Публикации
КИМы по дисциплине "Родной язык" для специальностей технического профиля
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КИМы по дисциплине "Родной язык" для специальностей технического профиля
Автор: Шаронова Надежда Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КИМы по дисциплине "Родной язык" для специальностей технического профиля
Автор: Шаронова Надежда Евгеньевна
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
для оценки результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.13 Родной язык
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальностям СПО технического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
Разработчик Шаронова Н.Е.,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ СО ЭКПТ
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
4
1.1.
Область применения
4
1.2.
Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
5
2.
Комплект контрольно-оценочных средств
11
2.1.
Текущая аттестация
11
2.2.
Промежуточная аттестация
30
2.2.1
Задания для проведения дифференцированного зачета
30
1.Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов
1.1 Область применения
Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОУД.13 Родной язык:
. • личностных:
Л1 воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
Л2 понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
Л3 осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Л4 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л5 способность к речевому самоконтролю;
Л6 оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Л7 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л8 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
•метапредметных:
М1 владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
М2 владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
М3 использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
М4 применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
М5 овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
М6 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М7 умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
•предметных:
П1 сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
П2 сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
П3 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
П4 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
П5 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
П6 сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
П7 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
П8 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
П 9 владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики;
П10 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.2. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОУД.13 Родной язык включает контрольно-оценочные материалы для проведения:
текущей аттестации знаний (входного контроля, оперативного (поурочного),
рубежного контроля (по разделам и укрупненным темам);
промежуточной аттестации студентов (итогового контроля по завершению изучения дисциплины).
Формы проведения текущей аттестации по дисциплине:
Тестирование, контрольные работы, устный опрос, написание эссе, рефераты, доклады
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать освоение умений и усвоение знаний:
Таблица 1
Объекты оценивания (знания, умения, ОК)
Показатели
Критерии
Тип задания
Форма аттестации
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
Предметные результаты
П1 сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
Формулирование и истолкование фонетических, грамматических и синтаксических норм русского литературного языка, а также формул речевого этикета
Правильность и точность в выявлении основных норм русского литературного языка, речевого этикета
Т3.№1 18-101
ПР№1
1-15
Тестирование
Упражнения
, УП
ДЗ
П2 сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Сочинение на определенные темы и разнообразные жанры
Правильность написания Устных, письменных сочинений, рецензий и рассказов
ТЗ. 18-30
ПЗ, У, С
ДЗ
П3 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
Анализ работ и обоснование выбора языковых средств
Соблюдение требований к умению оценивать устные и письменные ответы с т. зрения языкового оформления
ПЗ.
1-15
У, ПЗ
ДЗ
П4 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
Анализ работ и обоснование наличия в ней информации
Соблюдение требований к умению оценивать устные и письменные ответы с т. зрения наличия в ней информации
ПЗ 1-15
ТЗ 1-5
ПЗ
ДЗ
П5 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
Изучение признаков и структуры текста, типов речи, написание тестов в разнообразных видах
Освоение видов переработки текста, лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
ПЗ 1-15
ТЗ 102-119
УП, С
П6 сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
Представление о тропах речи: фигурах речи и стилистических фигурах
Точность и правильность определений и понятий экспрессивно-выразительных средств
ТЗ. 5- 10
УП, У
ДЗ
П7 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
Формулирование и истолкование литературных направлений, исторических контекстов и контекст писателя
Правильность и точность в выявлении основных черт литературных направлений
ТЗ. 1-5
Т, У
П8 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
Представление, распознавание и объяснение основных литературных понятий: художественное пространство и время, сюжет, фабула, интерпретация.
Результативность информационного поиска различных литературных понятий
ТЗ. 30-90
У, ПЗ, Т
П9 владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
Формулирование и обоснование анализа и интерпретации художественного текста
Результативность информационного поиска композиции, тематики, проблематики и изобразительно-выразительных средств в художественном произведении
ПЗ. 1-15
У, ПЗ
ДЗ
П10 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Формулирование и истолкование понятий: функциональный стиль, книжные и устный стили, виды функциональных стилей, их стилевые черты и особенности, разновидности стилей.
