Публикации Час патриотизма "Величие народного подвига".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Час патриотизма "Величие народного подвига".
Автор: Вайзер Анна Викторовна

МКОУ Юргамышская СОШЧас патриотизмаТема «Величие народного подвига»Автор: Вайзер Анна Викторовна,учитель истории и обществознания,I квалификационная категория,МКОУ Юргамышская СОШ1 ведущий Добрый день, сегодня наш час патриотизма «Величие народного подвига» посвящен Дням воинской славы: 27 января - 74 годовщина снятия блокады Ленинграда; 2 февраля - 75 годовщина победы в Сталинградской битве.2 ведущий: Сталинград - самая кровавая битва в мировой истории, которая переломила ход Второй мировой войны. Она продолжалась семь месяцев и велась в несколько этапов. Оборона Сталинграда — особый этап в битве. Бои велись буквально за каждый метр города, который бомбили с воздуха. По имеющимся данным, за первую неделю воздушной атаки погибли около 40 тысяч солдат и мирных жителей. Советские солдаты упорно отказывались отступать на восточную сторону Волги, хорошо зная, что это будет означать как для их военных усилий, так и для их жизней.Особо важные и длительные бои велись на Мамаевом Кургане — возвышенности на правом берегу Волги. Длительность битвы за эту возвышенность составила 135 из 200 дней всей битвы за Сталинград.1 ведущий: Кусок земли, он весь пропитан кровью.Почернел от дыма плотный мёрзлый снегДаже и привыкший к многословью,Здесь к молчанью привыкает человек.Смятый бруствер. Развороченное ложе.Угол блиндажа. Снаряды всех смели.Здесь плясала смерть, но нам всего дорожеОкровавленный кусок родной земли.Шаг за шагом ровно три неделиМы вползали вверх, не знавшие преград.Даже мёртвые покинуть не хотелиЭтот молнией опалённый ад.2 ведущий: Пусть любой ценой, но только бы добраться,Хоть буравя снег, но только б доползти,Чтоб в молчанье страшно и жестоко драться,Всё, как есть, сметая на пути.Под огнём навесным задержалась рота,Но товарищ вырвался вперёдГрудью пал на амбразуру дота –Сразу кровью захлебнулся пулемёт.Мы забыли всё… Мы бились беспощадноМы на лезвиях штыков наш гнев несли,Не жалея жизни, чтобы взять обратноРазвороченный кусок родной земли.(Владислав Занадворов)1 ведущий: Победа в Сталинградской битве имела для СССР огромное международное и военно-политическое значение. Она наметила коренной перелом в ходе Второй мировой войны. После Сталинграда наступил период изгнания немецких оккупантов с территории СССР. Став триумфом советского военного искусства, Сталинградская битва кратко укрепила лагерь антигитлеровской коалиции и вызвала разлад в странах фашистского блока.2 ведущий: Блокада Ленинграда еще одна трагическая и героическая страница Великой Отечественной войны. 900 дней и ночей шла грозная битва за Ленинград. Ее вели солдаты, партизаны, жители города на Неве. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания. Но ленинградцы выстояли, они спасли свой великий город, они победили фашистов силой своего духа. 27 января 1944 г. в городе на Неве прогремел торжественный салют в ознаменование полного освобождения Ленинграда от гитлеровской блокады. Сейчас 27 января - это День воинской славы России.1 ведущий: Началась блокада 8 сентября 1941 года, когда солдаты группы "Север" захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировав Ленинград с суши. Все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации были разорваны. Почти 2,5 года ленинградцы боролись за жизнь в осажденном городе. Положение ухудшала суровая зима 1941-1942 годов, отсутствие водоснабжения и тепла. Но самым страшным испытанием для Ленинграда стал голод. По разным оценкам, за годы блокады погибли от шестисот тысяч до полутора миллионов человек. Только 3% из них умерли в результате бомбёжек и артобстрелов, остальные погибли от голода. Блокада