Публикации
"Методическая копилка " "Подборка художественного слова для НОД по ФЭМП "
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка " "Подборка художественного слова для НОД по ФЭМП "
Автор: Комлева Юлия Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка " "Подборка художественного слова для НОД по ФЭМП "
Автор: Комлева Юлия Павловна
ФИЗМИНУТКИ
ДЛЯ НОД ПОФЭМП.
____________________
ХУДОЖ. СЛОВО
ДЛЯ
НОД ПО
ФЭМП.
ПАЛЬЧИКОВАЯГИМНАСТИКАДЛЯ НОДПО ФЭМП.
____________________
СЧИТАЛКИ.
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
ДЛЯНОД ПОФЭМП.
_______________________
Подборка художественного слова для НОД по ФЭМП (физминутки, считалки, задачи-шутки, считалки)
Подготовила воспитатель МБДОУ Детский сад №27 ЗАТО Северск, Томская обл. Комлева Ю.П.
Вечером встает луна.
Сколько в небе лун?
Одна.
В небе солнышко одно,
По ночам луна одна.
Как закатится оно-
Появляется она.
(Г. Сапгир)
Начнём считать:
Один, одна-
Моя страна.
Здесь наш родной
Любимый дом.
Отчизна, Родина - она
У каждого из нас одна.
(Г. Кайтуков)
Сколько звёзд на ясном небе?
Сколько колосков в полях?
Сколько песенок у птицы?
Сколько листьев на ветвях?
Только солнце - одно на свете.
Только мама - одна на свете.
(Г. Виеру)
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
(С. Маршак)
Начинаем представленье
Детворе на удивленье.
Познакомимся, друзья!
Единица - это я!
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
(Г. Виеру)
Я умею делать стойку,
По канату я хожу.
За собою цифру двойку
На верёвочке вожу.
(В. Данько)
Танцует крошка,
А всего одна ножка.
(Игла)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается.
(Гриб)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит:
Тычет клювом наугад,
Ищет в болоте лягушат.
(Цапля)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Ёлка)
А вот это - цифра 2,
Полюбуйтесь - какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
(С. Маршак)
Два похожа на утёнка
С длинной шеей,
Шеей тонкой.
(Г. Виеру)
Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая.
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
(С. Маршак)
Спросили как-то дедушку
Кондрата
Весёлые болтливые ребята:
"К чему - уже мы думали не раз-
Язык один, а уха два у нас?"
Ответил дед: "Могу вам объяснить: Чтоб больше слушать, меньше говорить".
(Е. Бандуренко)
Двое глядят, двое слушают.
(Глаза и уши)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами
открываются.
(Глаза)
Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Два берега)
Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик.
(Ножницы)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой
А они опять за мной.
(Лыжи)
А вот это - посмотри,
Выступает цифра 3.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.
(С. Маршак)
Это - месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь, посмотри,
Получилась цифра 3.
(В. Бакалдин)
Треугольная доска, а на ней-
Три волоска.
Волосок- тонкий, голосок- звонкий.
(Балалайка)
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный-
Стоп! Идти нельзя! Опасно!
Жёлтый глаз- погоди,
А зелёный - проходи.
(Светофор)
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются,
И со старым добрым львом
Весело качаются.
Сколько всего зверят?
В класс вошла Маринка,
А за ней Полинка,
А потом пришёл Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Три яблока из сада
Ёжик притащил,
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке.
Три братца - один впереди,
Два позади: бегут,
А догнать не могут.
(Колёса велосипеда)
У Катюшиной сестрички
Две весёлые косички,
Ручки две и ножки две,
Два банта на голове.
Две румяных пухлых щёчки
И две ямочки на них,
И с помпонами носочки,
Все в цветочках голубых.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
(С. Маршак)
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола,
И по четыре ножки у мышки и у кошки.
Делал Егорка с мамой уборку,
Опрокинул стул в квартире -
Стал похож он на четыре.
(В. Бакалдин)
Бегут четыре колеса
Резиною обуты.
Что ты пройдёшь за два часа,
Они - за две минуты.
(С. Маршак)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
У него четыре лапки,
Лапки цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он - гроза для мышей.
(Кот)
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
(Поросёнок)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.
(Стол)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.
(Стулья)
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
(С. Маршак)
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно.
Как не знать?
(Г. Виеру)
А вот это - цифра 5!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
Как считали, повтори!
И один, и два, и три,
А четыре не забудешь?
И четыре говори!
А последний будешь брать-
Говори скорее пять.
(С. Маршак)
Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают карандашом,
Пилою, ложкой, топором.
(Пять пальцев)
Пять мешочков шерстяных,
Греются братишки в них.
(Пальцы в перчатках)
Четверо ребят в одной шубе сидят, А пятый в шубёнке
стоит в сторонке.
(Пальцы в варежке)
Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные
Чуланчики.
(Пальцы в перчатках)
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят.
(Пальцы в шерстяных носках)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца, ест и пьёт он из корытца.
(Поросёнок)
Цифра 6 - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
(С. Маршак)
На что похожа цифра 6?
На трубку деда, так и есть.
(Г. Виеру)
Шестёрка на замок похожа,
Который жук закрыть не может…
Я шестиногому жуку
Замок захлопнуть помогу.
(М. Мышковская)
Рогалик бублику приклей,
Да только есть его не смей!
Не крендель это, чтобы есть.
А просто цифра 6!
(В. Бакалдин)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох!
Съела шесть горошин Нина-
У неё теперь ангина!
(Град)
Дом без окон и дверей,
Как зелёный сундучок.
В нём 6 кругленьких детей,
А зовут его… (Стручок
Ребята продолжают счёт.
Вслед за пятёркой- шесть идёт.
Есть в доме у меня сосед-
Ему исполнилось шесть лет,
Он любознателен, умён,
Ещё не ходит в школу он,
Но знает буквы все подряд,
Прочёл букварь- и очень рад.
Он маме с бабушкой сказал:
"я первоклассников догнал!"
