красный квадрат. Снизу от круга - зеленый треугольник. В каждом углу коврика нарисуйте по одному маленькому желтому кругу».Выбери дорожкиХод игры. У каждого ребенка - две полоски («дорожки») разной длины и лист бумаги с изображением предметов, находящихся на разных расстояниях друг от друга. Дети выполняют инструкцию, затем объясняют свои действия.Инструкция: «Выберите дорожку для зайчика». (Образец ответа: «Этот зайчик далеко от домика, ему нужна длинная дорожка, этот зайчик близко к домику, ему нужна короткая дорожка».) Слушай внимательноВзрослый предлагает ребенку следующие задания.Поставь вверху листа точку (внизу палочку), нарисуй справа крестик (слева птичку), проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.Едем направо... стоп, вверх... стоп, налево... стоп, вверх... стоп и т.д.Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.Рисуем планВзрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей, мебели, человека. Затем обозначают на плане местоположение игрушки, переставляя ее каждый раз. Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на ее обозначение на плане.Примечание. Для развития оптико-пространственной ориентации рекомендуются занятия по аппликации.1.4. Коррекционная работа по развитию временно-пространственной ориентацииГрафический диктант.Для графического диктанта предлагаются следующие задания.Вариант 1. Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.Выполнение 3-ступенчатых инструкцийВзрослый дает ребенку задания.Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.Вариант 2. Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?Вариант 3. Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.    Что за чемВариант 1. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.Игры со словамиПереход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание.
  • Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  • Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.
  • 2.1. Совершенствование статико-динамических и темпо-ритмических параметров общих движений и действий.Игры и игровые упражненияЗадачи: совершенствовать координацию общих движений; формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей; формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.1. Артикуляционные упражнения:
  • открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
  • язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
  • втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;
  • два раза пощелкать языком, один раз подуть;
  • беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];
  • беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].
  • 2.Упражнения для рук:
  • большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;
  • класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
  • показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;
  • из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец.
  • Движения животныхВариант 1Ход игры. Перед ребенком на столе находятся три игрушки, например: медведь, лошадь, заяц. Логопед поочередно берет игрушки и показывает соответствующий определенному персонажу темп и характер передвижения (например, мишка медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь - в умеренном темпе, плавно). Ребенку нужно воспроизвести заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного животного, а затем ответить на вопросы.Вопросы логопеда: «Скажи, как двигается мишка? лошадка? зайчик? Кто двигается быстрее? Кто двигается медленнее?». И др.Вариант 2Ход игры. Ребенок изображает движение различных животных по инструкции: «Покажи сам».Передай приветХод игры. Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном педагогом темпе (или ритме; и темпе, и ритме), затем отвечают на вопросы.Инструкция: «Передай привет правильно».Вопросы логопеда: «Как хлопали по твоему плечу? Сколько раз хлопнули? Хлопки одинаковые или разные?» И др.Танец листьевХод игры. Логопед берет листья, поднимает руки вверх и показывает «танец листьев» (колебательные движения из стороны в сторону) в заданном темпе.Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец листьев».2.2. Совершенствование статической и динамической координации движений пальцев рук.УпражненияЗадачи: развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое, воспроизведения заданного темпа и ритма, пространственной организации движений пальцев рук.Упражнение 1. Выполнение единичного поочередного прикосновения большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.Упражнение 2. Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно.Упражнение 3. Чередование разного количества поочередных прикосновений. Например: два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).Упражнение 4. Выполнение поочередного прикосновения большим пальцем к другим пальцам за исключением одного запретного (в разном темпе).Упражнение 5. Выполнение единичного поочередного прикосновения пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.Упражнение 6. Выполнение нескольких (двух, трех, четырех и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.Упражнение 7. Выполнение прикосновений пальцев правой руки к пальцам левой руки с чередованием количества похлопываний (по два, по одному и т.д.) В умеренном, медленном, быстром темпе.Упражнение 8. «Игра на рояле» - выполнение поочередного прикосновения к столу пальцев правой руки (левой руки) в направлениях слева направо, справа налево, затем двух рук одновременно во встречных направлениях.Упражнение 9. Выполнение поочередного сгибания в кулак и поочередного разгибания пальцев. Выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (в разном темпе).2.3. Развитие статической и динамической координации пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений.УпражненияЗадачи: развивать кинестетическую и кинетическую основы движений; совершенствовать плавность и переключаемость движений; совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.Упражнение с фишкамиПеред ребенком вертикальной (затем горизонтальной) линией раскладываются цветные фишки (от трех до пяти штук).Логопед показывает движения: губы растягиваются в улыбке, палец касается фишки, положение фиксируется, затем губы принимают исходное положение.Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по фишкам. Ребенок повторяет упражнение за логопедом.Примечания:1. Длина «пути» зависит от индивидуальных возможностей ребенка.2. Варианты артикуляционных упражнений: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Лопатка», «Иголка», «Горка», «Парус», «Грибок», «Лошадка».З. В качестве дорожки из фишек можно использовать следующие изображения: клоун с рядом пуговиц, дудочка с рядом отверстий, паровоз с рядом дымовых колец и т.д.3. Формирование слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц.3.1. Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов).Игровые упражненияПроизнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины, с разной силой в соответствии с предложенным логопедом символом (см. упр. 1).(снежинка-будильник)Упражнение 3Вариант 1. Подбор слова к символу с опорой на предметные картинки.Ход упражнения. У каждого ребенка - один символ, обозначающий длину слова (короткий или длинный флажок), и две предметные картинки, одна из которых является иллюстрацией короткого (1) слова, другая - длинного (2), например: еж, бегемот. Дети выполняют инструкцию.Вариант 2. Подбор символа к слову с опорой на предметную картинку.Ход упражнения. У каждого ребенка - два символа, обозначающих длину слов, и одна предметная картинка, например: самолет. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Назовите картинку, выберите символ для слова» .Упражнение 4Подбор слов к символу без опоры на предметные картинки.Ход упражнения. Логопед показывает один из символов, обозначающий длину слова. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Придумайте слова, подходящие для символа».Упражнение 5Оценка соответствия длины языковой единицы и символа.Ход упражнения. На магнитной доске - предметная картинка (например, кот) и символ, обозначающий длину слова (например, длинный флажок). Дети выполняют инструкции.Примечание. Картинки и символы меняются (неправильный подбор чередуется с правильным). Инструкции повторяются.Инструкции: «Произнесите название картинки. Это длинное слово или короткое? Правильно подобран флажок? Если нет, выберите нужный».3.2. Развитие возможностей восприятия и проговаривания последовательностей лексических единиц.Игровые упражненияУпражнение 1Определение количества коротких (длинных) языковых единиц (у-у-у) и выкладывание соответствующего числа символов (кружков, квадратиков и т.д.).Упражнение 2Воспроизведение количества коротких (длинных) языковых единиц (0-0-0) на основании заданного числа зрительно воспринимаемых символов.Упражнение 3Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по силе языковых единиц:1) произнесение заданной серии звуков, слогов;2) выкладывание символов (высокая елочка, низкая елочка, высокая елочка...), хлопки, игра на музыкальных инструментах.Упражнение 4Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разных по длительности звуков: 1) произнесение заданной серии звуков, слогов, слов; 2) выкладывание символов, игра на музыкальных инструментах.