Особенности основных фундаментальных стилей речи (сфера применения, жанровая дифференциация, разновидность языковых средств)
ТЗ. 11-16, 102-119
УП, У, Т
ДЗ
Частично:
ОК 1 – ОК 9
У – устный опрос;
УП – выполнение упражнений;
Т – тестирование;
С – сочинения, эссе, рефераты
Таблица 2 -
Содержание
Тип контрольного задания
Пр
1
ПР
2
ПР
3
ПР
4
ПР
5
ПР
6
ПР
7
ПР
8
ПР
9
ПР
10
Тема 1.1
Общие сведения
о языке
У
УП
Тема 2.1
Основные
орфоэпические нормы
современного русского литературного языка
У
УП
Тема 2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка
У
С
Тема 2.3
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
У
УП
Т
Тема 2.4
Речевой этикет
У
УП
Т
Тема 3.1.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст
У
УП
Т
Формы контроля освоения знаний и умений:
У – устный опрос;
УП – выполнение упражнений;
Т – тестирование;
Таблица 3
Номер и наименование темы
Состав КИМ
Тема 1. Общие сведения о языке
ПЗ 1-15 ТЗ 1-4 ПТ 1-10
Тема 2.1 Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка
ПЗ 1-15 ТЗ 5-16 ПТ 11-18
Тема 2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка
ПЗ 1-15 ТЗ 1-16 ПТ 19-20
Тема 2.3 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
ПЗ 1-15 ТЗ 35-46 ПТ 21
Тема 2.4 Речевой этикет
ПЗ 1-15 ТЗ 35-46 ПТ 21
Тема 3.1Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст
ПЗ 1-15 ТЗ 17-34 ПТ 22-26
2. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Перечень теоретических заданий (ТЗ):
1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1 Устный опрос
Тема 1.1 Общие сведения о языке
Объясните, чем отличается язык и речь, в чем состоят функции языка
Укажите особенности устной и письменной речи
Назовите основные признаки литературного языка
Перечислите виды литературных норм
Что свидетельствует о высокой культуре речи? Приведите примеры эффективного речевого общения
Кого из своих современников вы можете назвать мастерами слова
Тема 2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
Что изучат орфоэпия?
Перечислите особенности русского ударения
Укажите основные орфоэпические нормы.
Какие фонетические приемы используются для речевой выразительности
Тема 2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Дайте определение следующих терминов: лексика, антоним, неологизм, заимствованный, варваризм, паронимия, фразеологизм, перифраз, сочетаемость, тавтология, плеоназм
Что имеют в виду, когда говорят о нормах словоупотребления
Перечислите 4 основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, при выборе того или иного слова для высказывания
При употреблении каких слов чаще всего встречаются ошибки недопонимания, неточного выражения значения
Какие лексические единицы относят к фразеологизмам в широком смысле слова.
Перечислите и проиллюстрируйте с помощью примеров ошибки в употреблении фразеологизмов
Тема 2.3 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
На какие два основных типа делятся словари. Приведите примеры словарей каждого типа.
Чем отличаются лингвистические словари от энциклопедических по характеру информации
Назовите два основных типа лингвистических словарей
Какой словарь называется толковым
В чем преимущество однотомных словарей по сравнению с многотомными, и наоборот
Перечислите и охарактеризуйте известные вам однотомные словари
Укажите различия знаменательных и служебных частей речи
Назовите трудности в употреблении форм имен существительных
Назовите трудности в употреблении форм имен прилагательных
В чем состоит стилистическое использование имен существительных
В чем состоит стилистическое использование имен прилагательных и других частей речи.
Назовите основные синтаксические единицы
Укажите основные синтаксические нормы
Раскройте выразительные возможности синтаксических средств
На каких принципах базируется русская пунктуация
Охарактеризуйте простое предложение
Какие вы знаете типы сложных предложений
Тема 2.4 Речевой этикет
Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?
2. Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?
3. Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?
4. Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной?
5. Какие формулы речевого этикета знаете Вы?
6. Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, Интернет?
7. Скажите, влияют ли особенности ситуации, встречи на выбор приветствия? Иллюстрируйте ответ примерами.
Тема 3.1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст. Функциональные стили речи и их особенности.
Дайте характеристику каждого из функциональных стилей
Опишите функционально-смысловые типы речи
Перечислите основные жанры деловой письменной речи и их языковые особенности
Перечислите основные жанры письменной учебно-научной речи и их языковые особенности
Укажите основные виды устной учебно-научной речи и их языковые особенности
Дайте определение понятия текст
Назовите признаки текста
Раскройте понятия цепной, параллельной и присоединительной связи
Назовите типы текста
Объекты оценки
Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 Паспорткомплекта КОС)
ПР 1, ПР2, ПР3, ПР6, ПР7, ПР8, ПР9, ПР 10
Оценка 5 отлично - выставляется при условии, если обучающийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, сделал обоснованный вывод.
Оценка 4 хорошо - выставляется при условии, если обучающийся правильно изложил теоретический материал, но недостаточно полно раскрыл вопрос или допустил незначительные неточности, приводил примеры, на уточняющие вопросы ответил правильно.