Чёрен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт,
Летит- жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)
Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
(6)
У нашей А лёнки
Капуста в бочёнке,
Огурчики в кадке,
Морковки на грядке.
У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке,
Бобы на окошке,
Петрушка в ладошке.
(Сколько всего видов овощей)
Есть у меня шестёрка слуг
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Р. Киплинг)
(Назовите всех слуг. Сколько их всего)
Красота, красота, мы везём
С собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая-
Вот компания какая!
(Назовите всех. Сколько всего друзей?)
Хозяйка однажды с базара
Пришла.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. Ох!
(Сколько всего?)
Вот семёрка - кочерга, у неё одна нога.
(С. Маршак)
Семь - словно острая коса,
Коси коса, пока остра.
(Г. Виеру)
Цифра 7, мои друзья, словно нос у корабля.
(И. Блюмкин)
Очень похожи семёрки на клюшки
Для хоккеиста и для старушки.
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
(Семь)
Что сказать о цифре семь?
Ты ведь знаешь дни недели-
Посчитай-ка их живей!
Если в счете не собьешься,
Ровно семь получишь дней.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
(П. Башмаков)
Братцев этих ровно 7.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний.
(Дни недели)
В небе радуга-дуга
Замыкает берега.
Расцветая всё ясней,
Чудо-краски светят в ней!
Пусть ответит тот, кто знает
Или сможет сосчитать,
Сколько красок в ней играет,
Озирая моря гладь?
(семь)
У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете
Свете и Пете,Ирине, Галине,
Марине и Нине.
И сам съел конфету.
А больше их нету!
(Сколько было конфет?)
В снег упал Серёжа, А потом Антоша, а за ними Гена,
Катенька и Лена. А потом ещё
Игнат. Позже всех упал Марат.
Сколько было всех ребят?
Пословицы, крылатые
выражения.
Семеро одного не ждут.
Один- с сошкой, семеро- с ложкой.
Семь раз отмерь- один раз отрежь.
Семь бед- один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
На седьмом небе.
В понедельник- мандарин,
А во вторник- апельсин,
В среду- шоколад,В четверг- мармелад,В пятницу- виноград,
В субботу- печенье,
В воскресенье- варенье.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
(С. Маршак)
Цифру 8, цифру 8
на носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки-
Получаются очки.
(Ф. Дагларджа)
Всюду с гордостью несу
Цифру 8 на носу.
(М. Мышковская)
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
(Г. Виеру)
К этой цифре ты привык:
Это цифра- снеговик.
Лишь зима сменяет осень-
Дети лепят цифру 8!
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.
(В. Бакалдин)
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
(Г. Виеру)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и 8 ног- вот и весь я- …
(Осьминог)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк:
Покупайте, мухи, шёлк!
(Паук)
Вот приехал Дед Мороз!
Всем подарки он привёз:
Зайку- Галине, мишку- Марине,
Соне- матрёшку, Коле- гармошку,
Толе- барабан, Рите- сарафан,
Нине- сказки, Зине- краски!
(Сколько подарков?)
Паук.
Диво дивное паук: 8 ног и 8 рук!
Если надо наутёк- выручают 8 ног
Сеть плести за кругом круг-
Выручают 8 рук. Если злится почему-то, словно все кругом
Враги, спину горбит, смотрит
Люто- значит встал с другой ноги.
(С. Маршак)
Цифра 9, иль девятка,-
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.
(С. Маршак)
9, как и 6, вглядись.
Только хвост не вверх, а вниз.
(Г. Виеру)
Девятка- убедитесь сами-
Похожа на 6 вверх ногами,
Похожа на дверной крючок,
На перевёрнутый замок.
(М. Мышковская)
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
(В. Данько)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
(Девять)
Осень добрая пришла,
Нам подарков принесла:
Гречку загорелую,
И пшеницу зрелую,
И бруснику спелую,
Дыню полосатую,
Свёклу бородатую,
И морковь хвостатую,
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые-
Осень принесла!
(Сколько подарков?)
Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых
Кенгуру. Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(Сколько зверей посетил воробей?)
Цифра вроде буквы О-
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
(С. Маршак)
Могут назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём,
Он называется нулём!
(Ф. Дагларджа)
Если что-то вдруг пропало,
Улетело, убежало,
Мы, дружок, с тобою вместе
Ставим ноль на этом месте.
(М. Мышковская)
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите- у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки.
Угостила двух внучат-
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Нисколько, ноль)
Цифра вроде буквы О-
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это- 10.
(С. Маршак)
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Целый десяток
Верных ребяток.
(Пальцы)
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав 10 из него.
За девятью идёт десятка,
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку-
И счёту нашему конец.
С нолём гуляет единица,
Не может с ним наговориться.
(Ф. Далгарджа)
В 10 одёжек плотно одет
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь-
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.
(Лук)
На 10 братьев двух шуб хватит.
(Варежки)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
10 их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры 0-9)
Пословицы, крылатые
выражения.
Дело десятое. (Не столь важное, не имеет серьёзного значения).
Не трусливого десятка. (Смелый).
С пятого на десятое. (Рассказывать непоследовательно, нарушая порядок изложения).
Весёлый счёт..
Один. Остался Джон один-
Сам себе он господин.
Два. В окошко мышь влетела
И в горшок залезть хотела.
Три. За бедной мышкой кошка
Следом прыгнула в окошко.
А четыре кто? Щенок!
Он вбежал и сел у ног.
Пять- старушка черепаха.
Завизжал щенок от страха!
Шесть. Явилась, как ни странно,
Почтальонша-обезьяна.
Семь. Влетела к ним ворона
И за нос схватила Джона.
Восемь- тигр! Страшный зверь
Распахнул в квартиру дверь!
Девять. В дом вошёл тайком
Чёрный дядька босиком.
Очень трудная загадка!
Как добиться здесь порядка?
Джони думал и гадал,
А потом себе сказал:
Догадался! Всё понятно!
