Публикации Классный час на тему

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час на тему
Автор: Ахпашева Дарья Артемьевна

Классный час на тему: ХАКАССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС. Героич. сказания хакасов называются «алыптых нымах» или «чалых нымах», т. е. «сказания о воинских подвигах богатырей». Их объем составляет от 1,5 тыс. до 30 тыс. и более стих. строк. Традиц. форма исполнения – горловое пение (хай) в сочетании с речитатив. декламацией под аккомпанемент щипковых народ. инструментов хомыса или чатхана. В процессе многовекового развития героич. сказания обрастали новыми мотивами, сюжетами, о чем свидетельствует их тематич. богатство. Традиционно выделяются ведущие темы: борьба героев с чудовищами, героич. сватовство, семейные конфликты, борьба с набегами. Внутри каждой из них имеются и др. темы, мотивы, идеи, к-рые получают развитие в эпосе. Сюжетно-композиц. линия сказаний основана на поступат. развертывании событий. Сюжет составляют выстроенные в единую цепь осн. традиц. эпич. мотивы. Выпадение звеньев или перестановка мотивов могут изменить хар-р повествования или придать ему новый оттенок. В Х. г. э. выделяются 3 сюжетно-повествоват. типа: о героях 1-го, 2-го и 3-го поколений. У каждого героя имеется своя «эпическая биография». Язык. особенности позволяют наиболее полно представить нац. своеобразие и самобытность сказаний. В эпич. речи порядок расположения членов предложения более свободный, что зависит от рифмы, ритмики, звукописи стиха. Грамматич. особенности – наличие усложненных словоформ, свидетельствующих о том, что эпич. язык по своему строю и стилистич. окрашенности представляет собой разновидность «высокого» слога. Из тропов относительно редко в чистом виде встречаются метафора и метонимия, чаще используются сравнения, эпитеты, в т. ч. постоянные и метафорические. Наиболее изв. героич. сказания: «Алтын Арыг», «Ай Хуучин», «Палазы чох Ах Хан», «Алтын Чюс», «Ики ах ой хулун», «Чабал Ах Хан» и др. Знаменитые мастера-сказители: П.В. Курбижеков, С.П. Кадышев, М.К. Добров, Е.Н. Кулагашева, С.И. Созыев, А.С. Бурнаков, Н.А. Попияков, Н.А. Абдин, В.С. Тюмереков, Д.А. Сазанаков, А.И. Янгулов, И.С. Абжилаев и др.За более чем две тысячи лет предки и сами хакасы создали самобытный и богатый фольклор с его разнообразными жанрами. Произведения героического эпоса (алыптығ нымахтар), сказки (чазағ нымахтар), родовые, генеалогические предания, исторические предания (тархыннығ кип-чоохтар), мифы (чир-чайаан пӱткеннеңер, худайлардаңар, ээлердеңер кип-чоохтар), песни (ырлар, сарыннар), обрядовая поэзия (кибiрлернең палғалысчатхан тахпахтар, сурыныстар), детский фольклор-побаски (олғаннарға чайалған кип-чоохтар), потешки (ӱтертiстер), колыбельные песни (пала абыдып сарнаҷаң сарыннар), считалки (сананыстар), пословицы (сöспектер), поговорки (сиспектер), загадки (тапчаң нымахтар), плачи (сыыттар), песни и плачи животного эпоса (аңнар, хустар ырлары, сыыттары), шаманские заклинания (хамнар тöс тартханы) и др.Самый богатый жанр хакасского фольклора – это героический эпос (алыптығ нымахтар), каждое отдельное произведение которого называют «богатырское сказание», «героическое сказание», а также «богатырская поэма». Другие, самые богатые жанры – это лирические песни (ырлар, сарыннар), в том числе состязательные песни (марығлазып тахпахтасханы). Увлеченно подхваченные молодежью песни и сегодня живут весьма активной жизнью.Фольклор хакасов и их предков был их философией, сопровождал жизнь человека от колыбели и до ухода в последний земной путь.Ребенка убаюкивали под пение колыбельной песни, развивали, воспитывали и развлекали, сочиняя для этого пестушки, потешки, скороговорки. Например, когда укладывали спать мальчика, ему пели:Бай, бай сосулька!Бай, бай, краник!Бай, бай, ягненочек!Паай, паай, сорласка!Паай, паай, сорғазым!Паай, паай, хурағанаам!Детям постарше рассказывали сказки, разнообразные легенды, побаски – различные споры между деревьями, органами тела, между птицами, плачи зверей и птиц, воспитывая тем самым в растущем поколении гуманное и бережное отношение к животному и растительному миру. Учили сообразительности, быстро и одновременно четко говорить.Когда мужчины уходили на охоту, то по возможности брали с собой в тайгу хайджи-нымахчи – сказителя, чтобы он вечерами и ночью импровизировал под аккомпанемент чатхана или хомыса хаем алыптыг нымахи. Охотники глубоко верили, что услаждаемые прекрасным гортанным пением-сказом алыптыг нымаха духи тайги, гор, пещер становятся добрыми и щедрыми. В благодарность за доставленное удовольствие они ниспосылают охотникам богатую дичь.