Оценка 3 удовлетворительно - выставляется при условии, если обучающийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
Оценка 2 неудовлетворительно - выставляется при условии, если обучающийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не ответил.
1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2 Тестирование
Тема 1.1 Общие сведения о языке.
Исключите лишнее.
Исконно русские слова подразделяются на 3 группы:
А) общеславянские В) собственно русские
Б) восточнославянские Г) старославянизмы
Какая форма слова является устаревшей в современном языке?
Всем любиться в свете должно,
И в семнадцать лет не можно
Сердцу без другого жить.
Что же делать? Где искать?
И кому люблю сказать? (Н.Карамзин)
А) любиться
Б) должно
В) не можно
Г) все три формы являются устаревшими
Литературный язык – это:
А) Язык литературных произведений.
Б) Язык общенародный, доведенный до совершенства мастерами слова.
В) Язык письменности, противостоящий живой разговорной речи.
Г) Язык, общезначимый для данного народа, в отличие от диалекта.
Д) Наддиалектная форма существования национального языка, которая характеризуется обработанностью, тенденцией к регламентации, стилистической дифференциацией и полифункциональностью.
Укажите внешние факторы, влияющие на развитие языка в XX веке:
А) распространения просвещения;
Б) создание новой государственности;
В) развитие науки, техники;
Г) международные контакты;
Д) активное действие средств массовой информации.
Тема 2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
5. .В каком слове все согласные мягкие?
А) видение
Б) шепелявить
В) жить
Г) извержение
6. В каком слове звуков больше, чем букв?
А) деревья
Б) поезд
В) подъезд
Г) перебежчик
7. В каком слове букв больше, чем звуков?
А) продолбил
Б) причинил
В) прихожанин
Г) поэтесса
8.В каком слове все согласные твёрдые?
А) провозгласил
Б) притеснял
В) пробуждал
Г) проглотил
9. В каком слове произносится согласный звук Д?
А) праздный
Б) ирландский
В) движение
Г) бутерброд
10. Спишите слова, поставьте в них ударение.
Августовский, каталог, сведущий, пахота, иконопись, филистер, аристократия, христианин, торты, красивее, диспансер, звонят, информировать, форзац, квартал, каучук, приняться, колосс, досыта, триптих, партер, сосредоточение, договорный, щебень, цемент, балованный, откупорить, сироты, изобретение, кремень, кредитор, агент, ходатайствовать, добела, склады, анатом, игрище, хлопоты, кашлянуть, плато, донизу, алфавит, договор, газопровод, досуг, знамение, гастрономия, береста, эпилог, драматургия.
11. Запишите слова в фонетической транскрипции:
Бульон, расчёска, антенна, занимается, чудесного, обжечься, шёлк, апельсин, серёжка, сшить.
12. Произведите фонетический разбор слов.
Объясниться, всё.
13. Вставьте пропущенные буквы:Разр...дить обстановку, р...птать на судьбу, ув...дание красоты, разв.. .вающиеся флаги, др...жать от холода, ч...столюбивые мечты, м...лодушный поступок, разр...дить лес, пос...дел у костра,прим...рять кроссовки; к...вычки, в...н...грет, тр...нсп...рант, см...тение, иде.логия, инт...лл...генция, пр...в...легия, об...яние, лаб...ринт; распол...гался недалеко, изл...жить план, это его не к...сается, встать ни свет ни з...ря, вск...чить на ск...куна, обм...кнуть кисть в краску, заг...рать на берегу моря, зар...внять яму.14. Расставьте ударения.Августовский, брала, генезис, договор, досуг, жалюзи, корысть, менеджмент, мозги, позвонит, приданое, пурпур, сливовый, среда, согнутый, творог, хвоя.
15. Разделите данные слова на две группы:1. Согласный звук в позиции перед е произносится мягко.2. Согласный звук в позиции перед е произносится твердо.Агрессия, аксессуары атеизм, генетика, Гете, депрессия, десант, иглотерапия, игрек, интервью, инертный, компьютер, конгресс, корнет, кофе, лекция, менеджер, метрополитен.
16. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:1. Слова, в которых произносится чн;2. Слова, в которых произносится шн;3. Слова, допускающие оба варианта произношения.Античный, библиотечный, булочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный.
Тема2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Фразеологизмы
17. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.
Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.
18. Толкование какого слова дано неправильно?
1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.
2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.
3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.
4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.
5) Фолиант – толстая книга большого формата.
19. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.
1) Ажиотаж
А. Высшая степень воодушевления, восторга
2) Амбиция
Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.
3) Апология
В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо
4) Пиетет
Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные.
5) Экзальтация
Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами
6) Эпатаж
Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо.
7) Экстаз
Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто приводит себя намеренно, выставляя свои чувства
8) Эйфория
З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил
20. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.