Буду я считать обратно.
- Девять!- громко крикнул Джон.-
Чёрный дядька вышел вон.
Восемь! Тигра нет как нет.
Он исчез. Пропал и след.
Семь! Ворона улетела,
Хоть ужасно не хотела.
Шесть! Сбежала обезьяна,
С ней не стало и банана.
Пять! И быстро, как могла.
Черепаха уползла.
А четыре кто? Щенок!
Он и санки уволок.
Три! Схватила кошка мышь!
Нет, голубушка, шалишь!
Два! И мышка убежала!
Кошка мышь не удержала!
Снова дома Джон один-
Сам себе он господин.
Арифметические действия.
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков.
Я- ПЛЮС,
И этим горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я- добрый знак соединенья,
И в том моё предназначенье.
Я- МИНУС, тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
Сложение.
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получиться сложенья.
Вычитание.
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?
Надо что-нибудь отнять.
У Аришки орешки, у Маришки матрёшку, у Андрюшки новый мяч.
Во дворе и вой, и плач. Получился ответ: игрушки есть, подружек нет.
Двое шустрых поросят
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им.
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Ехали две тачки и ещё две тачки,
В каждой по две кошки и по две собачки. Сколько было тачек, кошек и собачек?
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.(?)
Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: "Домой хочу".
Сколько их пришло к ручью?
Как у нас на нашей клумбе
Сколько цветиков цветёт! Розы, мак, ноготки, астры - пёстрые цветки, георгины и касмеи. Сосчитай их поскорее!
Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны одинаковой
Длины. Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат)
Три угла, 3 стороны, могут разной
Быть длины. Если стукнешь по углам, то скорей подскочешь сам.
(Треугольник)
Ежик по лесу шёл, на обед грибы
Нашёл: 2- под берёзой, 1- у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (3)
Под кустом за полем ржи жили
Дружные ежи:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Одну ягодку беру,
На вторую смотрю,
Третью примечаю,
А четвертая мерещится.
"Конструктор".
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый,
Разноцветный чудачок.
Ёж спросил ежа-соседа:
Ты откуда, непоседа?
Запасаюсь я к зиме, видишь,
Яблоки на мне?!
Собираю их в лесу,
Два отнес да два несу.
Призадумался сосед:
Это много или нет?
(Много, 4)
"Насос".
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево- раз, вправо- два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре
(повторить 3 раза)
хорошо мы потрудились.
"Стойкий оловянный солдатик".
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
"Самолет".
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
1, 2, 3, 4 - полетел наш самолет.
"Буратино".
Буратино потянулся, раз нагнулся,
Два нагнулся. Руки в стороны развел: ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
1, 2 - выше голова, 3, 4, - руки шире. 5, 6 - тихо сесть,
7, 8 - лень отбросим.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают -
Не идет ли волк?
1 - согнуться, 2 - нагнуться,
Потянуться. 3 - в ладоши 3 хлопка
Головою три кивка.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько выполним прыжков.
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
1, 2, 3, 4-потянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Солнце глянуло в кроватку…
1, 2, 3, 4, 5.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
1, 2, 3, 4, 5.
Наклониться - три, четыре,
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку -
Все мы делаем зарядку.
"Дождик".
Капля раз, капля два.
( 2 прыжка на носочках )
очень медленно сперва.
( 4 прыжка )
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
( 8 прыжков )
Мы зонты свои раскрыли,
( руки развести в стороны )
От дождя себя укрыли.
( руки над головой полукругом )
"Весна".
Над сугробом синь, синь, синь.
Под сугробом тень, тень, тень.
Капли с крыши дзинь, дзинь, дзинь!
А синички- цвинь, цвинь, цвинь!
Рван кафтанчик- скинь, скинь, скинь!
Новенький надень!
"Зайка"
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
(прыжки на 2-х ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки
(изобразить указат. и сред. пальц.)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
(пугливо огляд.)
Зайка путает следы.
Убегает от беды,
Прыгнул вправо- обернулся,
Прыгнул влево- обернулся
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб найти никто не смог.
"Ракета"
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(маршируют)
На носки поднимись,
(тянуться, подняв руки над головой, сомкнув)
А потом руки вниз.(рр. опустить)
1, 2, 3, потянись.(тянуться)
Вот летит ракета ввысь!
(бег на месте)
"По грибы"
1, 2, 3, 4, 5- мы идем грибы искать
грибок, 2- грибок, 3- грибок,
Прыг скорее в кузовок.
"Воробьи".
Дети летают как воробьи. Садятся на забор и вытягивают руку с оттопыренными пальцами.
Птички улетают, пальцы загибают по одному.
5 воробьев на заборе сидело.
1 улетел, а 4 запели.
И пели, пока не сморила усталость
1 улетел, и их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
1 улетел, а двое остались.
Попели - напелись и вдруг разлетелись.
"Хлоп ладошка".
Дети стоят парами, лицом друг к другу.
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Дети соединяют зеркально свою ладошку с ладошкой напарника.
Правой правую ладошку
Мы пошлепаем немножко.
Три хлопка правой ладошкой по правой ладошке напарника.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем. Три хлопка левой ладошкой по правой и наоборот
"Аист".
Дети хором обращаются к ведущему - "аисту":
- Аист, аист, длинноногий! Покажи
домой дорогу.
Ведущей отвечает и показывает движения, а все остальные повторяют:
Топни правою ногой,
топни левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
вот тогда придешь домой.
Это ручка правая,
Это ручка левая,
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
Руки к солнцу поднимаю
И вздыхаю, и вздыхаю.
Опускаю руки вниз
Выдох- паровоза свист.
На четыре- вдох глубокий,
На четыре- выдох.
1, 2, 3, 4. 1,2, 3, 4.
1, 2, 3, 4,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз- подбросим,
Два- поймаем.
Три- уроним и сломаем.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа-друг и слева-друг!
Ввместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Вправо, влево головой,
Руки вверх, перед собой!
