Публикации
Интерактивные задания формирующего контроля знаний
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные задания формирующего контроля знаний
Автор: Николай Николаевич Московченко, Елена Николаевна Московченко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивные задания формирующего контроля знаний
Автор: Николай Николаевич Московченко, Елена Николаевна Московченко
Интерактивные задания формирующего контроля знанийМосковченко Н.Н.Московченко Е. Н.МБОУ СОШ №45 г. БелгородаФедеральный государственный образовательный стандарт предполагает изменение не только традиционных подходов к обучению школьников, но методов контроля полученных знаний.Предполагается, что каждый ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы, адекватно оценивать свои достижения. Это означает, что учитель, как организатор учебно – познавательной деятельности, должен совместно с обучающимися, использовать имеющиеся инструменты и критерии оценки и контроля знаний. Ученик, таким образом, становится сознательным участником обучения, он понимает, как его оценивают, почему у него выходит та или иная отметка. Он самостоятельно учиться принимать решения по корректировке своих знаний. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание. Его главная цель – улучшать результаты, а не только измерять их, как это происходит в традиционном (суммативном) оценивании.Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания». Формирующее оценивание было предложено в качестве инструмента повышения качества освоения образовательной программы и противопоставлялось суммативному оцениванию, которое определялось как показатель соответствия уровня обученности стандартам [1]. Естественно формирующее оценивание, требует не только изменения методологии, но и создания новых инструментов оценки знаний. Большое количество таких ресурсов появляется в интернет сети второго поколения – Web 2.0. В отличие от Интернета первого поколения, который представлял собой среду для получения информации, Web 2.0 - это платформа для социального взаимодействия, позволяющая переместить акцент с технологий и медиа–контента на общение и сотрудничество для получения знаний. Школьники уже сегодня готовы и способны использовать интернет ресурсы второго поколения в образовательных целях, главное научить их этому. Большинство из них, уже в начальной школе, являются обладателями умного телефона - смартфона. Этот аппарат использует полноценную операционную систему (ИОС, Андроид или Виндовс), позволяющую работать с различными типами файлов: аудио, видео, документы, таблицы, презентации. Синхронизировать данные с облачными сервисами Google, Apple, Microsoft и т.п. А ввод информации с помощью сенсорного экрана предоставляет пользователю высокую скорость управления девайсом. Сейчас учащиеся в основном используют смартфон для игры и общения в социальных сетях, поэтому во многих школах запрещают ученикам пользоваться телефонами. Как отметил директор по бизнес - развитию онлайн-школы SkyEng Александр Ларьяновский во время дискуссии «Инвестиции в онлайн-образование» на Российском инвестиционном форуме в феврале 2019: «Школа не может никаким другим образом выиграть внимание ребенка. Только запретом. Если она перестанет это делать, то ребенок отключится от того, что происходит на уроке и будет аккуратненько заниматься тем, что ему нравится»[2].И он конечно прав, современная школа не готова в полной мере использовать социальные сервисы и цифровые инструменты, чтобы сделать пользование информацией максимально комфортным, и независимым от стационарных рабочих мест. Учителю уже сегодня необходимо уметь использовать в своей деятельности новые информационные технологии, как того требует недавно утверждённая концепция предметной области «Технология», предполагающая возможность использования обучающимися цифровых ресурсов (инструменты, источники и сервисы) в работе на всех учебных предметах так, как они используются сегодня в профессиональной и повседневной деятельности человека[3].Констатируя выше сказанное, считаем уместным использование на уроках технологии смартфона и сервиса LearningApps.org являющегося приложением Web 2.0, для обучения и контроля знаний с помощью интерактивных модулей в игровой форме.Образовательная платформа LearningApps.org –это результат научно–исследовательского проекта Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц. Сервис имеет простую и понятную навигацию, для любого пользователя. Поддерживает несколько языков, в том числе и русский. Готовые задания можно использовать без регистрации на сайте. А после прохождения не сложной процедуры регистрации у вас появляется возможность:создавать новые задания – тренажеры, на основе шаблонов или готовых понравившихся вам заданий; получать текстовые ссылки и ссылки в виде QR-кода на интерактивные задания, для вставки на веб-страницу персонального сайта, блога и т.п.; сохранять задания на ПК для использования офф-лайн; создавать рабочее пространство для работы с классом. Возможность создания виртуального кабинета позволяет учителю получать обратную связь от действий учеников, которые со своим логином и паролем (создаются автоматически при регистрации класса) входят в свою классную комнату и выполняют предложенные им задания. Инструмент «Статистика» позволяет судить об активности и результативности действий каждого учащегося.Все задания, созданные, когда-либо различными пользователями, собраны в галерее и являются общедоступными. Они распределены по различным категориям. Представленные интерактивные модули предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны обучающихся. Условно их можно разделить по структурно-функциональному признаку: задания на выбор правильных ответов; задания на установление соответствия; задания на определение правильной последовательности; задания, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах; задания - соревнования, при выполнении которых испытуемый соревнуется с компьютером или другими игроком. Создание приложений не требует, каких либо специальных знаний, т.к. сервис предлагает большой выбор готовых шаблонов, которые необходимо заполнить соответствующей информацией. Для этого необходимо в разделе «Новое упражнение» выбрать соответствующий модуль и перед вами появиться окно тремя вариантами готовых заданий. Они дают полное представление о возможности интерактивного воздействия. Остаётся нажать кнопку «Создать новое приложение» и ввести необходимую информацию. В процессе заполнения можно визуально контролировать результат работы, нажимая периодически на кнопку «Установить и показать в предварительном просмотре». Так же можно выбрать понравившееся упражнение в разделе «Все упражнения» и нажав кнопку «Создать подобное приложение» открыть его и ввести свою информацию для этого модуля.Возможности использования интерактивных модулей в образовательной деятельности, каждый учитель должен определить самостоятельно в зависимости от решения конкретных задач: - для закрепления теоретических и практических знаний;- для контроля качества знаний; - для активизации познавательной деятельности обучающихся;- для организации конкурсных мероприятий- для проведения интеллектуальных игр, квестов и т.п.;Выполняя подобные заданий учащиеся, повышают восприятие и запоминание информации, увеличивают результативность работы памяти, более интенсивно развивают такие свойства личности, как – устойчивость внимания и умение его распределять; способность анализировать и классифицировать. И, кроме того, оценка уровня знаний именно в таком виде является для них более увлекательной. Ведь данный вид контроля, организованный в нетрадиционной форме, не вызывает чувство страха, а наоборот вселяет веру в свои силы, повышает самооценку, создает ситуацию успеха для каждого ученика.Источники информации.1. Формирующее оценивание как средство повышения эффективности образовательного процесса [Электронный ресурс] / Журнал Педагог.– Режим доступа: (дата обращения: 23.03 .2021).2. Главный конкурент образования – Netflix [Электронный ресурс] / Edutainme - новые технологии в образовании.– Режим доступа: (дата обращения: 23.03.2021).3. Концепция преподавания учебного предмета «Технология» [Электронный ресурс] /Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации.– Режим доступа: (дата обращения: 23.03.2021).