Публикации Роль конкурсных мероприятий в формировании общих компетенций

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль конкурсных мероприятий в формировании общих компетенций
Автор: Ирина Павловна Есина

РОЛЬ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙВ настоящее время систему среднего профессионального образования определяет необходимость применения инновационных технологий, позволяющих эффективно формировать компетенции будущих специалистов. Проблема качества подготовки и формирования общих и профессиональных компетенций остаётся актуальной. Для решения этой проблемы используются разнообразные виды деятельности в рамках реализации ФГОС СПО, например, решение ситуационных задач, составление моделей шаблонов и образцов документов, презентаций, написание резюме. Они имеют большую значимость для выявления потенциальных возможностей и способностей каждого студента. Одной из задач среднего профессионального образования является реализация творческого потенциала будущего специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Студент должен сам находить способы самореализации через личную активность и заинтересованность, чтобы фундаментальные знания, профессиональные умения и навыки, опыт творческой и исследовательской деятельности помогли ему стать конкурентоспособным специалистом. Подобный опыт позволит ему решать проблемы, используя навык социально-оценочной деятельности для поиска оптимального результата и доказательства его правильности. Практика показывает, что за формирование общих и профессиональных компетенций не могут отвечать только отдельные учебные дисциплины или образовательные программы, здесь необходим личный опыт, способности и мотивация к данному виду профессиональной деятельности.Одной из эффективных форм внеаудиторной работы, тесно связанной с учебным процессом, наряду с самостоятельной работой студентов, являются конкурсы, конференции и олимпиады. Несмотря на их разнообразие, все они имеют общую цель - подготовить высококвалифицированных специалистов, обладающих общими и профессиональными компетенциями. Именно разнообразные виды деятельности имеют субъектную значимость для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого студента, проявляющихся в участии в предметных неделях и предметных олимпиадах, в научных студенческих конкурсах, деловых играх и др. Участие студентов в мероприятиях такого рода позволяет решить ряд задач в контексте формирования их компетенций:– развивать индивидуальный познавательный опыт студентов и дать возможность быть субъектом профессиональной деятельности;– достигать воспитательными мерами развития и соответствия личностных и интеллектуальных способностей у студентов;– создавать условия, в которых студенты могут раскрыть свои профессиональные возможности и потребности.Анализ различных форм, содержания конкурсных заданий показал, что они служат развитию практически всех общих и даже ряда профессиональных компетенций студентов и позволяют выявить уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.Участники конкурсов и олимпиад приобретают ценный опыт, положительные эмоции, новых друзей. Они начинают понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Конкурсанты активно общаются, обогащая собственные коммуникативные и информационные компетенции. С каждым последующим выступлением чувствуют себя более уверенно, у них уменьшается уровень стресса во время публичных выступлений, они чаще проявляют инициативу, учатся находить рациональные способы разрешения проблем, уважительно относиться к победам своих конкурентов, стремятся понимать и соблюдать предложенные правила, оценивать эффективность и качество своих выступлений. Все это, безусловно, помогает эффективной социализации и способствует развитию личностных качеств. Формирование общих компетенций через конкурсные мероприятияВсе преподаватели общеобразовательных дисциплин организуют участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, НПК. Это мероприятия различного уровня: муниципальные (например, спортивные соревнования, городской интеллектуально-познавательный квест «Этих дней не смолкнет слава»), областные (например, интеллектуальная игра «Живи и помни», олимпиада по общеобразовательным дисциплинам Братского педагогического колледжа, нашего техникума, Тулунского аграрного техникума, Иркутского техникума транспорта и строительства), всероссийские (например, Фгостест, Ростконкурс), международные (например, Инфоурок, Интолимп).Преподаватели спецдисциплин организуют участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня: на первом месте по подготовке является WorldSkills Russiа, также всероссийская олимпиада по электротехники, региональная олимпиада по экономики, дистанционная региональная олимпиада по спецдисциплинам.Вывод: участие в конкурсах разных уровней, олимпиадах, индивидуальная деятельность студента играет немаловажную роль в формировании общих и профессиональных компетенций, конкурентоспособности как неотъемлемого качества личности современного специалиста, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами. Эти качества формируются у студентов благодаря созданию в процессе проведения и подготовки к олимпиадам оптимальных условий для самореализации их личности, использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Роль преподавателя заключается в создании условий для реализации творческих, интеллектуальных возможностей студента, в поиске индивидуального подхода к каждому студенту с целью привлечения его в активную урочную и внеурочную деятельность.