Долгие зимние ночи еще лет тридцать назад хакасы обычно проводили за слушанием алыптыг нымахов, для чего специально приглашали хайджи-нымахчи из другого аала, если не было импровизатора в своем. На слушателей большое духовное влияние оказывала эстетика героического эпоса, воспитывая в нем мужество, чувство справедливости, стойкость, храбрость, человечность к людям. А также любовь к истории и подвигам предков в защиту отечества, своего народа.Семье, понесшей утрату близкого, родного человека, оказывалась не только материальная помощь в виде подношений в связи с тяжелым горем, но обязательно оказывали моральную поддержку, для чего опять обращались к фольклору, к его коронному жанру – алыптыг нымаху, который исполняли при усопшем. Тем самым пытались помочь душе умершего оставаться среди людей в доме, задобрить ее, а героическим содержанием эпической песни, полной благородного мужества, желания побед в битвах магически воздействовать на жизнь потерпевших, чтобы со временем вернулось к ним утраченное счастье.Петр Васильевич Курбижеков (1910–1966)Родился в бедной многодетной семье. Отец Василий Егорович занимался коневодством, мать Евдокия Дементьевна работала в совхозе села Устинкино шорником. Дед Дементий Иванович Кульбистеев был знаменитым в тех местах хайджи. Петр пошел по его стопам. Уже в двадцатилетнем возрасте привлек внимание слушателей исполнением эпических произведений.В годы Великой Отечественной войны служил в частях у озера Хасан, вернулся домой инвалидом. Трудился рабочим в Копьевском совхозе.П. В. Курбижеков знал более ста поэм и эпических сказаний, а в голове держал до полумиллиона стихотворных строк. Автор таких произведений хакасского эпоса, как «Тасха Матыр», «Айдолай», «Ай-Хуучин», «Алтын-Арыг», «Сай Хара», «Чабал Ах хан», «Кумус Арыг». По воспоминаниям его племянницы А. В. Курбижековой: «Играл он настолько великолепно и умело, что даже духи могли заслушаться переливчатыми звуками чатхана и бархатным голосом сказителя… Его слава в Хакасии сравнима лишь со славой Владимира Высоцкого в СССР»[2].Из своего репертуара он сам записал 14 произведений. Его варианты «Алтын-Арыг» и «Ай-хуучин».Петра Васильевича Курбижекова не стало 10 сентября 1966 года. Похоронен в селе Устинкино Республики Хакасия.Семён Прокопьевич Кадышев (14 сентября 1885- 30 июня 1977)Ка́дышев, Семён Прокопьевич— хакасский хайджи-нымахчи, мастер исполнения героических сказаний — алыптыг нымах'ов, сказитель, чатханист, тахпахчи, член Союза писателей СССР.Родился в бедной многодетной семье охотника и сказителя. Искусство хайджи перенял у отца. Род Кадышевых из поколения в поколение славился своими потомственными сказителями, мастерски владевшими хакасскими народными инструментами — чатханом и хомысом.С. П. Кадышев знал свыше тридцати героических сказаний, десятки легенд, преданий и сказок. Первые героические сказания «Албынжи» и «Богатырь на буланом коне» были опубликованы в 50-е годы. Из всех многочисленных сказителей Хакасии имел самую громкую славу. Его репертуар содержал 31 алыптыг нымаха, из них 21 записан. Изданы «Албынжы», «Алып-хан» (1951), «Кен-Тёше» (1958), «Алтын-Арыг», «Хан-Кичегей», «Ай-Хуучин» (1958), «Ах-Чибек-Арыг» (1968), «Кёк Хан» (1974) и др. Некоторые издавались по нескольку раз. На районных и областных состязаниях сказителей 50-70-х гг. XX века С. П. Кадышев получал дипломы лауреата, призы и другие награды. Приглашался для исполнения импровизаций на научные конференции. В исполнении С. П. Кадышева записаны многочисленные произведения разных фольклорных жанров.Большую часть жизни прожил в аале Чоохчыл (Ширинского района Хакасии. Имел широкое общение с представителями музыкальной общественности, учеными, поэтами. В 1965 году награждён орденом «Знак почета».Макар Константинович Добров (1903, аал Усть-Камышта,21 июля 1969, Хакасская автономная область) — сказитель хакасского эпоса — хайджи, поэт. Член Союза писателей СССР. Родился в семье бедняка Унаса Доброва.В результате тяжелой болезни — оспы — в 1925 году потерял зрение. Это не мешало ему, по свидетельству знавших его, оставаться до конца жизни энергичным, подвижным человеком.В 1932 году в Абакане он создал артель «Красная Хакасия». «Молодой человек не замкнулся в себе, а нашёл силы бороться с недугом и помогать другим. Он видел, что слепых вокруг много: кто-то находится на иждивении родственников, кто-то ходит с протянутой рукой по базарам и церквям. Макар Добров вдохновил незрячих самостоятельно зарабатывать на жизнь. Пел эпос под аккомпанемент хомыса. В зрелые годы его хай исчез, алыптыг нымах декламировал речитативом. Знал около 30 алыптыг нымах, от него записано 14. Наибольшей популярностью пользовался его вариант сказания под русским названием «Красная лисица», изданный в 1960 году. От него же записаны варианты «Чибет-хан, имеющий семь рыжих коней», «Ойрат-хан» и многие другие.