Упражнение 5Анализ и воспроизведение темпа звуковой серии на основе: 1) сочетания услышанных серий языковых единиц и зрительного восприятия символических изображений; 2) слухового восприятия серий языковых единиц.Упражнение 6Анализ и воспроизведение содержащих паузы последовательностей звуков, вначале одинаковых (и...и-и), затем разных (а...и-и) на основе: 1) слухового восприятия; 2) зрительного восприятия схемы.Упражнение 7Подбор зрительной схемы к воспринимаемым на слух сериям.На доске - два-три варианта схем ритмического рисунка. Например: 1) \...\ \; \ \ \; \...\...\; 2) -- -; - - -; - --; з)Р Р р р Р Р; Р р Р. Логопед напевает (проигрывает) мелодию. Дети слушают и выполняют инструкцию. Инструкция: «Подбери к песенке нужную схему».3.3. Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности.Игры и игровые упражненияБывает - не бывает?Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: басака и собака. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово «басака»? А «собака»?»Примерный речевой материал: басака - собака, магазан магазин, самалат - самолет, газема - газета, телефан - телефон, тапата - лопата, масалет - самолет, равабей - воробей, тамалок - молоток.Найди словоХод игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Угадайте, какое слово спряталось в моем слове: «лисак». Покажите подходящую картинку».Речевой материал:а) добавление звуков: лисак - лиса, лунак - луна, пилак - пила, рукан - рука;б) перестановка слогов (звуков): мотолок - молоток, моколо - молоко, басака - собака, рагуда - радуга, бугама - бумага, велописет - велосипед, тевелизор - телевизор, бемигот - бегемот;в) перестановка звуков: чашак - чашка; тывка - тыква; фрутки - фрукты; порав - повар.Картинный материал: лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.Закончи слово(на основе восприятия инициальной части лексической единицы)Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: бумага, заборы.Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: «бума...», «забо...».Речевой и картинный материал: а) слова из трех и четырех слогов без стечений согласных звуков:бума...(га), забо...(ры), руба...(ха), пана...(ма), маши...(на), соба...(ка), газе...(та), лопа...(та), часи...(ки), баIiа...(ны), раду...(га), моло...(ко), воро...(на), соро...(ка), коро...(ва), доро...(га), топо...(ры), мали...(на), каче...(ли), ряби...(на), qере...(за), мага...(зин), поми...(дор), беге...(мот), теле...(фон), васи...(лек), коло...(бок), коше...(лек), паро...(ход), пуго...(вица), гусе...(ница), Бура...(тино), поми...(доры), само...(леты), само...(каты), бара...(баны), оде...(яло);б) слова со стечениями согласных звуков:коф...(та), пал...(ка), бел...(ка), вет...(ка), бан...(ка), пол...(ка), лам...(па), руч...(ка), мыш...(ка), птич...(ка), спич...(ка), свеч...(ка), конФе...(та), каран...(даш), картош...(ка), стака...(ны), подуш...(ка), ромаш...(ка), букаш...(ка);в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков:но...(га), ли...(са), ли...(цо), лу...(на:), лу...(жа), ту...(ча), ру...(ка), но...(ты).Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей:два слога в трехсложных словах;два слога (затем три слога) в четырехсложных словах;один слог в двусложных (затем трехсложных и четырехсложных) словах.Угадай начало слова(на основе восприятия финальной части лексической единицы)Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных: картинок, названия которых не имеют общих структурных элементов, например: картошка, дубина, мышонок.Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Я скажу конец слова, а вы угадайте его начало. Затем назовите все слово. Вам помогут картин:ки: «...бина, ...тошка, ...шонок».Чем похожи слова?Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток.Все вместе медленно произносят названия: картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковый конец.) Чем различаются? (Разное начало»)Речевой и картинный материал: цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.Измени словоЗамена конечного слога в словах с одинаковой инициальной частью.Ход игры. На первом этапе логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, названия которых имеют одинаковую инициальную часть, например: самовар, самолет, самокат.Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. В качестве вспомогательного материала предлагаются символы, обозначающие слоги, например:**/, **-, **=Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковое начало.) Чем различаются? (Разный конец.)