Ленинграда стала одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.2 ведущий: В блокадном Ленинграде оставалось около трех миллионов жителей. Запасы продовольствия и топлива были крайне малы, их могло хватить не более чем на один — два месяца. Необходимо было наладить связь с внешним миром, и это было возможно только воздушным путём и по Ладожскому озеру. Снабжение Ленинграда топливом и продовольствием было налажено к середине сентября 1941 года благодаря ледоставу на Ладожском озере. Эту дорогу назвали Дорогой жизни. По Дороге жизни вывозили население, детей, промышленное оборудование, а доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы. 1 ведущий: Много написано очерков, повестей, романов, воспоминаний о героической обороне Ленинграда и прорыве блокады. Сегодня мы проведем акцию «Прочитай книгу о войне» и познакомим вас с книгой Даниила Гранина и Алеся Адамовича.«Блокадная книга» - документальная хроника блокады; написана в соавторстве. В 60-70-х годах прошлого века они записывали рассказы людей, переживших блокаду Ленинграда - это были честные и страшные рассказы о пережитом. В книгу вошли свидетельства людей о том, как они жили во время блокады, записаны воспоминания детей - участников блокады, их рассказы о себе, о своих близких, о товарищах. 2 ведущий: В 2009 году режиссер А. Н. Сокуров снял по этой книге документальный фильм «Читаем Блокадную книгу». В студии звукозаписи книгу читают разные люди: известные артисты Олег Басилашвили и Лариса Малеванная, журналисты, школьники начальных классов, студенты, военные и сами блокадники каждый по одному - двум отрывкам. В числе читающих и известные лица, например. отрывок из фильма начало1 ведущий: Война и дети Нет ничего страшнее, чем эти два слова поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает. А кто подсчитает, сколько детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? А таких были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! И как хранили хлебные крошки, как ели животных, как еле-еле передвигались ноги, обессиленные от голода, и как было холодно. Все страдания отпечатались в детской душе, навсегда вошли в сердце маленьких и больших. Только вот вспоминать об этом люди не любят. Не могут.2 ведущий: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до подростков. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. У детей была тяжелая стадия блокадного голода, они были безразличны ко всему, к опасностям и даже к жизни. Если спрашивали ребенка: «Что бы ты хотел?», тот вяло отвечал – «Есть». Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат — жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город.Гитлер так объяснял немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».Штурмы тем временем следовали один за другим. Продолжались. В том числе и самый грозный штурм — голодом.1 ведущий: В перечне блокадной еды всякое можно найти — конопляные зёрна от птичьего корма и самих канареек, дроздов и попугаев, собирали клей от обоев, вываривали ремни, ели кошек, собак, ворон, потребляли всякого рода технические масла, использовали лекарства, специи, вазелин, горчицу. Список этот длинный, удивительный по своей изобретательности.«Мария Андреевна Сюткина, вспомнила, что у нее есть меню сорок второго года столовой одного из цехов, и прочитала нам названия блюд, которые заменяли мясные, рыбные, мучные. Но это уже весна — лето 1942, когда с питанием стало намного лучше:«Щи из подорожникаПюре из крапивы и щавеляКотлеты из свекольной ботвыБиточки из лебедыШницель из капустного листаПечень из жмыхаТорт из дурандыСоус из рыбнокостной мукиОладьи из казеинаСуп из дрожжейСоевое молоко (по талонам)».Чего только не варили, чего не ели, чего не изыскивали! Воистину, как говаривали немцы в старину: «Лучший повар — голод!»