Топни правою ногой
Вправо шаг и снова стой.
Топни левою ногой!
Влево шаг и снова стой.
Шаг назад и два вперед,
Вправо, влево- поворот.
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик!
Что сначала съесть, что после?
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лёг.
Шарик, шарик мой воздушный,
Непоседа непослушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю,
Из-под рук он вылетает.
Вверх! Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
Вправо шарик, влево шарик,
Мой светящийся фонарик!
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной не улетай!
(действия по тексту)
Большая желтая луна
Восходит в небе звездном.
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет: "Очень поздно!"
Луна встает, а мне в кровать!
И до утра придется спать!
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ,
На свой день рождения
Позвал я ребят.
5 маленьких свечек на торте
горят. Я дунул- сумел
погасить лишь одну.
Осталось 4. Я снова подул.
Погасла одна, а 3 свечки горят.
Одну я задул, гаснуть2 не хотят.
Но вот мне одну погасить удалось,
Осталась одна. Постараться пришлось: на пятую дул я опять
И опять. Погасла! Ура!
Мне исполнилось 5
Посмотри, моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
1,2,3, 1,2,3.
Я играю, посмотри!
Я ладошки раздвигаю,
Я на кнопки нажимаю!
1, 2. 3, 1, 2 , 3
я играю посмотри!
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы считать.
Раз - автобус, два - трамвай,
Три - троллейбус, не зевай!
А четыре - экскаватор,
Пять, смотри, огромный трактор,
Шесть - машина легковая,
Семь - машина грузовая,
Восемь - быстрый самолет
Далеко он увезет,
Девять - желтое такси,
Ты домой нас отвези.
Десять - катер по волнам,
Он плывет скорее к нам.
( Ю.П. Комлева )
Две свинки в загоне
У фермера жили,
И между собою
Толстушки дружили.
У каждой росло по 4 ребенка,
4 веселых смешных поросенка.
И вместе все 8 любили играть,
Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.
А вечер настанет - и к маме бегут,
Улягутся тесно и вместе заснут.
5 маленьких мышек
Забрались в кладовку.
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка.
В сметану ныряет вторая малышка.
А третья с тарелки все масло слизала.
Четвертая в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается.
Все сыты, довольны…
Вдруг… кот просыпается!
Бежим!!! - пропищала подружкам малышка.
И спрятались в норку проказницы мышки.
2пухлых поросенка купаются в пруду.( два больших пальца вращаются ).
2 ловких поросенка играют в чехарду.(2 указательных пальца перескакивают др. ч/з др.)
2 сильных и высоких играют в баскетбол.(2 срред. пальц.подним. и опуск.)
2 самых быстроногих бегут гонять
в футбол. (2 безым. пал.скольз., как толк мяч)
2 маленьких веселых танцуют и поют.
(2 мизинца скачут)
Потом все поросята обедать в дом
Идут. ( пальцы шагают по столу).
2 пухлых поросенка готовят
винегрет. (2 больш. пальц. вращаются)
2 ловких и умелых готовят всем
омлет.(2 указ. пал. вращ. вгориз. полож.)
2 сильных и высоких в столовой
моют пол.(кончиками двух средн пальц,
водят по столу взад-вперед)
2 аккуратных ставят еду на
чистый стол (безым. пальц. наж. на стол)
Два маленьких веселых всем
Песенки поют.(мизин. скачут)
И снова поросята гурьбой
Гулять идут.(пальцы идут по столу)
Мы деревья посчитаем,
Сколько их сейчас узнаем.
(сжимаем, разжимаем пальцы)
1, береза- желтый лист,
2, осина- лист бордовый,
3, рябина- вся красна,
4, вся зеленая сосна,
у нее, как и у елки-5,
очень острые иголки,
6, кедр- с хвоей он стоит,
у него могучий вид,
7, тополь с желтою листвой
8, клен красивый, весь цветной.
Осень, осень, листопад.
С деревьев листья вниз летят.
(Ю.П. Комлева)
Жили-были в домике
Маленькие гномики: Токи, Пики,
Лики, Чики, Мики.
1, 2, 3, 4, 5, стали гномики стирать
Токи- рубашки,
Пики- платочки,
Лики- штанишки,
Чики- носочки.
Мики умница был,
всем водичку носил.
Где бездельник понедельник?-
Спрашивает вторник.
- Понедельник не бездельник,
никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для дворника среды притащил
Бадью воды.
Кочегару четвергу смастерил он
Кочергу.
Но приходила пятница, скромница,
Опрятница, он оставил всю работу
И поехал к ней в субботу.
К воскресенью на обед,
Передавал тебе привет.
1, 2, 3, 4, 5, вышли пальцы танцевать.
(разгибать пальцы из кулака, свободное движ. Ладош.
Вот большой пустился в пляс,
Рисуем круги большими пальцами.
Указательный- вприпляс,
Постукиваем подушечками указ. пальч. др. об др.
Средний пальчик поклонился,
(средние прижать к ладоням)
Безымянный притаился,(ладошки вместе, безымян. внутри)
А мизинчик- удалец,
Цепь сомкнул, молодец!(мизинцы скрепить, как крючки)
Как же дальше танцевать?
Надо цепь нам разорвать!
Повтор 1 и 2 строки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук соедин. в замок)
мы с тобой подружим
маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
1, 2, 3, 4, 5. Начинай считать
опять.1, 2, 3, 4, 5.
(поочередн касан. Пальц. на обеих руках, начиная с мизинца)
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
HYPER13PAGE HYPER15
2
ДЛЯ НОД ПОФЭМП.
____________________
ХУДОЖ. СЛОВО
ДЛЯ
НОД ПО
ФЭМП.
ПАЛЬЧИКОВАЯГИМНАСТИКАДЛЯ НОДПО ФЭМП.
____________________
СЧИТАЛКИ.
ЗАДАЧИ-ШУТКИ
ДЛЯНОД ПОФЭМП.
