Публикации
Методическая копилка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая копилка
Автор: Павлова Татьяна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая копилка
Автор: Павлова Татьяна Ивановна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 176 «Золотой петушок» города Чебоксары Чувашской Республики Проект «Весеннее чудо» Составила Павлова Татьяна ИвановнаЧебоксары – 2021г.Цветок весны, идущий к нам по снегу, Простой цветок, но, сколько он несет,Добра и радости, и счастья человеку!(В. Иванов) Актуальность. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой является одной из важных задач в работе с детьми. Для сохранения первоцветов мы призываем не рвать букеты, а любоваться первоцветами в природе, ведем наблюдения за первоцветами, учитываем места их произрастания, проводим наблюдения. Практическая значимость проекта состоит в том, что каждый житель нашего края и своей Родины может внести посильный в спасение и защиту первых весенних растений. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять Для этого необходимо, чтобы человек понимал и осознавал своё место в окружающем его мире, не только видел проблемы, но и помогал их решать.Цель. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь детей, развивать связанную речь детей. Задачи проектаУглублять знания детей о цветах и их разнообразии.Расширить представления детей обособенностях внешнего видастроении среде обитания.Развить любознательность творческую активность.Воспитать бережное отношение к цветам. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.Вид проекта: экологический, исследовательский, познавательно-творческий.Предварительная работа:просмотр презентации “Первоцветы – весенние цветы”; НОД по ознакомлению с окружающим миром; Беседы; Чтение художественной литературы, стихотворений; Рассматривание иллюстраций и фотографий; Отгадывание загадок; Дидактические игры “Я и лес”, “Что где растет?”; Родительское собрание “Первоцветы рядом с нами”. Перспектива проекта:экскурсия в лес совместно с родителями к местам, где растут подснежники; создание Красной книги.Проект рассчитан на 12 недель:I этап – подготовительный (3 недели);II этап – исследовательский (6 недель);III этап – заключительный (3 недели).Этапы реализации проектаПериодМероприятияI этап ПодготовительныйМарт1-3 неделиСбор и анализ литературы по данной теме Разработка плана реализации проекта Разработка дидактических игр, пособий Подборка иллюстративного материала. Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд. Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр. Просмотр презентации «Цветы». Анкетирование родителей II этап ОсновнойМарт4 неделя- Май 1 неделяЗагадывание загадок, ребусов. Чтение легенд и сказок о первоцветах. Заучивание и чтение стихотворений. Чтение художественной литературы, Беседы: “Цветы в легендах” НОД “К первоцветам в гости” Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Дидактические игры “Найди растение по описанию”, “Я и лес”, “Что где растет?” Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов. Рисование цветов Родительское собрание на тему: «Первоцветы рядом с нами».III этап ЗаключительныйМай 2 – 4 неделиУчастие в выставке поделок в детском саду Знакомство с первоцветами. Рисование цветов. Хоровод «Веснянка»Акция «Цветок ветерану»ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПЕРВОЦВЕТАХ.ЛЕГЕНДЫ. Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.У всех цветов есть свои легенды, истории. Одна древняя легенда гласит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег. Ева замерзла и стала плакать, вспоминая о теплых райских садах. Чтобы утешить ее, Бог превратил несколько снежинок в цветки подснежника. Увидев цветы, Ева повеселела и у нее появилась надежда на лучшее. Отсюда и считается, что подснежник — символ надежды.По другой легенде, богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже хотел участвовать в карнавале, хотя костюма ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы помочь ему, но они испугались холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим белым плащом. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день. На Руси существовала легенда, что однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались ее угроз, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелек и смог выбраться из под снежного покрывала. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне…СИРЕНЬВесной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета: лиловый и белый.Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами.А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень. Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуться к Счастью.Сирень – первое чувство любви. ВАСИЛЁККто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк. Старинная легенда рассказывает: однажды небо упрекало колосья хлебного поля в неблагодарности: “Всё, что населяет землю, благодарит меня, - сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях”.“Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в состоянии выразить свою признательность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви”.“Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам”. И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого себя.Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры – полулошади, полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся знаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отравленная стрела, пущенная Тераклом, случайно тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение, которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.ОДУВАНЧИК.Когда я родился, то первое, что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я ещё думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел вокруг: зелёная трава, а наверху - золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими тёплыми лучиками. Солнышко – доброе, тёплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идёт дождь одуванчик прячет свою головку, а ещё от дождя в одуванчиках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему: “Здравствуй, солнышко!”А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебристый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи. ПОДСНЕЖНИКАнгличане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем”. Русское название, вероятно, произошло благодаря способности этого весеннего растения пробиваться из-под снега и зацветать с первыми теплыми лучами солнца. Интересно, что в каждой местности есть свое название подснежнику — те цветы, которые в данной местности зацветают первыми и называются подснежниками. Например, в Нижегородской области подснежником называют сон-траву или, по-другому, прострел раскрытый. В России подснежник растет большей частью в предгорных и горных лесах или на высокогорных лугах, также его разводят как декоративное растение.СКАЗКА О ПОДСНЕЖНИКЕ.На лесной опушке лежал снег. Всё вокруг было словно покрыто толстым одеялом из густого белого меха. Ели и берёзы зябко кутались в пушистые шали. Не журчал ручей под зимней пеленой. Казалось, так будет всегда… И пусть ярче светит солнце, как бы невзначай прожигая зимнее покрывало – слежавшиеся в колкие льдинки снежинки не видели в этом угрозы своему владычеству. За наивным потеплением вновь последуют морозы и метели, свежий снег покроет расчищенные горячим светилом проталины… Так думали они. Но однажды…- Нет, это надо! Каков наглец!- Осмелиться в наше время появиться с такими зелёными листьями!- А сам-то, сам-то! Беленьким прикидывается, под нас маскируется!- А внутри розовый!- Одно слово – бестолковый мечтатель! Безнадёжно отстал от жизни… – Так шипели и скрежетали льдинки и снежинки, окружившие тесным кольцом маленький подснежник, пробившийся в самой середине крошечной проталины. Подозрительно косясь на чужака, они пытались окутать его своим инеем, пересмеивались и перешёптывались, вновь и вновь обсуждая: как же это глупо – теперь, после четырёхмесячного безраздельного властвования зимней стихии, завоевавшей, кажется, весь свет, поверить в какое-то потепление и вырасти – чуть ли не среди сугробов – розовым цветком. “Ничего – злорадствовали они – скоро вновь грянет морозец, и это растеньице тычинкой не успеет моргнуть, как превратится в подобную нам ледышку. Неужели он не понимает, что время цветов миновало уже полгода назад?! Они исчерпали себя, пожухли, увяли – осень это доказала – и настала эра зимы. Теперь лесное сообщество не нуждается в этих наивных травах. Снег – вот высшее развитие природы, её реальность!”А Подснежник тянулся к согревающему его Солнцу и старался не обращать внимания на ледяной скрежет. Он всеми лепестками впитывал живительное тепло и свет, старался вобрать их побольше, чтобы отогреть землю близ себя… Порождения зимы ярились, изо всех сил пытаясь заморозить первенца весны. Потеряв терпение, они во весь голос закричали ему:- Да прекрати же ты упорствовать! Покройся инеем, стань таким же, как все! Перестань тянуться к теплу, когда его так мало в этом мире, где победила зима!И тогда Подснежник заговорил. Он поднял свою нежную головку и тихо произнёс:- Бедные глупые льдинки! Неужели вы думаете, что Солнце, даровавшее мне жизнь среди вашего владычества, не сможет на том самом месте, где вы хотите царствовать вечно, устроить прекрасный сад, в котором я буду самым маленьким и незаметным цветком… А стать как вы… Перестать стремиться к солнечному теплу… Но в этом моя жизнь!..”Он не успел договорить. Сугробы затряслись от безумного хохота мириадов колких льдинок, упивающихся своим превосходством над крошечным живым цветком… Но через месяц ручей журчал, и опушка леса была покрыта нежным ковром молодой травки, в которой пестрели десятки и сотни радующихся Солнцу цветов. Психогимнастика «Весенние цветы».Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.КРАСНАЯ КНИГА.У нас в России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска... Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого.Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвем цветы - Опустеют все поляны И не будет красоты.Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие занесены в красную книгу. В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы других детей знакомить с редкими видами цветов.