1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.
2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.
3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей.
4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.
5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.
21. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.
Бродяжий
Бродячий
А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака.
Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки
Орудие
Оружие
А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное.
Б. Всякое средство, технически пригодное для нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье.
22. Объясните разницу в значении словосочетаний.
1) Вдовый сын – вдовий сын
2) Виноватое лицо – виновное лицо
3) Соседняя квартира – соседская квартира
23. Исправьте возможные ошибки.
1) Современники увидели неповторимую оригинальность Евгения Онегина.
2) Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.
3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего вуза.
4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.
24. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.
1) Он любого способен провести вокруг пальца.
2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.
3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.
4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.
5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.
25. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.
1) Удачный состав исполнителей.
2) Повлияли многие факты.
3) Плохо основанные выводы4) Запах болотистых цветов.
5) Ни на чем не основанные обвинения
6) Рубашка болотистого цвета.
7) Отборная комиссия Евровидения
26. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.
Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.
27. Толкование какого слова дано неправильно?
1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.
2) Филателия – коллекционирование открыток.
3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.
4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.
28. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.
1) Альтернатива
А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода.
2) Дилемма
Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений.
3) Инцидент
В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни.
4) Прецедент
Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений.
5) Рецидив
Д. Происшествие, недоразумение, столкновение.
6) Кодекс
Е. Мировоззрение, принципы
7) Кредо
Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие
8) Менталитет
З. Свод законов; совокупность правил.
29. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.
1) Армада французов отступала по старой Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам.
2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.
3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой дачи. 4) Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.
5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.
30. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.
Гордость
Гордыня
А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов.
Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие.
Признание
Признательность
А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо.
Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание.
31. Объясните разницу в значении словосочетаний.
1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка
2) Опасный человек – опасливый человек
3) Враждебные действия – вражеские действия
32. Исправьте возможные ошибки.
1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.
2) По окончательному завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.
3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.
4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.
33. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.
1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.
2) Язык не поднимается говорить об этом.
3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.
4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.
5) Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.
34. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.
1) Получить земляной надел
2) Заглавная страница книги.
3) Жильцы города4) Ее двухгодовый малыш
5) Благодарная телеграмма
6) Игривые вина
7) Повеяло домовым теплом
Тема 2.3 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
35. Вставьте буквы, объясните их написание.
Брош..ра, ч..родейский, аж..рный, ж..ри, сч..стье, параш..т, деш..вый, заж..гший, пощ..чина, трущ..ба, ч..лн, бесш..вный, ж..лудь, прож..рливый, крыж..венный, ш..рты, угад..вать потребности; допуще..ая нелепость, н.. могу н.. сказать, ..гореть, всё(таки), чьей(либо), томит..ся в (не)воле, часто (не)договаривать, бе..помощный, пр..терпевшие изменения, та..щий снег, решение отмене..о, совреме..ый, та..щий опасность.
36. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?А) только после основ на мягкий согласный и Ц,Б) после основ на мягкий согласный и гласные,В) после основ на мягкий согласный,Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,Д) после основ на шипящий и Ц.
37. Укажите способ образования видовой пары глаголов:
прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.
А) суффиксальный, Б) приставочный, В) перенос ударения
Г) приставочно-суффиксальный, Д) безаффиксный.
38. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?
А) только после основ на мягкий согласный и Ц, Б) после основ на мягкий согласный и гласные,
В) после основ на мягкий согласный, Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,
Д) после основ на шипящий и Ц.
В каком словосочетании существительное в творительном падеже?
А) достать из портфеля В) скрылись за лесом
Б) идет по тропинке Г) спросил о здоровье
40. Буква Е пишется в слове
А) думаю о Наталь… В) был в путешестви…
Б) не обид…т Г) всё улад…тся
41.Непосредственно от глагола образовано слово
А) ходьба В) соленый
Б) соляный (раствор) Г) матрешками
.42. В каком слове пишется Ь
А) уронила мяч… В) пят…надцать лет
Б) серая мыш… Г) она стесняет…ся
43. К одной части речи относятся слова в одном ряду
А) рыжий, свой В) бросок, бросивший
Б) бегая, бегун Г) некогда, однажды
44. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
А) лиш…нный В) прич…ска
Б) с ож…гом Г) ж…ванный
45. В каком слове нет окончания?
А) слон В) давно
Б) отдал Г) рожь
Укажите неправильно образованную форму слова
А) поезжайте В) младше
Б) съездиют Г) мужествен
Какое числительное образовано правильно?
А) до семиста В) семистами
Б) в стах Г) до ста
В каком словосочетании главное слово выражено причастием?