_______________________
Подборка художественного слова для НОД по ФЭМП (физминутки, считалки, задачи-шутки, считалки)
Подготовила воспитатель МБДОУ Детский сад №27 ЗАТО Северск, Томская обл. Комлева Ю.П.
Вечером встает луна.
Сколько в небе лун?
Одна.
В небе солнышко одно,
По ночам луна одна.
Как закатится оно-
Появляется она.
(Г. Сапгир)
Начнём считать:
Один, одна-
Моя страна.
Здесь наш родной
Любимый дом.
Отчизна, Родина - она
У каждого из нас одна.
(Г. Кайтуков)
Сколько звёзд на ясном небе?
Сколько колосков в полях?
Сколько песенок у птицы?
Сколько листьев на ветвях?
Только солнце - одно на свете.
Только мама - одна на свете.
(Г. Виеру)
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
(С. Маршак)
Начинаем представленье
Детворе на удивленье.
Познакомимся, друзья!
Единица - это я!
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
(Г. Виеру)
Я умею делать стойку,
По канату я хожу.
За собою цифру двойку
На верёвочке вожу.
(В. Данько)
Танцует крошка,
А всего одна ножка.
(Игла)
Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается.
(Гриб)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит:
Тычет клювом наугад,
Ищет в болоте лягушат.
(Цапля)
Зимой и летом
Одним цветом.
(Ёлка)
А вот это - цифра 2,
Полюбуйтесь - какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
(С. Маршак)
Два похожа на утёнка
С длинной шеей,
Шеей тонкой.
(Г. Виеру)
Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая.
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
(С. Маршак)
Спросили как-то дедушку
Кондрата
Весёлые болтливые ребята:
"К чему - уже мы думали не раз-
Язык один, а уха два у нас?"
Ответил дед: "Могу вам объяснить: Чтоб больше слушать, меньше говорить".
(Е. Бандуренко)
Двое глядят, двое слушают.
(Глаза и уши)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами
открываются.
(Глаза)
Два братца в воду глядятся,
Век не сойдутся.
(Два берега)
Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик.
(Ножницы)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
Две полоски на снегу
Оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой
А они опять за мной.
(Лыжи)
А вот это - посмотри,
Выступает цифра 3.
Тройка - третий из значков -
Состоит из двух крючков.
(С. Маршак)
Это - месяц дугой,
Ниже месяц другой.
А теперь, посмотри,
Получилась цифра 3.
(В. Бакалдин)
Треугольная доска, а на ней-
Три волоска.
Волосок- тонкий, голосок- звонкий.
(Балалайка)
Разных три имеет глаза,
Но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный-
Стоп! Идти нельзя! Опасно!
Жёлтый глаз- погоди,
А зелёный - проходи.
(Светофор)
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
На плетень взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов?
На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются,
И со старым добрым львом
Весело качаются.
Сколько всего зверят?
В класс вошла Маринка,
А за ней Полинка,
А потом пришёл Игнат.
Сколько стало всех ребят?
Три яблока из сада
Ёжик притащил,
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке.
Три братца - один впереди,
Два позади: бегут,
А догнать не могут.
(Колёса велосипеда)
У Катюшиной сестрички
Две весёлые косички,
Ручки две и ножки две,
Два банта на голове.
Две румяных пухлых щёчки
И две ямочки на них,
И с помпонами носочки,
Все в цветочках голубых.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
(С. Маршак)
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола,
И по четыре ножки у мышки и у кошки.
Делал Егорка с мамой уборку,
Опрокинул стул в квартире -
Стал похож он на четыре.
(В. Бакалдин)
Бегут четыре колеса
Резиною обуты.
Что ты пройдёшь за два часа,
Они - за две минуты.
(С. Маршак)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
У него четыре лапки,
Лапки цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он - гроза для мышей.
(Кот)
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце.
(Поросёнок)
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки.
(Стол)
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки.
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз.
(Стулья)
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
(С. Маршак)
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно.
Как не знать?
(Г. Виеру)
А вот это - цифра 5!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
Как считали, повтори!
И один, и два, и три,
А четыре не забудешь?
И четыре говори!
А последний будешь брать-
Говори скорее пять.
(С. Маршак)
Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают карандашом,
Пилою, ложкой, топором.
(Пять пальцев)
Пять мешочков шерстяных,
Греются братишки в них.
(Пальцы в перчатках)
Четверо ребят в одной шубе сидят, А пятый в шубёнке
стоит в сторонке.
(Пальцы в варежке)
Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные
Чуланчики.
(Пальцы в перчатках)
Чтоб не мёрзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят.
(Пальцы в шерстяных носках)
Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца, ест и пьёт он из корытца.
(Поросёнок)
Цифра 6 - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
(С. Маршак)
На что похожа цифра 6?
На трубку деда, так и есть.
(Г. Виеру)
Шестёрка на замок похожа,
Который жук закрыть не может…
Я шестиногому жуку
Замок захлопнуть помогу.
(М. Мышковская)
Рогалик бублику приклей,
Да только есть его не смей!
Не крендель это, чтобы есть.
А просто цифра 6!
(В. Бакалдин)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох!
Съела шесть горошин Нина-
У неё теперь ангина!
(Град)
Дом без окон и дверей,
Как зелёный сундучок.
В нём 6 кругленьких детей,
А зовут его… (Стручок
Ребята продолжают счёт.
Вслед за пятёркой- шесть идёт.
Есть в доме у меня сосед-
Ему исполнилось шесть лет,
Он любознателен, умён,
Ещё не ходит в школу он,
Но знает буквы все подряд,
Прочёл букварь- и очень рад.
Он маме с бабушкой сказал:
"я первоклассников догнал!"
Чёрен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт,
Летит- жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)
Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
(6)
У нашей А лёнки
Капуста в бочёнке,
Огурчики в кадке,
Морковки на грядке.
У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке,
Бобы на окошке,
Петрушка в ладошке.
