Публикации Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение звукового анализа"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение звукового анализа"
Автор: Болеева Юлия     Вячеславовна

Методическая разработка для педагогов"Развитие и усвоение звукового анализа"Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.Актуальность.Проблема подготовки к школе детей актуальна, и современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. А анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Среди них значительную часть составляют дети 4 -6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка.Ознакомление ребёнка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, грамотному письму в школе, но и для всего последующего изучения родного языка. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести в дислексии: затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.Цель:Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах обучения дошкольников грамоте;Задачи:1. Сформировать у педагогов представления об особенностях развития навыка звукового анализа2. Познакомить:- с методами и приёмами овладения звуковым анализом;- с играми по формированию навыка звукового анализа.3. Заинтересовать педагогов в проведении специальных игровых упражнений.Методическая разработка адресована воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.Содержание:ВведениеЭтапы и правила выполнения звукового анализа словаИгры и упражнения на развитие звукового анализа слова;ЗаключениеРезультативность использования данной методической разработки:-проявление интереса педагогов к обучению детей грамоте;-овладение приёмами и навыками звукового анализа;-объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по обучению грамоте;Использование данной методической разработки на занятиях с детьми будет способствовать:- успешности обучения детей-повышению качества образовательного процесса по обучению детей грамоте детей;-созданию в группе условий для обобщения материала по формированию и углублению знаний у детей по данной теме;Перспективы использования разработки:- детские сады общеразвивающего вида-специализированные детские сады-коррекционн – образовательные учрежденияВведениеУсвоение ребёнком звуковой стороны слова – сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы:вслушивание в звучание слова,различение и правильное произношение звуков,самостоятельное вычленение их из слова,анализ его звуковой и слоговой структуры,активные действия со словамиОбучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);- определение количества звуков в слове;- определение места звука в слове.Это необходимо для:-Обучения чтению-Грамотному письму в школе-Изучения родного языкаПервый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.Приступая к обучению грамоте, дети знакомятся с понятиями «слово», «звук», «буква». Дети осознают, что звуки – мы слышим и произносим, а буквы – видим, читаем, пишем. Буква - это значок, который обозначает звук.Обучаются выполнять простые формы звукового анализа:- выделять звука из слова (есть такой звук или нет)- выделять первый, последний и звук, стоящий в середине слова.-определять место звука в слове- называть позицию звука в слове и т. д.Используя игры, упражнения, карточки - схемы, дети учатся определять звуки в разных позициях: в начале, в конце, в середине слова. Обучение такого рода включает детей в интересную деятельность.Игры для первого этапа:Упражнения на различение понятий «звук» и «слово»:«Собери в корзинку вкусные слова»;«Назови, словом игрушки в магазине»;«Скажи, какие звуки услышал в лесу»;«Скажи, на чью песенку похож этот звук».Упражнения на развитие фонематического слуха, речевого внимания:«Какой звук часто встречается в этих словах, стихотворении»;«Скажите, какие слова похожи в стихотворении»;«Подбери подходящее слово»;«Подскажи словечко»;«Будь внимательным»;«Скажи правильно»;«Покатай в машине только тех животных, в названии которых есть «песенка колокольчика» (звук «з») и другие.Упражнения на интонационное выделение любого согласного звука:«Скажи так, как я»;«Скажи, как кукла»;«Скажи так, чтобы песенку услышала куколка»;«Договори слово» (до. (м, со. (м);«Спой песенку ветра (жука)»;«Произнеси громко звук молотка»;«Кто сможет сказать так, чтобы мы услышали звук барабана».Упражнения на определение первого звука в слове:«Назови слово так, чтобы мы хорошо услышали первый звук»;«Назови первый звук слова»;«В зоопарк попадет тот, кто правильно назовет первый звук»;«Найди себе пару» (с таким же звуком картинку);«Соберем букет для наших мам» (ребенок должен назвать цветок, назвать первый звук слова и поставить картинку на фланелеграф).Упражнения на различение твердого и мягкого согласных звуков:«Найди братца»;«Угадай, чей это мячик»;«Найди друзей «старшему» и «младшему» братцам»:«Угадай, к кому мы пойдем в гости»;«Произнеси, как звенит большой (маленький) колокольчик»;«Спой песенку большого (маленького) насоса»;«Разложи картинки к синему и зеленому кружочку»."Поймай звук".Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук."Зоопарк".Воспитатель: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк"."Найди пару".Воспитатель раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон).Воспитатель: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, подумайте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите картинки так, чтобы их было видно""Скажи, как я".Воспитатель произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю«Прятки со звуками».Звуки любят играть в прятки. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. (показываю клеточки в схеме слова). Сегодня мы будем искать в словах звук комара («З»). Послушайте, как я буду искать звук комара в слове «Зонт». (показ: веду указкой по схеме и произношу слово). Где спрятался звук в слове? (в начале). Как я произнесла слово? (Медленно произнося слово, вела указкой по схеме и выделила голосом звук «З»). Какой в этом слове звук «з»? Каким кружочком обозначим звук? Предлагаю родителям найти звуки в других словах. Не забудьте обозначить звук фишкой.«Сколько слов со звуком «Ш»?Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.