А) небьющееся стекло В) прочитанная повесть
Б) прочитавший повесть Г) восходящая звезда
Через дефис пишется слово
А) всё…таки В) пол…ведра
Б) в…семером Г) по…весеннему парку
Ко 2 спряжению относится глагол
А) реять В) шить
Б) беречь Г) обидеть
В каком слове Ь не служит для смягчения предшествующей согласной
А. Дождь
Б. Банька
В. Встань
Г. Испечь
Буква О пишется в слове
А. Зеркальц…
Б. Кольц…
В. Горц…м
Г. Колодц…в
Буква ь пишется в слове
А. Некуда подат…ся
Б. Ребенку не сидит…ся на месте
В. Как тебе живёт…ся
Г. Он сердит…ся
У какого слова неправильно определен грамматический признак
А) ТО – указательное местоимение
Б) ИЗДАВНА – наречие
В) КРЕПОК – краткая форма прилагательного
Какая часть речи лишняя
А. Имя существительное
Б. Наречие
В. Частица
Г. Имя числительное
Какой тип связи используется в словосочетании СХОДИТЬ ЗА БАГАЖОМ?
А) согласование
Б) управление
В) примыкание
Укажите словосочетание со связью управление
А. Желанный гость
Б. Упорно стремиться
В. Очень плохо
Г. Забочусь о тебе
Г. Снеж…к
Укажите словосочетание со связью согласование
А. Препятствовать движению
Б. Ясным утром
В. Охотно поддерживать
Г. Слева от тебя
Что выражает основа слова
А. Лексическое значение
Б. Грамматическое значение
В. Переносное значение
Г. Нет варианта ответа
Какое словосочетание лишнее
А. Гуляли в парке
Б. Желанный гость
В. Правильный ответ
Г. На третьем этаже
Найдите простое предложение
А. Из-за деревьев видны недалёкие крутые вершины лесистых гор.
Б. За дверью послышались шаги и щелкнула задвижка.
В. Иногда мы кукушонка выпускали, и он летал по комнате.
Г. Весна пришла, прилетели журавли.
Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А. В лесу одному жутко, грустно.
Б. О любви в словах не говорят, о любви вздыхают лишь украдкой.
В. Что имеем не храним, потерявши плачем.
Г. Чужую беду руками разведу.
63. Сколько грамматических основ в предложении?
Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьев крошки и крупу.
А) 1 В) 3
Б) 2 Г) ни одной
64.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Накинув нарядные уборы, березы первыми вступили в осенний танец, яростно захвативший весь лес.
А) 1, 2 – выделяются причастный оборот и деепричастный оборот
Б) выделяется деепричастный оборот
В) выделяется причастный оборот
Сколько грамматических основ в предложении?
Дети каждый день сыпали на подоконник для синиц и воробьев крошки и крупу.
А) 1 В) 3
Б) 2 Г) ни одной
66. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Доехав до конечной станции, …
А) дальше путь лежал по реке.
Б) там нас ждала машина.
В) останется километра два.
Г) нужно пересесть на автобус.
67.Речевые ошибки есть в предложении
А) Горячее какао обжигало губы.
Б) Славный герой делится с читателями своим мнением на жизнь, на назначение человека.
В) Со своими тридцатью семью учениками он отправился в рискованное путешествие.
68.На месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Наше внимание (1) привлекла стройная башенка (2) на верхушке которой (3) развевался синий флаг.
А) 1, 2, 3 В) 3
Б) 2, 3 Г) 2
69.В каком предложении должна быть одна запятая? (Знаки препинания не расставлены)
А) Ты солнце святое гори.
Б) Теперь куда же меня б ты вынес океан.
В) Кто волны вас остановил.
Г) Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
70.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А. Он прославился как талантливый пианист.
Б. Земля крошится, как пирог.
В. История дома, в который вы забрались ночью полна тайн.
Г. Засыпает лес, и умолкают птицы.
Г. (Не) кому жаловаться
71.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А. В лесу одному жутко, грустно.
Б. О любви в словах не говорят, о любви вздыхают лишь украдкой.
В. Что имеем не храним, потерявши плачем.
Г. Чужую беду руками разведу.
72.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А. Всякое научное исследование основывается на гипотезе или на цепи гипотез.
Б. А мужик все гребет да гребет да кормит генералов селедками.
В. И под звездами вспоминаем неспроста ярославские да брянские, да смоленские места.
Г. На лице выражалось если не боязнь, то беспокойство.
73.Пунктуационная ошибка допущена в предложении
А. Волнующее чувство дороги, пространства охватило меня.
Б. Льдины плывут вниз по течению, всползая друг на друга.
В. Впереди шагах в полутораста от нас, бежала моя собака.