Отрывок из фильма 20.53 – 22.562 ведущий: «В городе» происходила как бы концентрация. Внутри квартир все сселялись в одну комнату: чем теснее, тем теплее. Согревали друг друга своим дыханием. Переезжали к друзьям, близким. По две, по три семьи собирались вместе из разных районов города. Оживали родственные связи. Сообща легче было управиться, стоять в очередях за хлебом, носить воду, смотреть за детьми.1 ведущий: Казарменное положение было в той обстановке, может, самой действенной помощью людям. Организованность, воля, ум коллектива изыскивали, казалось бы, совершенно невероятные возможности. Работники типографии, которая печатала карточки для города, рассказывали: когда на эти карточки стали давать все меньше (с 20 ноября рабочим — 250 граммов хлеба. Служащим, иждивенцам, детям — 125 граммов хлеба, черного, липкого, как замазка, водянистого, с примесью целлюлозы и опилок, и ничего кроме этого), начали искать, оглядывать, как бы проверять заново все, что было под рукой, в смысле съедобности, пытать окружающее воспаленными глазами голода.«— Матрицы были. Там папиросная бумага и какое-то количество мучного клея, чтобы смазывать. Матрицы отработанные — свинца, красок нет, только бумага. Так мы мололи их, делали кашу и говорили, что каша ничего. Или столярный клей — это же студень.— Получается, что у вас было профессиональное блюдо, из матриц?— Да. Мы эту кашу ели, и ничего! Доля муки там была очень незначительная, в основном была бумага, клей и ряд других компонентов».2 ведущий: Город жил и сражался. Вместе с взрослыми встали на защиту любимого города дети Ленинграда. Великий труд охраны и спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолётов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби семьям, стояли в очередях за хлебом.… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали тоже самое по отношению к старшим. 1 ведущий: Из дневника Юры Рябинкина: «Начался голод вовсю, в полную силу. Впервые подступило ко мне непривычное, унизительное лютое чувство голода.»Постепенно помыслы Юры сужаются, сосредоточиваются на еде, тепле, физиологии. Это испытали на себе и другие голодающие блокадники — и это тоже черта. Еще и еще черта, а за какой-то чертой может наступить тяжелый распад психики. Но некоторым удается до конца сохранить себя человеком, сохранить в себе чувство долга, чести, благодарности, милосердия, вопреки всем обстоятельствам — удержаться. Одним удается, другим — нет.Жили блокадники по-разному, голодали тоже по-разному, и умирали неодинаково. Одни умирали как люди, и вспоминают о них и поныне с жалостью и сочувствием, Упоминают тогдашние мальчишки, девчонки. А были такие, о которых по-другому вспоминают: о ком с презрением, а о ком и с ужасом. Но всегда — с болью за образ человеческий. Может, это и есть страшный суд, который творится на земле памятью людской.Да, были и такие (и это даже неизбежно в много миллионном голодном городе), что переступали последнюю черту, за которой — животный эгоизм, жестокость, голодное безумие.Конечно, легче, удобнее всего об этом не вспоминать. Но тогда мы не поймем ценности и человеческой высоты тех людей — а их было большинство, — кто устоял, кто не перешел за последнюю черту. И не увидим, не поймем, в какой тяжкой борьбе с самим собой человек побеждает нестерпимый голод, холод, смерть, безнадежность.2 ведущий: Клавдия Петровна Дубровина, рассказывая, не перестает сама себе удивляться — тому, что она сделала, когда в руках у нее оказалось сладкое и съедобное лекарство, много лекарства:«— У нас в Отдельном Городском Батальоне все пристрастились: покупали пурген и пили с кипятком по таблеточке.— Сладкий он, что ли?