Публикации "Повышение качества обучения через использование методов активного обучения в дополнительном" образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Повышение качества обучения через использование методов активного обучения в дополнительном" образовании
Автор: Бирюкова Елена Анатольевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчестваИндивидуальная программа наставничестваФорма наставничества: «педагог-ученик»Ролевая модель: «педагог пассивныеобучающиеся»ФИО наставника:Ушакова М.П. педагог дополнительного образованияФИО: Денисова Ксения, Ткачева Анастасия, Беляев Владислав, Лопин Даниил, Морщинский Александр, Бухаров Руслан, Угроватов Арсений, Гривенная Вероника, Иванов Михаил(детское объединение «Лира»)Срок реализации программы: 1 годст.Тацинская2020Актуальность программынаставничества«Успех каждого ребенка»На основании Распоряжения министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» разработана данная программа.Актуальность данной программы в том, что работа по изучению истории малой родины, прежде всего, направлена на расширение  и углубление, пассивных обучающихся, знаний через различные формы деятельности. Она привлекает внимание к проблемам малой родины, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Изучаемый материал позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества.      Предлагаемая программа по краеведению с помощью наставничества –педагога дополнительного образования и группы пассивных обучающихся основана на доверительном и взаимообогащающем общении. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Когда ребёнок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя. У ребёнка поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.Отличительные особенности программы      Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний  об истории и культуре родного края  из разных источников информации, творческая переработка их и создание  самостоятельных исследований в детском объединении «Лира».Цель программы наставничества «Успех каждого ребенка» - разносторонняя поддержка обучающихся детского объединения «Лира» с особыми образовательными / социальными потребностями, а также помощь в адаптации к новым условиям обучения «пассивных обучающихся». Рост числа обучающихся, заинтересованных в развитии своих талантов и навыков. Задачи:
  • помощь в реализации лидерского потенциала;
  • оказание помощи в адаптации к новым условиям среды,
  • создание комфортных условий в детском объединении,для вновь прибывших;
  • улучшение результатов исследовательской, поисковой, краеведческой работы.
  • Результатом правильной организации работы наставника будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы в детском объединении, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе. Наставляемые получат необходимый в этом возрасте стимул к культурному, интеллектуальному, психологическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.У педагога сформирован свой стиль ведения занятий, способствующий формированию у обучающихся умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.Предполагаемые результаты программы наставничестваХарактеристика участников формы наставничества «педагог – ученик»Портрет участниковНаставник.Ответственный, социально активный педагог с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию деятельности детского объединения. Участник краеведческих, творческих проектов. Увлекающийся и способный передать свою «творческую энергию» и интересы других. Образец для подражания в плане межличностных отношений, личной самоорганизации и профессиональной компетентности.Наставляемый.Пассивный обучающийся. Низко мотивированный, не имеющий возможности самостоятельно выбирать образовательную траекторию, безынициативный к процессам внутри детского объединения.Срок реализации программы: 1 год, занятия проходят 2 раза в месяц.        Контингент обучающихся состоит из  школьников, которые не проявили свои способности и имеют желание углубленно изучать предмет краеведението участники или победители районных краеведческих конкурсов, викторин, участники и победители районных краеведческих конференций, олимпиад, активисты школьного музея и музея, вновь прибывшие обучающиеся. Они стремятся не только узнать историю родного края,  но и «вырасти» до победителей в различных краеведческих конкурсах. Реализация программы способствуют их росту и развитию.  Для углубленного изучения своего края в разновозрастной аудитории используются три уровня  познавательной работы с обучающимися:1. Получение «готовых» знаний о регионе  со слов педагога;2. Самостоятельное приобретение знаний с использованием литературы;  3. Изучение учащимися истории родного края в ходе исследований  в форме    бесед со старожилами, экскурсий, работы с первоисточниками,    написания исследовательских работ.Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;    