Г. И тишина от времени становилась всё зловещей.
74.Найдите предложение с неправильно поставленной запятой
А) В груди, кипел и жег душу огонь.
Б) Лес кончился, и рота вошла в деревню.
В) День выпал теплый, и кое-где зарделась рябина.
Г) Я начал учиться читать, писать, меня тянула к себе мудрость людей.
Тема 2.4 Речевой этикет
75.Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
— Здравствуйте, уважаемый Анатолий Евгеньевич!
— Здравствуй, Толик!
— Здрасьте!
— Здорово!
— Добрый день!
— Привет.
— Приветик.
— Приветствую вас!
— Рад вас приветствовать!
— Разрешите приветствовать вас.
— Разрешите поприветствовать вас.
— Какая радость!
— Какая встреча!
— Ну и встреча!
— Кого я вижу!
— Ба! Кого я вижу!
— Какая неожиданность!
— Ты ли это?!
76.Проиграйте предложенные ролевые ситуации. При обсуждении выполненного задания обратите внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
а) Вы — учащийся 11-го класса. Вам необходимо обратиться с просьбой к директору, преподавателю, одному из родителей, товарищу.
б) Вы — председатель молодежной организации Турист. К вам пришел: ваш соученик, незнакомый юноша (девушка), мастер спорта, представитель фирмы Спорт).
в) Вы — работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:
— ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;
— ученого из университета выступить в колледже с лекцией;
— руководителя фирмы помочь благоустроить спортивную площадку.
Тема 3.1Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст. Функциональные стили речи и их особенности.
77.. Выберите правильное определение:
А) Троп – это образное выражение, содержащее преувеличение
Б) Троп – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении.
В) Троп – это образное выражение, содержащее преуменьшение
78.. Определите, в каком варианте ответов перечислены только тропы:
А) Метонимия, гипербола, эпифора, олицетворение, перифраза
Б) Метафора, анафора, сравнение, олицетворение, ирония
В) Метафора, эпитет, метонимия, гипербола, аллегория
79. Укажите, в каком варианте ответов перечислены только фигуры речи:
А) Эпифора, полисиндетон, эпитет, риторическое обращение, синекдоха
Б) Антитеза, градация, параллелизм, инверсия, умолчание
В) Анафора, асиндетон. Олицетворение, риторический вопрос, оксюморон
80. Определите фигуры речи:
Ступеньки вверх,
Ступеньки вниз –
Кружится голова
А) Антитеза
Б) Эпифора
В) Риторическое восклицание
81. Укажите неверные утверждения:
А) Ирония - троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному
Б) Аллегория – иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идея в конкретном художественном образе
В) Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением.
82.Укажите неверные утверждения:
А) Ирония - троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному
Б) Аллегория – иносказание, намек, выражение отвлеченного понятия или идея в конкретном художественном образе
В) Олицетворение – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого-то предмета описательным выражением.
83. Выберите правильное определение:
А) Стили – это художественно-изобразительные средства языка
Б) Стили – это богатство и существенные закономерности языка
В) Стили – это единицы текста
84.Определите, в каком варианте ответов перечислены только тропы:
А) Гипербола, эпитет, параллелизм, антитеза, инверсия
Б) Перифраза, олицетворение, оксюморон, эпитет, метафора
В) Умолчание, метонимия, синекдоха, градация, эллипсис
85. Укажите, в каком варианте ответов перечислены только фигуры речи:
А) Асиндетон, умолчание, антитеза, анафора, эпифора
Б) Параллелизм, антитеза, олицетворение, перифраза, умолчание
В) Полисиндетон, риторический вопрос, гипербола, ирония, литота
86. Определите фигуры речи:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
А) Параллелизм
Б) Антитеза
В) Инверсия
87.Укажите неверные утверждения:
А) Перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
Б) Омонимы – слова, имеющие противоположное значение
В) Градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
88. Назовите синонимы, различающиеся сферой стилистического употребления:
А) Умер, скончался, представился, дал дуба, сыграл в ящик
Б) Бескрайний, бесконечный, необозримый, необъятный
В) Лаять, брехать, тявкать, гавкать
Объекты оценки
Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1 Паспорткомплекта КОС)
ПР1, ПР2, ПР4, ПР6, ПР7, ПР8, ПР10
5 отлично - от 85% до 100% правильно выполненных заданий
4 хорошо - от 75% до 85%
3 удовлетворительно - от 61% до 75%
2 неудовлетворительно - до 61%
Условия выполнения заданий
Время выполнения задания: _________
- тест на выбор ответа – 1 минута на 1 задание;
- тест на соответствие или последовательность – до 2 минут на 1 задание
2. Перечень практических заданий (ПЗ)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1)По улицам города по его бульварам разлит уд..вительный ар…мат. 2) Подует вет..рок чуть колыхнет зеле(н, нн)ые кроны - и сильнее ударит волной медовой свежести. 3) Под..шладуш..стая пора когда цветут липы указывая на (не)заметно подступивший разгар лета. 4) Липа др..внейшая спутница города. 5) Целые города выр..сли под липами с нарече(н,нн)ыми в её честь именами – Липецк Лиепая Лейпциг.
