Публикации Методы и приёмы развития творческого мышления у младших школьников во внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приёмы развития творческого мышления у младших школьников во внеурочной деятельности
Автор: Забейворота Анастасия Викторовна

Методы и приёмы развития творческого мышления у младших школьников во внеурочной деятельностиВнеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является художественно-эстетическое. Данное направление обеспечивает раскрытие и развитие способностей учащихся, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, приобщение к изобразительному искусству и народной культуре. Реализации художественно-эстетического направления способствуют разные виды деятельности, среди которых приоритетное положение занимает художественное творчество. Я.А. Пономарёв разработал универсальное определение творчества – «взаимодействие, ведущее к развитию». Творчество в самом широком смысле он рассматривал как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность, по мнению автора, является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». Начальный этап научного подхода к природе творческой деятельности связан с представлением о психической энергии как материальном носителе творческих способностей.Для успешной реализации требований ФГОС НОО и достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начальной школы необходимо развивать творческий потенциал каждого ученика, активно включая его в творческий процесс.Ведь именно в творческой деятельности, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.Известный американский психолог Элис Пол Торренс выделяет четыре принципа, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:1.Внимательное отношение к необычным вопросам.2.Уважительное отношение к необычным идеям.3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает. Развитие творческого мышления - это, во-первых, развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воображения. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыражению индивидуальности ученика. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии: игровые технологии; технология развивающего обучения; проблемное обучение; развитие критического мышления; технология «дебаты»; технология современного проектного обучения.Использование в учебном процессе проблемно - поисковых методов, организация групповых форм работы также способствует развитию творческого мышления. Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.В современной психологии задачи, направленные на развитие творческого мышления, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением. Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением. Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Современное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется, прежде всего, дивергентное мышление.В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.Для развития творческого мышления учитель может пользоваться следующими упражнениями:1.Задача Джилфорда. Обучающемуся необходимо найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое. На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию или повторяются. Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления.2. Упражнение «Графическое рисование». Обучающимся необходимо определить, на что похожи изображенные фрагменты. По возможности, дорисовать их до определенного изображения. 3.Придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов.4.Игра «Перевертыши». (Любую фразу можно сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл: Муха села на варенье. (Жужжащее насекомое приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре.)5. Игра «Сочиняй-ка» (Придумайте 10 новых применений воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки.)6. Игра «Бывает – не бывает». (Ученики придумывают разные предложения: Выпал снег. Волк залез на дерево. Поезд отправляется в 12 часов.) Класс хором утверждает: бывает такое или нет.7. Упражнение «Игра в режиссеров». Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют так же кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Например, театральный кружок как направление внеурочной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО представляет форму осуществления общекультурного направления развития личности, связанную с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы. Как форма организации внеурочной деятельности учащихся, театральный кружок характеризуется особенностями, присущими внеурочной воспитательной работе.Во-первых, добровольность выбора, означающая, прежде всего, свободный выбор учащимися видов внеклассных занятий. Во-вторых, гибкость содержания кружковой работы ввиду отсутствия жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы. Возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке обусловливают развитие творческого мышления детей, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность, что выступает одним из педагогических условий развития творческих способностей младших школьников.Технологии, которые позволяют развивать у младших школьников творческое начало, много. Современная наука активно прирастает в методологии развития этого вида мышления. Не все из них могут быть доступны учителю начальных классов, потому что отличается ресурсная база, а также личные предпочтения педагога. Классифицировать же всю совокупность методов можно следующим образом: практические – включают в себя моделирование, упражнения и игры; наглядные – предполагают активное наблюдение; словесные – работа с речью: рассказы, сказки, инсценировки, чтение, пересказы, сочинения. Метод моделирования.Предполагает не только построение моделей, но и любых цепочек, схем, алгоритмов.  Со второго класса можно предлагать в рамках наглядных методов применять презентации. Независимо от возраста дети любят делать доклады, если они затрагивают личностный аспект.Метод «Заканчиваем сказку». Очень эффективен в использовании. Суть метода заключается в том, что бы ребенок придумал окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить логическое мышления, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное. Для этого, необходимо озвучить начало придуманной вами сказки. Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.Метод «Инсценируем сказку».Его суть заключается в воплощении сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизации творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим. Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.Метод составления синквейна.Для активизации творческого мышления учащихся огромную роль играет развитие речи обучающегося и обогащение его словарного запаса. Одним из эффективным методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «5 строк», пятистрочная строфа стихотворения. Метод синквейна удачно вписывается в уроки чтения и внеурочные занятия. Материалом для её проведения служит повествовательный текст. Использование данной технологии, ориентировано на импровизацию, догадку, творчество.Метод «Мозгового штурма». Позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но так же формирует нестандартное мышление. Такая технология не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.Помимо различных технологий и методов для развития творческого мышления младшего школьника широкое использование имеют дидактические игры.Игра « Что на что похоже».3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на ...» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых «отгадывальщиков» и предлагает следующий предмет для ассоциации.Упражнение «Рифмуем имена»Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»Пример: Меня зовут Нина, я пришла из магазина! Меня зовут Саша, у меня сгорела каша! Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!Упражнение «Развитие креативности»Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.Упражнение «Прочти текст»Предлагается читать связный текст с пропущенными буквами. Вначале в тексте пропадает по одной букве, потом по две, далее по три и так далее. Чем сообразительнее ребенок, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.Таким образом, целенаправленное развитие творческого мышления отражается на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребенка. Важно отметить, что методы, приемы, различные технологи, направленные на развитие творческого мышления младших школьников дают положительные результаты, но работа по их развитию не должна ограничиваться внеурочной деятельностью. Необходима включенность в этот процесс родителей, учителей и классных руководителей.