Публикации Информационные технологии на уроках истории и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационные технологии на уроках истории и обществознания
Автор: Веснянцева Елена Викторовна

Информационные технологии на уроках истории и обществознания.Стремительное развитие информационных технологий ставит перед образованием новые задачи. В современном мире непрерывно растёт ценность информации, но вместе с этим увеличивается её количество, а также количество каналов её поступления, постоянно ускоряется развитие способов её обработки и сфер использования. В то же время всё острее становится вопрос определения актуальности, полноты и достоверности информации. Поэтому одной из ключевых компетенций, которые необходимо развивать в рамках школьного образования, является способность быстро ориентироваться в больших объёмах информации, критически её оценивать, обрабатывать и применять в решении жизненных задач. Также к важными компетенциям относятся способности к творческому мышлению и к совместной проектной деятельности. Уроки истории в числе прочих направлены на развитие в учащихся этих компетенций, а необходимым условием этого процесса является использование в обучении информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках истории имеет ряд преимуществ. К ним относятся: 
  • повышение наглядности уроков истории: у учащихся формируются яркие и объемные представления о прошлом;
  • рост вовлеченности в занятия история: информационные технологии позволяют постоянно менять форматы представления информации и воздействовать на разные каналы восприятия, что позволяет дольше и эффективнее удерживать внимание учащихся;
  • развитие навыка поиска и критической оценки информации, её анализа и обработки: за счёт расширения пространства для самостоятельной работы с информацией, увеличения доступных источников и разнообразия возможностей представления обработанной информации происходит развитие в учащихся одной из ключевых компетенций;
  • увеличение возможностей для творческой и исследовательской работы учащихся на уроках истории; 
  • улучшение средств коммуникации при выполнении проектной работы учащихся;
  • развитие межпредметных связей с информатикой и повышение уровня цифровой грамотности учащихся.
  • Однако эти преимущества будут работать только при соблюдении некоторых условий. Во-первых, необходимо чётко определить цель использования информационных технологий на уроках и их уместность в работе в каждом конкретном случае. Во-вторых, важно согласовывать использование информационных технологий с применением других обучающих средств.  В-третьих, необходимо следить за логикой подачи материала, обсуждать с классом ключевые вопросы изучаемого материала. Наконец, учителю необходимо чутко следить за достоверностью, полнотой и актуальностью информации, используемой на уроках, а также корректировать учеников в случае, когда они самостоятельно участвуют в её поиске. Таким образом, важно помнить, что информационные технологии — это отличный инструмент в рамках образовательного процесса, но использовать его нужно грамотно, не превращая в самоцель.В своей работе я наиболее часто использую информационные технологии в следующих формах.Презентации, созданные в программе MS Power Point. Это доступный и понятный инструмент как для учителей, так и для учащихся. Учителю удобно с помощью презентаций объяснять новый материал, потому что такая подача позволяет лучше иллюстрировать свой рассказ, выделять ключевые моменты и дольше удерживать внимание учащихся. В презентацию обязательно включаю карты, использую их при проведении уроков обобщения и повторения. Особенно презентации удобны при работе с интерактивной доской, это позволяет включать разнообразные задания, в том числе и творческие. Со своей стороны учащиеся могут использовать презентации, чтобы представить результаты своих исследовательских и творческих работ. Также при проведении конференций время выступлений ограничено временным интервалом, а ознакомить аудиторию с содержанием работы позволяет презентация. Использование готовых информационных ресурсов по истории: электронных изданий и энциклопедий, анимационных карт, документальных и художественных фильмов, виртуальных экскурсий и пр. Каждый из этих инструментов направлен на создание более красочной и объёмной картины прошлого у учащихся, воздействует на них эмоционально, повышает наглядность подачи материала и увеличивает вовлеченность учащихся в процесс обучения. Одним из примеров является показ фрагментов документальных фильмов «Великая война», «Неизвестная война» при изучении тем по Великой Отечественной войне. Изучение тем по культуре облегчает посещение виртуальных экскурсий, особенно при изучении архитектуры и живописи. Проектная исследовательская и творческая работа учащихся в классе и дома. В процессе такой работы учащиеся по одиночке или в команде под руководством учителя развивают навыки поиска, анализа, критической оценки информации, учатся использовать её для решения конкретных задач, творчески подходить к проблеме и представлять результат своей работы в наглядном виде. Таким образом, в этом формате информационные технологии могут быть использованы на каждой стадии работы над проектом.Интерактивные тесты и применение тренажеров по истории. Информационные технологии можно использовать и при проверке знаний учащихся на уроках истории. Интерактивные тесты хорошо работают на вовлеченность учащихся в этот процесс и на уменьшение нагрузки на учителя. А тренажеры по истории помогают ученикам старших классов при подготовке к экзаменам отрабатывать типовые задания, проверять свои знания, выявлять пробелы и устранять их.Таким образом, для решения задач современного образования необходимо использование информационных технологий, в том числе и на уроках истории. В статье мы рассмотрели основные преимущества, условия и варианты их применения. Можно сказать, что учитель — это уже не единственный источник знаний для учащихся. Однако на преподавателя теперь ложится важная обязанность — организовать процесс обучения так, чтобы превратить традиционную образовательную среду в высокотехнологичную, современную, отвечающую требованиям и запросам информационного общества.Список использованной литературыЗахарова И.Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Академия, 2007. — 192 с. Интернет-технологии — образованию / Под. ред. В.Н. Васильева и Л.С. Лисицыной. — СПб.: Питер, 2015. — 164 с.Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 2008. — №1. — С. 38-39.Корчажкина О. М. Обучение в условиях информатизации // Народное образование. — 2008. — № 6. – С. 171.