— Да, сладенький, там сахарин, мы пили. И вот наши меня попросили, помню, как сейчас, купить семьдесят таблеток (потому что нас семь человек, всем по пакетику, а в пакетике десять таблеточек было). И вот семь человек дали мне деньги (копейки они стоили) и говорят: «Купи нам». Купила, значит, иду оттуда и не могу удержаться. Путь далекий. И вот пока я оттуда шла, я все — по таблеточке — съела! Еще мне хочется, еще, не удержаться, еще…»Не могла удержаться, не сумела себя остановить, хотя это не хлеб, не сахар, а просто сладковатые пилюли, иллюзия пищи.»Потом врач ее еле выходил, попрекал: культурный человек — и 30 таблеток принять! (Это она преуменьшила, не решилась правды сказать.)Рассказ К. П. Дубровиной — пример того, что и взрослому сознанию не всегда удается остановить себя. А Юре Рябинкину, 16 летнему мальчику, надо, простояв в очереди много часов, донести «печеньица» домой, донести сестре и матери и не съесть ничего.1 ведущий: Дневник его постепенно становится свидетелем мучительной борьбы — не знаем, чему равной, — с самим собой, со стыдом перед матерью. Свидетелем и отчетом. Дневник делается союзником Юры в неравной схватке с инстинктом, с пожирающим внутренности голодом.«9 и 10 ноября… И все же я могу твердо сказать, что не будь рядом со мной сытых, я к этому всему привык бы. Но когда каждый звук, задевает чем-то веселым, сытным. Перед собою, сидя в кухне, я вижу на плите кастрюлю с недоеденными обедами, ужинами и завтраками, что оставляет после себя Анфиса Николаевна я не могу больше… Разрываюсь на части, буквально конечно, нет, но кажется… И запах хлеба, блинов, каши щекочет ноздри, как бы говоря: „Вот видишь! Вот видишь! А ты голодай, тебе нельзя…“ Я привык к обстрелу; привык к бомбежке, но к этому я не могу привыкнуть — не могу! 2 ведущий: В уши бьет веселый смех Анфисы Николаевны… Мама вчера одолжила кусочек сахару у нее, сегодня хочет одолжить у Кожинских. Но сегодня — последний день декады. Завтра — будет свой сахар, хлеб… и хлеб!! Через ночь…У нас не выкуплено на эту декаду 400 граммов крупы, 615 граммов масла, 100 граммов муки… этих продуктов нигде нет. Где они выдаются, возникают огромные очереди, сотни и сотни людей на улице, на морозе, а привозят чего-нибудь в этом роде человек на 80—100. А люди стоят, мерзнут и ни с чем уходят. Люди встают в 4 часа утра, стоят до 9 вечера по магазинам и ничего не достают. И больно, а ничем не поможешь. Сейчас тревога. Она уже длится часа два. Нужда, голод заставляют идти в магазины, на мороз, в длинную очередь, в людскую давку… Провести так недели, а затем уже никаких желаний не останется у тебя. Останется тупое, холодное безразличие ко всему происходящему. Недоедаешь, недосыпаешь, холодаешь и еще к тому же — учись. Я не знаю, как я смогу учиться. Я хотел на днях заняться алгеброй, а в голове не формулы, а буханки хлеба.1 ведущий: Ольга Берггольц сделала выписку из дневника М. М. Кракова, главного инженера завода № 10 (Володарский район):«Около мельницы им. Ленина я наблюдал следующую сцену.Шедший передо мной мужчина вел за руку маленькую девочку. Внезапно эта девочка упала. Заплакала, сквозь рыдания было слышно: — Папочка, кушать хочу. Дай мне что-нибудь. Папочка! Мужчина растерянно смотрел на нее, бессвязно бормотал слова утешения. Попробовал взять ее на руки. Но усилия были тщетны. Он сам ослабел. Я заглянул ему в лицо. Оно было опухшим, прозрачным.Рядом остановилась женщина. Она к груди прижимала маленький сверток. В таких свертках люди сейчас носят хлеб.Женщина тоже попробовала уговорить девочку. Когда из этого ничего не вышло, кто-то из прохожих бросил на ходу: «Дай ей хлеба — и все пройдет».Женщина задумалась. Это продолжалось, может быть с минуту. Затем решительным движением развернула сверток, отломила от небольшого куска немного хлеб; и дала девочке. Сразу же после этого она ушла.