(В.Сущеня)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) Сл..вари называют нашими друзьями и п..мощниками. 2) Они п..могают не только прав..льно писать слова опред..лять их значение об..яснять происхождение слов но и ра..ширяют кругозор дают новые сведения из разных областей науки техники иску..тва и лит..ратурыразв..вают нашу культуру речи знакомят с культурой народа. 3) Сл..вари доставляют огромную радость тем кто ими пользуется читает их. (В.Сергеев)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
Шмели п..лезные насекомые. 2) Из диких опылителей р..стений они самые це(н,нн)ые. 3)Гнездо шмелей это ми(л,лл)ионы опыле(н,нн)ых цветков клевера и других р..стений. 4)Шмелей нужно береч? и охранять всегда, весной же они особе(н,нн)о ценны.5) Каждый
весе(н.нн)ий шмель это будущее гнездо со многими десятками шмелей.
(Н.Плавильщиков)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
Ещё в самой ра(н,нн)ей юности р..дилась моя страсть к охоте и путешествиям. 2) Отч..тливо помню как отец соб..рает?ся на охоту. 3) Я стою рядом смотрю на большие руки отца на сыплющийся из ж..стяной к..робочки порох на тускло п..блескивающую дробь в холщ..вом мешочке. 4) Даже самые охотничьи принадлежности во..буждали во мне трепетное волнение.
(И.Соколов-Микитов)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1)Лиловый сумрак на рас?вете бледнеет линяет и пр..вращает?ся в слепую тума(н,нн)ую дымку. 2) На фоне м..лочного неба резче проступают ч..рные силуэты д..ревьев. 3) Лес зам..рает падает ветер молчат птицы. 4) Только на дне долины похожей на широкую чашу вдавле(н,нн)ую в горы звучит водопад п..громыхивает горная речка.
( З.Воскресенская)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1)Пр..ближалась весна. 2)Поч?ти неделю висела над тайгой над притоками реки серая тусклая хмарь в..зкая как тесто. 3) Небо (не)переставая сочилось дождем снег согнало старые мхи набухли как губки ноги раз..езжались на осклизлых кочках. 4) Влажный воздух т..снил дыхание. 5) Парусина палаток задубела и по ночам гремела от капель словно жесть…
(А.Андреев)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) Много я слышал разных споров о счастье. 2) Счастье это богатство деньги. 3) Богатым всегда ж..лось легче чем бедным. 4) Но ведь настоящего счастья верной дружбы за деньги (не)купиш?. 5) Если человек обидел кого(то) отнял у других они его клянут. 6) И ему (не)много не по себе. 7) Совесть точит. 8)А от совести (ни)какими деньгами (не)откупиш?ся.
(Л.Кассиль)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) Антон Павлович Чехов был человек б..льшой совести любящего сердца великий художник. 2) Лев Толстой и Максим Горький оставили о Чехове очень т..плыевосп…минания. 3) Называя Чехова (не) сравне(н, нн)ым художником Толстой любил в п..сателе прелес?ного искреннего и чес?ного человека. 4) Это был обаятельный человек, - говорил он, - скромный милый.
(П.Воробьев)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) Море гудело под ногами грозно выделяясь из всех шумов этой тревожной и со(н, нн)ой ночи. 2) Огромное т..ряющееся в пространстве оно лежало глубоко (в)низу далеко белея сквоз.. сумрак б..гущими к з..мле гривами пены. 3) Страшен был и бе..порядочный гул старых тополей за оградой сада мрачным островом выр..ставшего на скалистом пр..брежье. ( И.Бунин)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1.Доля художника трудная доля. 2) Так было в прошлом так и сейчас.3) Потому (что) художник это (не)прерывный труд это постоя(н, нн)ая неудовлетворенность найденным напряжение всех сил в стремлении.. увидеть и выразить н..что существенное. 4) Художник – обязательно непр…клонный борец труже(н, нн)ик. 5) Жизнь - не прогулка по м..стовой. 6) Жизнь это труд!
