Публикации
Организация работы с проблемой на уроках английского языка как элемент технологии коммуникативного обучения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы с проблемой на уроках английского языка как элемент технологии коммуникативного обучения
Автор: Черноскутова Наталья Вениаминовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы с проблемой на уроках английского языка как элемент технологии коммуникативного обучения
Автор: Черноскутова Наталья Вениаминовна
Организация работы с проблемой на уроках английского языка как элемент технологии коммуникативного обученияДля создания условий по эффективному использованию коммуникативных методов на уроках английского языка я использую методы проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений. Создание проблемных ситуаций относится к активным методам обучения, направленных на развитие самостоятельного творческого мышления, активизации познавательной деятельности учащихся и созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи. Важными педагогическими требованиями для создания проблемных ситуаций является тот факт, что проблемные ситуации должны:- составляться на реальном жизненном материале;- соответствовать теоретическим знаниям учащимся;- строиться на знакомом учебном материале;- опираться на имеющийся у учащихся определенный практический опыт.Для создания условий по эффективному использованию коммуникативных методов на уроках английского языка часто использую проблемно-диалогический метод. Данный метод позволяет ученику из объекта обучения, пассивно воспринимающего информацию, превратиться в активного субъекта обучения, который может самостоятельно овладевать знаниями и решать познавательные задачи.В словосочетании проблемный диалог слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала обязательно прорабатывается: постановка проблемы как этап формулирования темы урока или вопросов для исследования и поиск решения (как этап формулирования нового знания). Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения должны выполнять ученики в специально организованном учителем диалоге.В своей работе я использую два вида диалога:1.подводящий к теме диалог – это система вопросов или небольших заданий, которые бы обеспечивали формулирование темы урока самими учениками. Последний вопрос содержит обобщение, что позволяет сформулировать тему урока. Например, в 6 классе по теме «Семья» начало урока представляет собой речевую разминку, строящуюся на вопросно-ответной системе по принципу «учитель-ученик» касающуюся информации о составе семьи, возрасте членов семьи, совместном проживании, что позволяет сформулировать тему урока.Подводящий к теме диалог позволяет успешно формировать логическое мышление и речь учащихся.2.побуждающий диалог (от проблемной ситуации)- предполагает создание проблемной ситуации- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации- побуждение к формулированию учебной проблемы - принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемыНапример, в 7 классе изучение новой темы «Школьное образование» начинается с выдвижения учителем проблемы: «Какие трудности в школе имеют современные подростки?» Активность учеников высокая в описании собственных трудностей, они составляют целый список затруднений и проблем, которые они испытывают. Осознание противоречия также достигается путем диалога «Как достичь высоких результатов в школе подростку, не затрачивая усилий на домашние задания, на изучение неинтересных предметов, не соблюдая правила поведения?» Данный диалог ведет к формулированию учебной проблемы, которые дают сами ученики: «проблемы подростков», «как быть успешным в школе?», «трудности в школе», «школьная жизнь», «идеальный ученик», «школьные правила», «слишком много домашнего задания»: “Teenage problems”, “Having difficulties with school”, “School life”, “An ideal student”, “School rules”, “Too much homework”.На мой взгляд, побуждающий от проблемной ситуации диалог, обеспечивает творческую деятельность учащихся, развивает их речемышление, формирует коммуникативную стратегию высказывания. А самое главное, при побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и тема для дальнейшего исследования.Таким образом, на уроках, построенных с использованием данной технологии, успеха добиваются даже слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и включаются в коллективный диалог. Изучение нового материала по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала. В конце такого урока учащиеся могут выделить не только этапы урока, но и самостоятельно сделать вывод. Усвоение материала происходит в основном на уроке, тем самым решается проблема перегрузки учащихся.Кроме проблемно-диалогического метода в практике педагогической деятельности использую проблемные ситуации в целях формирования коммуникативных умений. Данная таблица дает информацию о формах работы, используемых типов заданий и умений, на формирование которых нацелены проблемные задания.Таблица. Применение проблемных ситуаций на уроках английского языка как условие формирования коммуникативных умений.Проблемное обучение на уроках английского языка эффективнее, когда проблемные вопросы обращены к самому ученику и предполагают использование его жизненного опыта (взаимоотношение в семье, увлечения, проблемы подростков). Опыт работы также показывает, что приближать проблемные вопросы к условиям реального общения возможно не только за счет жизненности ситуаций, но и за счет повышения новизны информации, что, несомненно, возбуждает интерес к ним. Например, в школе намечается конкурс или мероприятие, и я начинаю урок не с текущего материала, а предлагаю высказать свои планы об участии, подсказывая учащимся недостающие им слова, предлагаю свои идеи. Во время обсуждения я никогда не останавливаю ребят для разбора языковых ошибок, а просто исправляю их, не нарушая хода обсуждения. При повторении какой-либо языковой ошибки я просто беру ее на заметку и на следующем уроке провожу необходимые тренировочные упражнения. Таким образом, методика проблемного обучения отличается от традиционной: она ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. Учитель выступает в роли наставника, помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения, но не в форме подсказки выводов – ответов. Несомненно, проблемное обучение на уроках английского языка не только дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников, но и способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляет учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.