Публикации "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста"
Автор: Исрафилова Аида Азизуллаховна

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»Добрый день уважаемые коллеги! Хочу представить вам свой опыт работы по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»СЛАЙД 1. Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня врач, завтра банкир и даже Президент…Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. СЛАЙД 2. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.СЛАЙД 3. Педагоги нашего детского сада в различных видах деятельности дают детям знания о различных профессиях. Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. СЛАЙД 4. Воспитатели группируют игры с учетом сезонного труда, профессионального праздника. В группах созданы уголки сюжетно-ролевых игр, собранных и оформленных в соответствии с возрастом детей. СЛАЙД 5. Свою задачу, как воспитателей, мы видим в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых. СЛАЙД 6-14 Во время работы по ознакомлению детей с профессиями мы столкнулись с проблемой недостаточности практического, наглядного и познавательного материалов, художественной литературы, методических пособий. Для её решения мы пополнили сюжетно-ролевые игры атрибутами, подобрали художественную литературу и наглядный материал о различных профессиях. Оформили различные центры, способствующие освоению знаний о профессиях, где дети не только знакомятся с профессиями, но и постигают азы мастерства. Это «Центр кулинарии», «Центр строительства», «Центр природы и естествознания» «Салон красоты». Сделали подборку мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии».В старших группах педагоги вместе с детьми изготовили книжки-малышки, подобрали раскраски, оформили альбомы «Профессии наших родителей», дополнили уголки ряженья костюмами для сюжетно-ролевых игр. В дошкольном возрасте, чем старше ребёнок, тем сложнее становятся сюжеты игр. В ходе игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. Дошкольники часто сами предлагают новые сюжеты, а педагоги помогают ввести в игру новые роли или специальности (модельер, эколог капитан корабля), побуждают детей самостоятельно находить и использовать в игре новые атрибуты (инструменты, технику).СЛАЙД 15- 20. Хорошо зарекомендовал себя в нашем детском саду метод наблюдения и экскурсий. Именно благодаря тематическим экскурсиям, наши воспитанники имеют возможность наблюдать за работой медицинского работника, повара, продавца, библиотекаря и т.д. Это позволяет получать конкретные представления о функциях работников, о специфике определенной работы. Во время наблюдений дети видят, как взрослые ответственно относятся к своему делу. СЛАЙД 21. После экскурсии ребята обмениваются впечатлениями, вспоминают увиденное, отражают это в рисунках, лепке и игре, что очень важно для психического и речевого развития. Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Нами реализовались такие проекты как «Мир профессий», «Профессии моих родителей», «Лаборатория профессий». В детско-родительских проектах рассказывается понятным для детей языком о профессиях мам и пап. Рассматривая в детском саду оформленные альбомы, дети гордятся своими родными. Надо только видеть, с какой гордостью дети рассказывают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек! СЛАЙД 23-24 В ходе данных проектов также организовываются «Встречи с интересными людьми», к проведению которых привлекаются и родители наших воспитанников. Гости в форме диалога рассказывают детям о своих профессиях. СЛАЙД 25-26 Для более эффективной работы с детьми воспитатели используют информационно-коммуникационные технологии, при помощи которых создаются презентации о профессиях, особенно о тех, которые детям сложно наблюдать «Работа пожарного», «Профессия космонавта», «Подводники», «Лётчики». Ребята под руководством воспитателей знакомятся с профессиями в различных электронных играх, работая на интерактивных столах и с интерактивной доской.СЛАЙД 27-35. В настоящий момент у нас в ДОУ реализуется проект «Путешествие в мир профессий». Для реализации данного проекта каждая группа в детском саду выбрала и изготовила себе станцию профориентации. Выбор станций проходил в течении нескольких месяцев, воспитатели наблюдали за детьми фиксировали в какими профессиями дети группы интересуются (играют в сюжетно-ролевые игры, рисуют, рассматривают изготовленные альбомы, книжки малышки). Потом в результате голосования на совете группы была выбрана станция. Так происходило в группах старшего и среднего возраста, в группах младшего возраста станцию выбирали родители. Свои пожелания они бросали в сундучок доверия, а воспитатель, подсчитав все пожелания подвила итог. В организации станции и изготовлении атрибутов активное участие принимали родители. Таким образом, планомерная и систематическая работа по ознакомлению детей с трудом взрослых, проводимая в нашем дошкольном учреждении, несёт положительные результаты:
  • возрастает интерес детей к различным профессиям;
  • дошкольники учатся уважительно относиться к труду взрослых в детском саду (помощника воспитателя, повара, прачки, дворника);
  • в совместной деятельности ребята осознают важность каждого человека в получении конечного совместного результата;
  • дети гордятся достижением своих родителей;
  • СЛАЙД 36. У наших малышей проявляется желание быть похожими на своих родителей, продолжать их дело.
  • СЛАЙД 37. Проводимая работа по ранней профориентации, позволяет ненавязчиво подводить детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни общества.Спасибо за внимание!