(С.Коненков)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) Наступили сумерки. 2) Зарево зажженное ух..дящим за линию горизонта со?нцем казалось рекой расплавле(н, нн)ого мета(л,лл)а. 3) А там внизу на земле была отч..тливо различима с высоты в девять километров подл..(н,нн)ая земная река. 4) Она извивалась у..кой тускло поблескивающ..й лентой и где(то) у горизонта впадала в (не)существующую бе..брежную реку похожую на ра..каленный металл.
(А.Чаковский)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) По донской степи мимо с..дых курганов ш..лизмуче(н,нн)ый походом полк. 2) Тяж..ло ступали люди понурили головы кони еле брели обозы. 3) Командир полка окинул коло(н,нн)у взглядом и вдру… отдал короткое пр..казание. 4) Эскадроны подтянулись спешились и люди увидели большую братскую могилу и звезды на ней. 5) А когда подошли ближе заметили дощеч?ку и на ней прочли номер своей дивизии имена (не)знакомых бойцов и командиров и дату – 1919 год. (Б. Горбатов)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1)Ст..пной ветер с..брал за Доном с п..левых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. 2) К (полу)ночи горбушка луны п..краснела от этой пыли и кусоч..к неба вокру… нас тоже высв..тился красным. 3) В такие минуты всегда ждеш… чего(то) необычного и оно случается. 4) (Не)ожиданно мелькнул на красноватом ореоле широко(крылый) силуэт и бе..звучно растаял в ночи. (Л. Семаго)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) Звезды св…ркали остро и хол..дно но небо на востоке стало светлеть. 2) Д..ревья (по)немногу выступали из тьмы. 3) Вдру… по вершинам их прош..лся сильный ветер. 4) Лес ож..л зашумел. 5) Св..стящимш..потом перекликнулись между собой сосны и сухой иней с мя..ким ш..лестомп..лился с потревоже(н,нн)ых ветвей. (Б. Полевой)
Перепишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) Молнии бл..стали одна за другой и где(то) совсем над гол..вой оглушающее гремело и гр..хотало. 2) Казалось разгулу стихии не будет конца. 3) Однако ливень затих так же внезапно как и нач..лся. 4) Гроза переместилась немного южнее впрочем на небе (не)было ни единой звездочки и тихий обложной дождик (не)переставал.
(И. Богомолов)
УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Место (время) выполнения задания: учебный кабинет
Максимальное время выполнения задания: 5 - 7минут.
Объекты оценки
Критерии оценки результата (в соответствии с разделом 1)
ПР 1, ПР 3, ПР 4, ПР 5, ПР 9
Оценка 5 отлично - выставляется при условии, если обучающийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, сделал обоснованный вывод.
Оценка 4 хорошо - выставляется при условии, если обучающийся правильно изложил теоретический материал, но недостаточно полно раскрыл вопрос или допустил незначительные неточности, приводил примеры, на уточняющие вопросы ответил правильно.
Оценка 3 удовлетворительно - выставляется при условии, если обучающийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
Оценка 2 неудовлетворительно - выставляется при условии, если обучающийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные вопросы не ответил.
Промежуточная аттестация– в виде дифференцированного зачета (по билетам)
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине Родной язык
Роль русского языка в современном мире.
Общение. Условия, необходимые для общения.
Литературный язык. Формы существования национального языка (литературный язык, территориальные диалектизмы, городское просторечье, профессиональные и социально-групповые жаргоны).
Литературный язык – высшая форма национального языка и основа культурной речи.
Невербальные средства общения: мимика и жесты. Значение мимики и жестов при общении.
Виды жестов: указательные, изобразительные, символические, ритмические и эмоциональные.
Языковая норма. Вариантность нормы.
Акцентологические нормы.
Орфоэпические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы.
Лексические нормы.
Русская фразеология. Крылатые выражения. Афоризмы.
Речевой этикет. Назначение речевого этикета.
Формы речевого этикета. Обращения в русском речевом этикете.
Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет – переписки.
Словари русского языка. Виды словарей. Назначение словарей в жизни человека.
Язык и речь Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь.
Разговорная речь, сфера ее использования.
Язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля.
Официально-деловой стиль. Особенности стиля.
Деловое письмо, его структурные элементы.
Научный стиль речи. Разновидности стиля. Особенности стиля.
Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля.
Текст. Его структура. Типы текста.
Критерии оценок :
Оценка 5 отлично- выставляется при условии, если обучающийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, сделал обоснованный вывод.
Оценка 4 хорошо - выставляется при условии, если обучающийся правильно изложил теоретический материал, но недостаточно полно раскрыл вопрос или допустил незначительные неточности.
Оценка 3 удовлетворительно - выставляется при условии, если обучающийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения.
Оценка 2 неудовлетворительно - выставляется при условии, если обучающийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не ответил.
HYPER13PAGE HYPER15
20