Я догнал ее через несколько минут. Обернувшись, увидел слезы на ее глазах. Это были не слезы жалости к ребенку — они были слезами жалости к себе. Может быть, у нее дома был оставлен голодный ребенок… Пожалуй, даже наверняка…»2 ведущий: Дети были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же. Но они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам, пилили дрова, чинили бельё для раненых и выступали перед ними в госпиталях. А ведь защищали Ленинград не только солдаты, но и мирное население. Женщины копали окопы и рвы, чтобы не прошли фашистские танки. У женщин болели руки, ладони были стёрты до крови. Работали они от рассвета до заката. Им даже еду, как солдатам, привозили в полевых кухнях. А над головой летали фашистские самолёты и стреляли. Женщины прятались в окопы. А дома... дома ждали дети, если ЭТО можно было назвать домом, ведь зачастую и идти было некуда. Не было домов, не стертых с лица улиц Ленинграда. В школах было тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду. Дети не доедали все, а складывали и приносили домой, что бы поделиться со своими близкими.1 ведущий: Отрывок из книги: Была у нас встреча с Ольгой Николаевной Мельниковой-Писаренко. Было в ее рассказе и такое вот воспоминание:«— Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Я случайно попала туда. Как раз мы оттуда возили дрова. Там много деревянных домов было. Это для госпиталей везли. И случайно я туда забежала. Смотрю — подростки, мальчики по двенадцать-тринадцать лет, девочки по четырнадцать лет стоят у станков и работают. Они заменили своих отцов или своих старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки или ящики, для того чтобы они могли работать. Рассказывали, что одна девочка, работая на станке, еще играла в куклы… Это неправда! Это она брала куклу, идя на работу. Она должна была брать с собой какую-нибудь, знаете, дорогую вещь, то есть для нее дорогую. Она куклу брала с собой, потому что считала, ее такой ценной вещью.— Это оттого, что дом могут разбомбить?— Да. Она не играла, а это просто ее личная вещь. О какой игре в куклы можно говорить, когда она недоедала, недопивала, когда знала, что нужно деталь сделать. Она куклу брала, чтобы сохранить; дом может разрушиться, а эта ее дорогая вещь сохранится.— А сколько этим девочкам было лет?— По тринадцать-четырнадцать… Другой раз бежишь куда-нибудь, смотришь: стоит подросток. Говоришь: «Что ты стоишь? Давай выходи, уже всё, обстрел кончился». Подойдешь к нему, а он мертвый! Он, конечно, от голода умирал. И вот стоя, прислонясь к стене, умирали!»отрывок из фильма2 ведущий: Мерой мужества ленинградцев стала учрежденная в декабре 1942 года медаль «За оборону Ленинграда». Ею было награждено 1,5 млн. человек, выстоявших в блокаде. В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а 27 января 1944 года была полностью снята. Над заснеженной Невой прогремели залпы победоносного салюта. Подвиг ленинградцев навсегда остался в памяти соотечественников. Он стал ярким образцом самоотверженного служения своему городу, народу. Русский народ благодарен героям-блокадникам, которые ценою собственных жизней сохранили духовные и материальные ценности своей страны. Поражает то, что в таких нечеловеческих условиях люди сохраняли в себе чувства долга, чести, благодарности, милосердия. Читая эту книгу, мы понимаем, в какой тяжкой борьбе с самим собой человек побеждает нестерпимый голод, холод, смерть, безнадёжность1 ведущий: В прологе фильма А. Н. Сокуров говорит о том, что ему представляется необходимым именно сегодня сказать о человеческой порядочности. В эпилоге он сам себя спрашивает, для чего был снят этот фильм. Наверняка, не только для того, чтобы напомнить об огромной трагедии в истории человечества, но и для того, чтобы рассказать, на что способен человек, когда он верит. «Читаем Блокадную книгу» — это фильм не о мертвых, это фильм для живых.Буктрейлер по книге