(Сколько всего видов овощей)
Есть у меня шестёрка слуг
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
(Р. Киплинг)
(Назовите всех слуг. Сколько их всего)
Красота, красота, мы везём
С собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая-
Вот компания какая!
(Назовите всех. Сколько всего друзей?)
Хозяйка однажды с базара
Пришла.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. Ох!
(Сколько всего?)
Вот семёрка - кочерга, у неё одна нога.
(С. Маршак)
Семь - словно острая коса,
Коси коса, пока остра.
(Г. Виеру)
Цифра 7, мои друзья, словно нос у корабля.
(И. Блюмкин)
Очень похожи семёрки на клюшки
Для хоккеиста и для старушки.
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
(Семь)
Что сказать о цифре семь?
Ты ведь знаешь дни недели-
Посчитай-ка их живей!
Если в счете не собьешься,
Ровно семь получишь дней.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
(П. Башмаков)
Братцев этих ровно 7.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний.
(Дни недели)
В небе радуга-дуга
Замыкает берега.
Расцветая всё ясней,
Чудо-краски светят в ней!
Пусть ответит тот, кто знает
Или сможет сосчитать,
Сколько красок в ней играет,
Озирая моря гладь?
(семь)
У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете
Свете и Пете,Ирине, Галине,
Марине и Нине.
И сам съел конфету.
А больше их нету!
(Сколько было конфет?)
В снег упал Серёжа, А потом Антоша, а за ними Гена,
Катенька и Лена. А потом ещё
Игнат. Позже всех упал Марат.
Сколько было всех ребят?
Пословицы, крылатые
выражения.
Семеро одного не ждут.
Один- с сошкой, семеро- с ложкой.
Семь раз отмерь- один раз отрежь.
Семь бед- один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
На седьмом небе.
В понедельник- мандарин,
А во вторник- апельсин,
В среду- шоколад,В четверг- мармелад,В пятницу- виноград,
В субботу- печенье,
В воскресенье- варенье.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
(С. Маршак)
Цифру 8, цифру 8
на носу всегда мы носим.
Цифра 8 плюс крючки-
Получаются очки.
(Ф. Дагларджа)
Всюду с гордостью несу
Цифру 8 на носу.
(М. Мышковская)
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
(Г. Виеру)
К этой цифре ты привык:
Это цифра- снеговик.
Лишь зима сменяет осень-
Дети лепят цифру 8!
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.
(В. Бакалдин)
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
(Г. Виеру)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и 8 ног- вот и весь я- …
(Осьминог)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк:
Покупайте, мухи, шёлк!
(Паук)
Вот приехал Дед Мороз!
Всем подарки он привёз:
Зайку- Галине, мишку- Марине,
Соне- матрёшку, Коле- гармошку,
Толе- барабан, Рите- сарафан,
Нине- сказки, Зине- краски!
(Сколько подарков?)
Паук.
Диво дивное паук: 8 ног и 8 рук!
Если надо наутёк- выручают 8 ног
Сеть плести за кругом круг-
Выручают 8 рук. Если злится почему-то, словно все кругом
Враги, спину горбит, смотрит
Люто- значит встал с другой ноги.
(С. Маршак)
Цифра 9, иль девятка,-
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.
(С. Маршак)
9, как и 6, вглядись.
Только хвост не вверх, а вниз.
(Г. Виеру)
Девятка- убедитесь сами-
Похожа на 6 вверх ногами,
Похожа на дверной крючок,
На перевёрнутый замок.
(М. Мышковская)
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
(В. Данько)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет.
(Девять)
Осень добрая пришла,
Нам подарков принесла:
Гречку загорелую,
И пшеницу зрелую,
И бруснику спелую,
Дыню полосатую,
Свёклу бородатую,
И морковь хвостатую,
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые-
Осень принесла!
(Сколько подарков?)
Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых
Кенгуру. Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(Сколько зверей посетил воробей?)
Цифра вроде буквы О-
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
(С. Маршак)
Могут назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём,
Он называется нулём!
(Ф. Дагларджа)
Если что-то вдруг пропало,
Улетело, убежало,
Мы, дружок, с тобою вместе
Ставим ноль на этом месте.
(М. Мышковская)
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите- у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушки.
Угостила двух внучат-
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Нисколько, ноль)
Цифра вроде буквы О-
Это 0 иль ничего.
Круглый 0 такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это- 10.
(С. Маршак)
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Целый десяток
Верных ребяток.
(Пальцы)
Ноль катился по странице
И не значил ничего.
Рядом встала единица,
Сделав 10 из него.
За девятью идёт десятка,
Ты это знаешь? Молодец!
Сочти все пальцы по порядку-
И счёту нашему конец.
С нолём гуляет единица,
Не может с ним наговориться.
(Ф. Далгарджа)
В 10 одёжек плотно одет
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь-
Сам не заметишь, как слёзы прольёшь.
(Лук)
На 10 братьев двух шуб хватит.
(Варежки)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
10 их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры 0-9)
Пословицы, крылатые
выражения.
Дело десятое. (Не столь важное, не имеет серьёзного значения).
Не трусливого десятка. (Смелый).
С пятого на десятое. (Рассказывать непоследовательно, нарушая порядок изложения).
Весёлый счёт..
Один. Остался Джон один-
Сам себе он господин.
Два. В окошко мышь влетела
И в горшок залезть хотела.
Три. За бедной мышкой кошка
Следом прыгнула в окошко.
А четыре кто? Щенок!
Он вбежал и сел у ног.
Пять- старушка черепаха.
Завизжал щенок от страха!
Шесть. Явилась, как ни странно,
Почтальонша-обезьяна.
Семь. Влетела к ним ворона
И за нос схватила Джона.
Восемь- тигр! Страшный зверь
Распахнул в квартиру дверь!
Девять. В дом вошёл тайком
Чёрный дядька босиком.
Очень трудная загадка!
Как добиться здесь порядка?
Джони думал и гадал,
А потом себе сказал:
Догадался! Всё понятно!
Буду я считать обратно.