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного    процесса;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • дифференцированность;
  • практическая направленность
  • При реализации программы используются следующие педагогические технологии:-культура воспитывающее обучение,-проблемное,-развивающее обучение,-игровая,-личностно-ориентированная,-интеграционная.Образовательный результат программы:-устойчивый интерес к истории своей Родины;-знания по истории и культуре родного края;-умение устанавливать связи между прошлым и современностью;-способность творчески мыслить и рассуждать;-умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;-способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.Модуль «Исследовательская работа и музееведение»             Данный модуль  состоит из трех  разделов: музееведение, навыки сбора информации и публичных выступлений и навыки исследовательской работы.Раздел музееведение.  Подготовка и проведение экскурсий  в музее. Виды и формы экскурсий(обзорные, тематические и т.д.; экскурсия в форме игры, инсценировки, прогулки, сюрприза живой газеты, разведки, викторины, симпозиума видеокурса и т.п.). Что надо сделать, чтобы экскурсия прошла интересною? ( хорошо знать материал,  определиться с темой, выбрать форму, подготовиться самому и подготовить экскурсантов, помнить о времени проведения)а что обратить внимание: на соответствие задач и содержание, знание места проведения, возрастные особенности. Этапы работы над экскурсией: выбор темы, знакомство с ней, основные требования в экскурсии, работа над ее построением, оформление текста, отработка и сдача экскурсии. Это практическое занятие в музее, в результате которого должна родиться пусть маленькая, но достойная работа.Атрибуция музейных экспонатов.Индентификационный номер, типология, авторы, место создания и производства, название предмета, датировка, культурный период, материалы и техника изготовления, размер и вес, ключевые слова, краткое описание, комментарии возможны в виде легенды .Ведение семейного архива.Что подлежит архивированию. Номинации  отделов семейного архива включающие заголовки и раскрывающие виды и содержание.присвоений номера, физический подсчет, учет, составление заверительных записей,  описаний. Требования к хранению документов. Практическая работа  по оформлению семейных архивов.Навыки публичного выступленияИгры со словами, развивающие  связную образную речь. Составление небольшого рассказа «многоликие слова».Структура разных форм выступлений. Отработка этюдов разных форм выступления. Культура и техника речи. Мимика и пластика оратора. Секреты обаяния выступающего.Методика анкетирования и интервьюирования.Подготовка  анкеты и вопросов интервью. Необходимое оборудование. Создание атмосферы доверия с респондентом. Гарантийные обязательства перед ним. Правила поведения. Первичная обработка полученных материалов. Их анализ. Данное практическое занятие  так же готовит участников к предстоящим походам.Работа с первоисточникамиПервоисточниками являются документы государственных архивов. Но к ним, возможно, отнести и хранящиеся в семейных архивах письма, старинные метрики,  дневники и др. Можно изучать архивы, чтобы найти интересные факты. Можно целенаправленно искать факты для конкретного исследования. Необходимо правильно выписать исходные данные документа. Надо точно указывать  страницу, лист и т.д. Нужно помнить, первоисточники  не несут истину сами по себе, а только способствуют ее установлению. Изучение источников  проводится на практике, как важный  этап исследовательской деятельностиЧетыре правила выбора темы, три круга возможных проблем1- тема должна содержать элемент новизны.2. Не брать общих, поверхностных тем.3.Тема должна соответствовать багажу исследователя. 4.Нужно спланировать и ход, и  предварительный результат. Изучая историографию вопроса,  следует  различать три круга проблем: уже поставленные и решенные, поставленные, но не решенные, проблемы, которые должны быть поставлены и решены, но выпали из поля зрения исследователей. Данная тема изучается на практике.План - организующий фактор исследования. Структура исследовательской работы.План- очень трудная стадия научного действия. Он ограничивает сферу изысканий, делит их на главы, параграфы, помогает предвидеть не только содержание, но и предварительный объем работы Данная тема изучается на практике.Методика сбора информации. Оформление работы.Накопление материала для работы идет непрерывно на всех этапах исследования. Составляется библиография. Проводится проверка подлинности и исторической достоверности. Следует помнить, что дневники, мемуары субъективны, поэтому следует сверять их с другими  источниками. Структура исторического исследования: введение, собственно исследование, заключение, список источников и литературы. Возможен раздел « приложение». Данная тема изучается на практике.