Публикации Проектирование образовательного пространства и предметно-развивающей среды в ДОУ: современный взгляд педагога-психолога

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектирование образовательного пространства и предметно-развивающей среды в ДОУ: современный взгляд педагога-психолога
Автор: Бизимова Лена Васильевна, педагог-психолог; Епишина Ольга Константиновна, педагог-психолог; Шаравина Юлия Валерьевна, педагог-психолог

Проектирование образовательного пространства и предметно-развивающей среды в ДОУ: современный взгляд педагога-психологаДетки в садике живут.Здесь играют и поют.Здесь друзей себе находят.На прогулку с ними ходят.Вместе спорят и мечтают.Незаметно подрастают.Детский сад - второй ваш дом.Как тепло, уютно в нем!Детство - это время, когда закладывается фундамент личности, формируются базовые социальные установки, привычки, стереотипы поведения, развиваются познавательные способности и эмоционально-волевая сфера человека, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их всестороннего и полноценного развития.Для решения этих задач был принят новый закон «Об Образовании», в котором дошкольное образование обозначено как ступень образования, введен новый Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе. В условиях дошкольного образовательного учреждения должны быть созданы все условия для всестороннего развития личности детей. Потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью развивается при особой организации работы с детьми. Качество образования, образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, целесообразным возрасту ребенка наполнением предметно-развивающей среды. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей. Известно, что обстановка, в которой растёт ребёнок - оформление помещений, мебель, игрушки - оказывает влияние на воспитание и становление личности. Значительную часть времени дошкольники проводят в учреждениях образования. И нужно так организовать сферу пребывания ребёнка в детском саду, чтобы она способствовала физическому и психическому развитию маленького человека.Развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной игровой деятельности ребенка. В настоящее время получил развитие подход, при котором все, что окружает ребенка в учреждении образования, рассматривается с точки зрения образовательного пространства. Понимание основ формирования образовательное пространства игры дошкольника представляется весьма важным, так как игра является ведущим видом деятельности дошкольников, а также мотивирующим фактором в других видах детской деятельности.Предметно-развивающая среда является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кроме того, среда может оказывать и коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии, опираясь на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Организация предметной среды подчиняется, в первую очередь, цели сохранения и укрепления психологического и соматического здоровья детей. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения развивающей среды. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, предметная среда без слов и назиданий формирует у него представление о красоте, чувство вкуса, ценностные ориентации.В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Нормативно-правовой базой к отбору оборудования, учебно-методических и игровых материалов при проектировании и создании предметной среды являются государственные санитарные правила и нормы, реализуемые образовательные программы, приказы и методические рекомендации министерства образования России.В настоящее время для работы с детьми существуют разнообразные программы. Педагогу предоставляется широкий простор для его творческой деятельности. При этом как руководитель образовательного учреждения, так и педагог в процессе внедрения образовательной программы в работу должны уделить особое внимание изучению раздела «Развивающая предметная среда».Предметная среда (мебель и оборудование всех помещений учреждения, где живут и занимаются дети, пособия, игрушки, предметы быта, эстетические предметы и произведения искусства) функционально значима. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания предметная среда должна обеспечивать развитие всех видов детской деятельности в зависимости от выбранной программы и ее задач. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.3. Реализацию образовательной программы ДОУ.4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
  • содержательно-насыщенной;
  • трансформируемой;
  • вариативной;
  • полифункциональной;
  • доступной;
  • безопасной.
  • Насыщенность РПП среды предполагает:
  • разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
  • соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
  • Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
  • трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
  • от образовательной ситуации;
  • от меняющихся интересов детей;
  • от возможностей детей.
  • вариативность среды предполагает:
  • наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
  • периодическую сменяемость игрового материала;
  • разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
  • появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • доступность среды предполагает:
  • доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • безопасность среды:
  • соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
  • Среда, не только создает благоприятные условия жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей. Эти задачи решаются в центрах детской активности. Их количество и наполняемость зависят от возраста детей, их интересов. Каждый центр активности имеет обязательный набор алгоритмов выполнения того или иного замысла ребенка. В каждом центре активности помещены правила работы в этом центре, разработанные педагогами и детьми.Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды.
  • Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
  • Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
  • Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.
  • Определить дополнительное оборудование.
  • Организованная в ДОУ образовательная среда стимулирует развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребенка и становление его личности. Что обеспечено следующими психолого-педагогические условиями:1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.         Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.Рассмотрим психолого-педагогические принципы проектирования образовательного пространства в ДОУ:
  • Принцип индивидуально-дифференцированной направленности содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса. Данный принцип ориентирует на учет индивидуальных особенностей развития воспитанников на каждом возрастном этапе. Он реализуется путем стимулирования, компенсации и коррекции развития, как у отдельных воспитанников, так и подгруппы, а также путем создания благоприятных условий для их полноценного развития, опережающего в своем развитии сверстников.
  • Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целевого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонента.
  • Принцип гуманизации образовательного процесса предусматривает не максимальное ускорение темпов развития воспитанника, а создание условий для полноценного проживания каждым воспитанником своего детства, наиболее полного развития его возрастных и индивидуальных способностей, соответствующих его возможностям, содержанию, методам, темпам обучения и воспитания.
  • Принцип природосообразности, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс обеспечивает, с одной стороны, удовлетворение жизненно важных потребностей воспитанника, а с другой стороны, - создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.
  • Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства предполагает совместную и созидательную деятельность педагога, воспитанника и родителей.
  • Принцип научности состоит в том, что воспитанник усваивает реальные знания, точно отражающие действительность, а педагог – воспитатель постоянно совершенствует свой научно-профессиональный уровень.
  • Принцип культуросообразности, ориентирующий воспитанника на освоение общечеловеческой культуры.
  • Принцип открытости ДОУ ближайшему социальному окружению: культуре, природе, детям и взрослым.
  • Позитивная предметно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи образовательного процесса. Она вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его. Предметно-развивающая среда в единстве с содержательным общением взрослого с детьми является необходимым условием для полноценного развития ребенка. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Для этого необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Какие психолого-педагогические принципы проектирования предметно-развивающей среды в ДОУ необходимо учитывать:
  • Принцип вариативности, мобильности, динамичности среды. Обеспечение возможности трансформации пространства, изменения обстановки. Использование многофункциональных, легко трансформируемых элементов. Среда, активизирующая творческий потенциал ребенка, должна быть многовариантной, не застывшей, а динамичной.
  • Принцип здоровьесбережения. Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на современных научных принципах – своеобразной эргономике детства. Использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, грамотное оформление, озеленение территории, строгое соблюдение санитарных правил и норм при создании развивающей среды.
  • Принцип экологичности. Природосообразная предметно-развивающая среда, психологически и экологически комфортная, благополучная для жизнедеятельности детей, является частью экологии – среды обитания человека вообще и ребенка, в частности.
  • Принцип соответствия развивающей среды возрасту ребенка. Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, необходимо учитывать анатомические, физиологические, интеллектуальные и психические особенности детей разных возрастных групп.
  • Принцип целесообразности и рациональности. Один из первых и наиболее важных, так как он создает атмосферу удобства и комфорта для каждого ребенка в отдельности, для всех детей в целом, для взрослых, находящихся вместе с детьми. Он важен при выборе каждого предмета, обеспечивающего среду: для чего, с какой целью, как необходим данный предмет.
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Включение в развивающую среду предметов личного характера, организация части интерьера «по-домашнему», создание ребенку индивидуальной комфортности.
  • Принцип доступности и открытости. Он продиктован особенностями развития ребенка, который ведет себя по принципу «вижу – действую». Развивающая среда имеет в своей основе цель предложить ребенку материал для его активного участия в разных видах деятельности, подтолкнуть к тому, что ему интересно и доступно в данный момент. Выбор ребенка может состояться только в том случае, если перед ним будут открытые и доступные предметы.
  • Принцип гибкого зонирования. Обеспечение возможности трансформации и зонирования помещения. Обогащение форм жизни ребенка в образовательном учреждении требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка.
  • Создавая развивающую предметно-пространственную среду, необходимо учитывать:
  • Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
  • Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
  • Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  • Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  • Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  • Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  • В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  • Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Предметно-развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, его успешной социализации в обществе. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.Поэтому среда в ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.