Ход игры: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.Игра " Какое слово задумала? "Педагог показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это. омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю:. омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?- Да. Вы пропускаете звук Р.Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.II вариант игры: Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово. орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова.Вывод: Определение позиции звука в слове - это элементарный звуковой анализ, но у детей с речевыми нарушениями он вызывает затруднения и требует внимания.Второй этап - обучение сложным формам звукового анализа:I - формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, буквы)Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки.Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Мы показываем ему: картинка – это слово, клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» – «Три». – «А сколько звуков в слове?» – «Тоже три». «Давай будем эти звуки искать.Для выполнения звукового анализа даются фишки:красный обозначают гласный звук,синий твёрдый согласный,зелёный - мягкий согласный,Звуковой анализ выполняется следующим образом:Звуковой анализ слова «Кит»:1. Выделяем голосом первый звук: К-к-к-ит – первый звук «К» – он согласный, мягкий - обозначим его зелёным квадратиком.2. Выделяем голосом второй звук: К-и-и-и-т – второй звук «И» – он гласный – обозначим его красным квадратиком.3. Выделяем голосом третий звук: Ки-т-т-т - третий звук «Т» – он согласный, твердый – обозначим его синим квадратиком.В слове «Кит» 3 звука, 2 согласных и 1 гласный. Согласные звуки «К»и «Т». Гласный звук «И». Назовем звуки по порядку: «К», «И», «Т». Напечатаем слово буквами: КИТПлан анализа слова:1. Произнеси слово и послушай его.Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно.2. Протяни (выдели) первый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)4. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй, и т. д.5.«Прочитай» слово целиком по фишкам и проверь себя:сколько всего звуков в слове?сколько гласных? Согласных?сколько в слове слогов?6. Обозначь звуки буквамиВ качестве другой модели рекомендуется использовать пособие«Звуковая линейка».Её использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.Правило: при выполнении звукового анализа слова необходимо учитывать последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.Порядок анализируемых слов:слова из двух гласных (АУ);из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ);из трёх звуков (РАК, КИТ)из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА);слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)слова из 2 слогов (СУМКА)из 3 открытых слогов (СОБАКА)Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.Игры:«Живые звуки»1 вариант:Воспитатель предлагает поиграть со звуками: «Наташа будет звуком «А», а ты, Саша, звуком «У». Вы будете петь «песенки» у звуков друг за другом. Кому я положу руку на плечо, тот начинает петь песню, когда уберу, он должен перестать петь (воспитатель сначала одному кладет руку на плечо, а потом одновременно убирает руку с плеча первого ребенка и кладет другую руку на плечо другому ребенку).IIвариант:После того, как слово будет разобрано у доски и выложено схематично фишками, воспитатель предлагает поиграть со звуками, вызывает детей и называет каждому из них звук: «Надя будет первым звуком в слове «дом» - звуком «д». Иди, Надя, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя - второй звук в слове «дом» - звук «о». Последним звуком будет Оля. Возьмите, Оля и Витя, свои фишки. А теперь встаньте у доски так, чтобы получилось это слово».III вариант:«Вы - звуки этого слова. Возьмите фишки, кто каким звуком хочет быть. А теперь подойди ко мне первый звук слова., третий звук слова., второй звук слова. Подумайте, как нужно встать, чтоб получилось это слово».«Каждому звуку свою комнату»Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.Описание игры. Играющие получают домики с одинаковым количе-ством окошек. В домики должны поселиться жильцы - «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома - «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.II - формирование действия звукового анализа в речевом плане, исключая зрительные опоры, только проговаривание.Слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.Задания:- «Какой в слове белка второй звук? Какой последний? Какой третий звук? И т. д.» Дети отгадывают, берут фишки, а если знают буквы «выставляют» слово.- «Подойдите ко мне первый звук [б], третий звук [л], второй звук [е] и т. д.». Предложить встать по порядку. Задания можно варьировать.-Выполните, пожалуйста, анализ слова КИТ самостоятельно.- Проверьте, правильно ли вы составили схему слова. (Сравнение с образцом на доске.) Прочитайте слово.-Детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова.III- формирование действия звукового анализа в умственном плане.Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова. На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова.Игры для 3 этапа:«Найди картинку к схеме слова». «Подбери схему к картинке»«Пирамида»«Звуковое дерево».На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета.Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «машина» на дереве с синими листьями, т. к. первый звук в слове согласный, твёрдый.Предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).«Выложи звуковую схему слова»Позже дети выполняют звуковой анализ без схем, выкладывая фишки на схему слова, по представлению.Игры и упражнения:«Телеграфисты»Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.«Поймай звук»Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.Заключение.Обучение звуковому анализу - это сложный процесс для всех детей. Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы воспитателей.Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте.Овладение навыками выполнения звукового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя. Предупреждает возможность возникновения нарушений письменной речи. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой и занимательной форме.