Модуль «Родословие». Тема родословия актуальна  и  наиболее близка ребенку тем, что помогает понять кто он. Она раскрывает сущность связей поколений, объединенных кровным родством - это  любовь близких, родных  людей. И от любви к ним, к своему роду рождается  любовь к Родине. Ведь род и Родина- слова одного корня. Уважение и любовь к ближнему – важный фактор нравственного и патриотического воспитания. Обучающиеся по данной программе  должны усвоить, что не только подвиги и награды делают человека знаменитым, уважаемым. Главное - это их любовь к труду, бескорыстное служение Отечеству. Через историю семьи ребенок знакомится с историей страны  и начинает задумываться над тем, что он должен совершить в своей жизни. Изучение темы  проходит в тесном контакте с родителями и способствует взаимопониманию поколений.Род и Родина – слова одного корня.Дети знакомятся с генеалогией, понятиями родовых корней, с семьей, как основной ячейкой общества, с однородным и разнородным родством, занимаются исследовательской деятельностью,   изучают  и составляют  родословную своей  семьи и знаменитых земляков. Брей-ринг «Величие моего рода - это величие русского народа». Составление генеалогических древ и родословников. Домашнее заданиевопросно-ответная и эвристическая беседы, вопросно – ответный метод. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.Гордость семьи, гордость России.Встреча поколений. Знаменитые родственники детей. Знаменитые земляки нашего края. Люди,  внесший вклад в развитие нашего края, науки и культуры. Герои Советского Союза, ветераны войн,  труженики тыла, ветераны труда, профессий. Проведение акции «Забота». Домашние заданияопросно-ответная и эвристическая беседы, вопросно – ответный метод (проблемные вопросы).Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.Мои предки- Победители!Практическое занятие по изготовлению мини-исследовательских работ о родственниках, участниках Великой Отечественной войны. Используются документы семейного архива: наградные листы и орденские книжки, фотографии, письма и другие документы. Используются КТ, используются  методики изготовления  рукописных книг, буклетов,  презентации, музейные экспозиции, выставки вопросно-ответная и эвристическая беседы, вопросно – ответный метод (проблемные вопросы)едется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.Герб- наследие поколений.Лабораторная работа. Геральдика. Гербы России и Ростовской области. История возникновения герба. Основные положения геральдики. Работа творческой лаборатории, создание семейных гербов.Используется наглядность (макеты форм гербов). По итогам ведется словарик краеведа, заполняется древо познания.Музей семейных реликвийЗанятие-конференция. Учет, хранение и выставка семейных экспонатов. Совместная с родителями конференция на тему «Величие моего рода - это величие моего народа». Обучающиеся по предметам, принадлежащих их родственникам, готовят информацию о своих родственниках, трудом которых  созидался Тацинский район,сткосырская о защитниках Отечества.  По итогам ведется словарик краеведа, заполняется древо познания.История страны в истории семьи.            Обучающиеся готовятся сообщения  и книжки-малышки о своих родственникахаскрываются   темы: предки, жившие в царской России, предки-участники революционных событий, предки- строители социализма, предки- защитники Отечества. Используется презентация, вопросно-ответная и эвристическая беседы. Ведется словарик краеведа. По итогам заполняется древо познания.Модуль «История Тацинского района»Данный модуль самый объемный,  он состоит из 9 тем, объединенных в три раздела: летопись родного края, военная история  и  образование, культура, знаменитые люди. Тема не только знакомит с историей края, учит находить причинно-следственные связи происходивших событий. История- это факт человеческого бытия и важно  уже сегодня думать о том, какой след отставит каждый из нас на земле. Обучающиеся постоянно выступают в роли исследователей, поэтому важно воспитать в них чувство ответственности за изложение исторических фактов. На занятиях обязательно рассматривается историография вопросов с точки зрения разногласия авторов. Все три года в модуле изучается тема истории детского движения, ведь клуб истоки возник на базе музея «Эстафета поколений». Военная тема предусматривает не только теорию, но и участие в различных операциях, акциях и т.д. При изучении культуры и традиций не только используется форма встреч с мастерами –умельцами, но и проводятся мастер-классы.Летопись родного краяИстория моего селаКак пишется история села. Четыре типа источников: архивные документы; воспоминания современников; сбор информации через старожилов; вещественные памятники. Обязательная сверка событий и фактов. Стоит ли додумывать историю? По этим параметрам анализируются сообщения обучающихся в форме экскурсий. По итогам проводится блиц викторина.