- Девять!- громко крикнул Джон.-
Чёрный дядька вышел вон.
Восемь! Тигра нет как нет.
Он исчез. Пропал и след.
Семь! Ворона улетела,
Хоть ужасно не хотела.
Шесть! Сбежала обезьяна,
С ней не стало и банана.
Пять! И быстро, как могла.
Черепаха уползла.
А четыре кто? Щенок!
Он и санки уволок.
Три! Схватила кошка мышь!
Нет, голубушка, шалишь!
Два! И мышка убежала!
Кошка мышь не удержала!
Снова дома Джон один-
Сам себе он господин.
Арифметические действия.
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков.
Я- ПЛЮС,
И этим горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я- добрый знак соединенья,
И в том моё предназначенье.
Я- МИНУС, тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
Сложение.
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получиться сложенья.
Вычитание.
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?
Надо что-нибудь отнять.
У Аришки орешки, у Маришки матрёшку, у Андрюшки новый мяч.
Во дворе и вой, и плач. Получился ответ: игрушки есть, подружек нет.
Двое шустрых поросят
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им.
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Ехали две тачки и ещё две тачки,
В каждой по две кошки и по две собачки. Сколько было тачек, кошек и собачек?
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё один
И уселся рядом с ним.(?)
Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: "Домой хочу".
Сколько их пришло к ручью?
Как у нас на нашей клумбе
Сколько цветиков цветёт! Розы, мак, ноготки, астры - пёстрые цветки, георгины и касмеи. Сосчитай их поскорее!
Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны одинаковой
Длины. Вам его представить рад,
А зовут его… (Квадрат)
Три угла, 3 стороны, могут разной
Быть длины. Если стукнешь по углам, то скорей подскочешь сам.
(Треугольник)
Ежик по лесу шёл, на обед грибы
Нашёл: 2- под берёзой, 1- у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (3)
Под кустом за полем ржи жили
Дружные ежи:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
Одну ягодку беру,
На вторую смотрю,
Третью примечаю,
А четвертая мерещится.
"Конструктор".
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развесёлый,
Разноцветный чудачок.
Ёж спросил ежа-соседа:
Ты откуда, непоседа?
Запасаюсь я к зиме, видишь,
Яблоки на мне?!
Собираю их в лесу,
Два отнес да два несу.
Призадумался сосед:
Это много или нет?
(Много, 4)
"Насос".
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево- раз, вправо- два,
Потекла ручьём вода.
Раз, два, три, четыре
(повторить 3 раза)
хорошо мы потрудились.
"Стойкий оловянный солдатик".
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
"Самолет".
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
1, 2, 3, 4 - полетел наш самолет.
"Буратино".
Буратино потянулся, раз нагнулся,
Два нагнулся. Руки в стороны развел: ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
1, 2 - выше голова, 3, 4, - руки шире. 5, 6 - тихо сесть,
7, 8 - лень отбросим.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают -
Не идет ли волк?
1 - согнуться, 2 - нагнуться,
Потянуться. 3 - в ладоши 3 хлопка
Головою три кивка.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько выполним прыжков.
Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами.
1, 2, 3, 4-потянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Солнце глянуло в кроватку…
1, 2, 3, 4, 5.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире.
1, 2, 3, 4, 5.
Наклониться - три, четыре,
И на месте постоять.
На носок, потом на пятку -
Все мы делаем зарядку.
"Дождик".
Капля раз, капля два.
( 2 прыжка на носочках )
очень медленно сперва.
( 4 прыжка )
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
( 8 прыжков )
Мы зонты свои раскрыли,
( руки развести в стороны )
От дождя себя укрыли.
( руки над головой полукругом )
"Весна".
Над сугробом синь, синь, синь.
Под сугробом тень, тень, тень.
Капли с крыши дзинь, дзинь, дзинь!
А синички- цвинь, цвинь, цвинь!
Рван кафтанчик- скинь, скинь, скинь!
Новенький надень!
"Зайка"
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
(прыжки на 2-х ногах)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки
(изобразить указат. и сред. пальц.)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
(пугливо огляд.)
Зайка путает следы.
Убегает от беды,
Прыгнул вправо- обернулся,
Прыгнул влево- обернулся
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб найти никто не смог.
"Ракета"
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(маршируют)
На носки поднимись,
(тянуться, подняв руки над головой, сомкнув)
А потом руки вниз.(рр. опустить)
1, 2, 3, потянись.(тянуться)
Вот летит ракета ввысь!
(бег на месте)
"По грибы"
1, 2, 3, 4, 5- мы идем грибы искать
грибок, 2- грибок, 3- грибок,
Прыг скорее в кузовок.
"Воробьи".
Дети летают как воробьи. Садятся на забор и вытягивают руку с оттопыренными пальцами.
Птички улетают, пальцы загибают по одному.
5 воробьев на заборе сидело.
1 улетел, а 4 запели.
И пели, пока не сморила усталость
1 улетел, и их трое осталось.
Сидели втроем и немного скучали.
1 улетел, а двое остались.
Попели - напелись и вдруг разлетелись.
"Хлоп ладошка".
Дети стоят парами, лицом друг к другу.
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Дети соединяют зеркально свою ладошку с ладошкой напарника.
Правой правую ладошку
Мы пошлепаем немножко.
Три хлопка правой ладошкой по правой ладошке напарника.
А потом ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем. Три хлопка левой ладошкой по правой и наоборот
"Аист".
Дети хором обращаются к ведущему - "аисту":
- Аист, аист, длинноногий! Покажи
домой дорогу.
Ведущей отвечает и показывает движения, а все остальные повторяют:
Топни правою ногой,
топни левою ногой.
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
вот тогда придешь домой.
Это ручка правая,
Это ручка левая,
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!
Руки к солнцу поднимаю
И вздыхаю, и вздыхаю.
Опускаю руки вниз
Выдох- паровоза свист.
На четыре- вдох глубокий,
На четыре- выдох.
1, 2, 3, 4. 1,2, 3, 4.