На втором этапе логопед оставляет перед детьми две предметные картинки, например: самокат и самовар. После называния картинок дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Что нужно изменить в слове само-кат, чтобы получился само-вар?» (Изменить конец слова.)На третьем этапе перед детьми - одна предметная картинка, например: самовар. После называния картинки дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Замените вар на кат. Что получилось, назовите. (Самокат.) Замените кат на лет». И т.д.Сделай одно слово из двухХод игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух предметных картинок, при соединении названий которых можно получить новое слово, например: вол и осы. После называния картинок дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Сделайте одно слово из двух».Речевой материал: вол + осы; пол + осы; верх + ушки; корм + ушки; вол + на; мак + ушки; маска + рад; кар + точка.Картинный материал: вол, осы, пол, верх, ушки, корм, на, мак, маска, радостное лицо ребенка (рад), изображение вороны с открытым клювом (кар), точка.Поменяй местами части слова Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы.Например: Чай-ка (* *)Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».Речевой материал: дыра (рады); насос (сосна); сосна (насос); лама (мала); банка (кабан); чайка (качай); лыжи (жилы); мышка (камыш).Картинный материал: дыра, насос, сосна, лама, банка, кабан, чайка, лыжи, мышка.ДобавлялкиХод игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех-четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: еж, дом, кот, шар.Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки: колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот). Повторите все: колючий еж, воздушный шар, высокий дом, пушистый кот».Речевой и картинный материал:колючий... (еж), воздушный... (шар), высокий... (дом), пушистый... (кот);хитрая... (лиса), мягкая... (вата), холодная... (вода), веселые... (дети);веселый... (гном), свежий... (хлеб), горячий... (блин), кленовый... (лист);длинный... (мост), зеленый... (куст), разноцветный... (зонт), сладкий... (кекс);стеклянная... (банка), новая... (кофта), домашние... (тапки), косолапый... (медведь);лежат... (кубики), висят... (бананы), стоит... (бегемот), катится... (колобок);постираю... (сарафан), покачаю... (малыша), покатаю... (машину), почитаю... (газету);плывет... (пароход), скачет... (кузнечик), летит... (вертолет), ползет... (улитка).Примечание. Картинный материал указан в скобках.У АнтошкиХод игры. Логопед предлагает детям рассмотреть изображение Антошки и ряд из четырех предметных картинок, которые служат опорой при выборе слов, например: книжки, газеты, открытки, журналы.Все вместе произносят названия картинок. Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Я начну, а вы закончите. Вам помогут картинки. У Антошки на полках... (книжки, газеты, открытки, журналы). А теперь повторите все предложение».Речевой и картинный материал:У Антошки на полках ... (книжки, газеты, открытки, журналы).УАнтошки в кармашках ... (печенье, баранки, пряники, конфетки).У Антошки есть игрушки ... (самокат, самолет, велосипед, вертолет).Антошке снится вкусный сон ... (апельсин, мандарин, банан, лимон).Антошка посадил на клумбе ... (ландыши, ромашки, лютики и кашку).Антошка увидел ... (муравья, стрекозу, кузнечика, гусеницу). И т.д.Примечание. Картинный материал указан в скобках.СочинялкиХод игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух сюжетных картинок, например: а) У курицы - цыпленок. У кошки - котенок; б) У медведя - берлога. У белки - дупло. Затем дети выполняют инструкцию.Инструкция: Послушайте и ответьте на вопрос:а) У курицы - цыпленок, а у кошки?б) У медведя - берлога, а у белки?»Замени неподходящее словоХод игры. Логопед предлагает детям заменить неподходящее слово в предложении без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Послушайте, замените неподходящее слово».Речевой материал: У курочки - котенок. У зайчихи - бельчонок. У лисицы - волчонок. И т.д.Кто кем был?Ход игры. Логопед предлагает детям составить предложение без опоры на картинки. Дети выполняют инструкцию.Инструкция: «Скажите, кем была корова? А лошадь?»Речевой материал: Корова была теленком. Лошадь была жеребенком. Кошка была котенком. Свинья была поросенком. Лиса была лисенком. Волк был волчонком. Зайчиха была зайчонком. Бельчиха была бельчонком. Лось был лосенком. Олень был олененком. Утка была утенком. Гусыня была гусенком. Индюшка была индюшонком. Курица была цыпленком. И т.д.Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации пропедевтического этапа дифференцированного коррекционного воздействия с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.