Памятники и памятные места края Обучающимся дается  домашнее задание: подготовить экскурсию с составлением карты схемы,  и маршрутного листа. Как правильно подготовить экскурсию? География памятного места и памятника, описание события, которому они посвящены, автор проекта, кто и как ухаживает за памятником; связанная с этим легенда. Это занятие –один из этапов обучения музейным технологиям. Занятие проводится на конкурсной основе.Исчезнувшие деревниИсчезнувшие деревни-это особенность или закономерность эпохи? Почему мы должны их помнить? Как сохранить память о них? Тайна их рождения может храниться в старинных картах. Надо научиться их читать. Сбор информации о них такой же, как о существующих населенных пунктах. Памятные знаки на месте исчезнувших деревень.  История заселения края. Топонимика. .Причины, ход и особенности заселения края. При изучении используется та же методика. Важно ответить на вопросы: почему предки выбрали именно это место? Что способствовало появлению населенных пунктов? Факты, повлиявшие на историю возникновения сел. Как появлялись топонимы? Что такое микротопонимика? Откуда твоя фамилия? Как правильно составить словарь микротопонимов? Практическое занятие по составлению словарика микротопонимов.Экономическое, социальное и культурное развитие районаНа развитие района в первую очередь влияет экономика. Основное население- крестьянство. Крепостное право отменили 155 лет назад, не так уж давно. Если бы не было крепостного права, как далеко бы мы ушли сегодня? Социальное-от слова социум, народная среда. Какие потрясения и радостные события переживали наши предки? Кто развивал культуру предков, народ или отдельные лица. Что такое народная культура? Эти вопросы используются в беседе с краеведами и родителями, которые  пожелают посетить школьный музей.Военная историяВойна прошла сквозь наши селаДо сих пор живы свидетели страшной войны с бесчеловечным фашизмом. Они в буквальном смысле на своей шкуре испытали ужасы фашизма  и их рассказы очень важны для того, чтобы сохранить правду о войне. Они немногословны и порой обижены, но общение с ними рождает высокие чувства. Они не воевали, но победили в той войне, потому, что выжили. Это жители оккупированных сел, многим из которых выпало испытание побывать в фашистском плену. Встреча с жителями оккупированных сел и деревень. По итогам- выпуск сборника воспоминаний, записанных обучающимисяВойна на территории нашего районаЗемля хранит память о пронесшейся над ней войне в виде сохранившихся ран-окопов, воронок, братских могил и  памятников, монументов, обелисков. Мы обязаны в память о победителях посещать их. На местах былых сражений понятнее, что и как происходило в битве с фашистами. Необходимо научить детей ориентироваться на месте боев, уметь составить карту –схему ведения боевых действий. И главное –уметь быть благодарными победителям. Занятие проходит в виде экскурсии, включающей в себя практическую работу по составлению карты –схемы, ухода за братскими могилами и встречу с очевидцами войны.Нет забытых могилКартотеки с подробным описанием  братских захоронений и фотографиями памятников должны быть в каждой школе. Практическое занятие посвящено составлению картотеки и уходу за братскими захоронениями.Образование и культура, знаменитые людиНавечно в памяти народнойДанная тема посвящена тем, кто посвятил жизнь изучению истории своего края. Их труд достоин чести и похвалы. Они сами стали историей, но были первыми, кто рассказал, когда и как все происходило. Обучающиеся готовят доклады, эссе, презентации о краеведах своего села. Занятие способствует приобретению навыков публичного выступления. История школы в истории селаШкола во все времена была очагом культуры на селе. Она растила в первую очередь людей труда и тем самым способствовала развитию экономики. Именно поэтому она занимает значительное место в истории села. Каждый взрослый был ребенком и учеником. Он сохранил память о школе  и готов поделиться воспоминаниями. Давайте составим вопросы, которые помогут нам написать историю школы. Ведь ее история- яркая страница в истории села, позволяет не только познакомиться с О.У. района, но и отрабатывать навыки исследовательской работы.Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничестваМониторинг направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения детского объединения, реализующегопрограмму наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри объединения.Цели мониторинга:- оценка качества реализуемой программы наставничества;- оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри детского объединения.Задачи мониторинга:
  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • Принципы наставничества
  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав наставляемых;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.
  • программаработы наставника с группой пассивных обучающихсяТематический план работы с наставниками