1, 2, 3, 4,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.
Раз- подбросим,
Два- поймаем.
Три- уроним и сломаем.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Раз-два, раз-два!
Будут на зиму дрова.
Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа-друг и слева-друг!
Ввместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Вправо, влево головой,
Руки вверх, перед собой!
Топни правою ногой
Вправо шаг и снова стой.
Топни левою ногой!
Влево шаг и снова стой.
Шаг назад и два вперед,
Вправо, влево- поворот.
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Мучается бедный ослик!
Что сначала съесть, что после?
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лёг.
Шарик, шарик мой воздушный,
Непоседа непослушный!
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю,
Из-под рук он вылетает.
Вверх! Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
Вправо шарик, влево шарик,
Мой светящийся фонарик!
Дай тебя я обниму
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной не улетай!
(действия по тексту)
Большая желтая луна
Восходит в небе звездном.
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет: "Очень поздно!"
Луна встает, а мне в кровать!
И до утра придется спать!
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ,
На свой день рождения
Позвал я ребят.
5 маленьких свечек на торте
горят. Я дунул- сумел
погасить лишь одну.
Осталось 4. Я снова подул.
Погасла одна, а 3 свечки горят.
Одну я задул, гаснуть2 не хотят.
Но вот мне одну погасить удалось,
Осталась одна. Постараться пришлось: на пятую дул я опять
И опять. Погасла! Ура!
Мне исполнилось 5
Посмотри, моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
1,2,3, 1,2,3.
Я играю, посмотри!
Я ладошки раздвигаю,
Я на кнопки нажимаю!
1, 2. 3, 1, 2 , 3
я играю посмотри!
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы считать.
Раз - автобус, два - трамвай,
Три - троллейбус, не зевай!
А четыре - экскаватор,
Пять, смотри, огромный трактор,
Шесть - машина легковая,
Семь - машина грузовая,
Восемь - быстрый самолет
Далеко он увезет,
Девять - желтое такси,
Ты домой нас отвези.
Десять - катер по волнам,
Он плывет скорее к нам.
( Ю.П. Комлева )
Две свинки в загоне
У фермера жили,
И между собою
Толстушки дружили.
У каждой росло по 4 ребенка,
4 веселых смешных поросенка.
И вместе все 8 любили играть,
Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.
А вечер настанет - и к маме бегут,
Улягутся тесно и вместе заснут.
5 маленьких мышек
Забрались в кладовку.
В бочонках и банках
Орудуют ловко.
На сыр забирается первая мышка.
В сметану ныряет вторая малышка.
А третья с тарелки все масло слизала.
Четвертая в миску с крупою попала.
А пятая мышка медком угощается.
Все сыты, довольны…
Вдруг… кот просыпается!
Бежим!!! - пропищала подружкам малышка.
И спрятались в норку проказницы мышки.
2пухлых поросенка купаются в пруду.( два больших пальца вращаются ).
2 ловких поросенка играют в чехарду.(2 указательных пальца перескакивают др. ч/з др.)
2 сильных и высоких играют в баскетбол.(2 срред. пальц.подним. и опуск.)
2 самых быстроногих бегут гонять
в футбол. (2 безым. пал.скольз., как толк мяч)
2 маленьких веселых танцуют и поют.
(2 мизинца скачут)
Потом все поросята обедать в дом
Идут. ( пальцы шагают по столу).
2 пухлых поросенка готовят
винегрет. (2 больш. пальц. вращаются)
2 ловких и умелых готовят всем
омлет.(2 указ. пал. вращ. вгориз. полож.)
2 сильных и высоких в столовой
моют пол.(кончиками двух средн пальц,
водят по столу взад-вперед)
2 аккуратных ставят еду на
чистый стол (безым. пальц. наж. на стол)
Два маленьких веселых всем
Песенки поют.(мизин. скачут)
И снова поросята гурьбой
Гулять идут.(пальцы идут по столу)
Мы деревья посчитаем,
Сколько их сейчас узнаем.
(сжимаем, разжимаем пальцы)
1, береза- желтый лист,
2, осина- лист бордовый,
3, рябина- вся красна,
4, вся зеленая сосна,
у нее, как и у елки-5,
очень острые иголки,
6, кедр- с хвоей он стоит,
у него могучий вид,
7, тополь с желтою листвой
8, клен красивый, весь цветной.
Осень, осень, листопад.
С деревьев листья вниз летят.
(Ю.П. Комлева)
Жили-были в домике
Маленькие гномики: Токи, Пики,
Лики, Чики, Мики.
1, 2, 3, 4, 5, стали гномики стирать
Токи- рубашки,
Пики- платочки,
Лики- штанишки,
Чики- носочки.
Мики умница был,
всем водичку носил.
Где бездельник понедельник?-
Спрашивает вторник.
- Понедельник не бездельник,
никакой он не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для дворника среды притащил
Бадью воды.
Кочегару четвергу смастерил он
Кочергу.
Но приходила пятница, скромница,
Опрятница, он оставил всю работу
И поехал к ней в субботу.
К воскресенью на обед,
Передавал тебе привет.
1, 2, 3, 4, 5, вышли пальцы танцевать.
(разгибать пальцы из кулака, свободное движ. Ладош.
Вот большой пустился в пляс,
Рисуем круги большими пальцами.
Указательный- вприпляс,
Постукиваем подушечками указ. пальч. др. об др.
Средний пальчик поклонился,
(средние прижать к ладоням)
Безымянный притаился,(ладошки вместе, безымян. внутри)
А мизинчик- удалец,
Цепь сомкнул, молодец!(мизинцы скрепить, как крючки)
Как же дальше танцевать?
Надо цепь нам разорвать!
Повтор 1 и 2 строки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук соедин. в замок)
мы с тобой подружим
маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
1, 2, 3, 4, 5. Начинай считать
опять.1, 2, 3, 4, 5.
(поочередн касан. Пальц. на обеих руках, начиная с мизинца)
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
HYPER13PAGE HYPER15
2