Публикации
"Методическая копилка " Конфликты в детском коллективе. Причины возникновения и методы профилактики конфликтов.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка " Конфликты в детском коллективе. Причины возникновения и методы профилактики конфликтов.
Автор: Комлева Юлия Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка " Конфликты в детском коллективе. Причины возникновения и методы профилактики конфликтов.
Автор: Комлева Юлия Павловна
Что такое конфликт?
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и от того, что большинство людей не знают о них, либо не придают им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют, так называемые конфликтогены, т.е. способствующие конфликту. Конфликтогены – это те слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.
В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей этого процесса.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт (от лат.- ссора, столкновение, спор) определяется, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Детские конфликты и их логико-структурный анализ.
С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л. Коломенскому и Б.П. Жизневскому, были собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста. (Таблица №1)
Полученные авторами данные подтверждают описанную Д.Б. Элькониным динамику:
у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек;
у детей среднего возраста – из-за ролей;
в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того насколько правильно действует тот или иной ребёнок в ходе игры.
Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).
Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.
Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе, являются:
повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;
отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;
эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
вовлечение родителей.
Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:
уход на нейтральную сторону;
беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
сохранение и укрепление межличностных отношений.
Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания:
стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии, общении детей);
стадию перехода потенциального конфликта в реальный (осознание, что нарушена его территория или ущемлены личные интересы);
стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия, потасовка и т.д.);
стадию снятия или разрешения конфликта.
Детские конфликты можно рассматривать в соответствии с классификацией по форме и степени столкновения:
противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.);
скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.);
стихийным, т.е. спонтанно возникшим;
преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным.
Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные (Табл. №2).
Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действие другого ребёнка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т.п.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором с одной стороны находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, - желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связанно прежде всего с тем, что дошкольник ещё не осознаёт свой внутренний мир, свои переживания, свои намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребёнка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.
Отношения зависимости от других детей возникают в дошкольном возрасте в игровом взаимодействии и классифицируются:
как игровые, которые определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли;
реальные, отражающие взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело, договаривающихся о сюжете игры, распределении ролей, обсуждающих вопросы по поводу игры.
В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, - это ловкие, умелые, смышлёные и опрятные, к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряжённость, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражения те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Для детей старшего дошкольного возраста значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение и даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли, стараются соответствовать ожиданиям играющих, отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и проявить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.
Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но они могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду.
Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.
Воспитатель по возможности не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре – это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.
Самостоятельно разрешая конфликтные ситуации при распределении ролей, дети учатся находить допустимые, социально одобряемые пути взаимоуступок при очерёдности в исполнении наиболее привлекательных ролей. Кроме того они приобретают опыт доброжелательности при разделении на команды, группы, осваивают компромиссную стратегию, позволяющую им не переходить границы между игровым азартом и агрессией, мстительностью при реагировании на командный проигрыш или выигрыш и т.п.
Методы профилактики конфликтов.
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учётом её сущности, целей, динамики, особенностей участников, их эмоционально-психологического состояния, свидетельствует о том, что в профилактики и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т.е. взаимоотношений между детьми.
Обеспечение и поддержание в группе здорового нравственно-психологического климата также позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных программ. Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, её достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя.
Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направленно на приучение к определённым социальным нормам взаимодействий и взаимоотношений, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребёнка.
Социально-личностное развитие ребёнка предусматривает формирование у него положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства.
Оптимальная тактика воспитателя должна состоять в том, чтобы, дав возможность развиться групповым отношениям детей, вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не в приказном порядке, а психологическим путём, используя совместные игры и занятия. Возникающие дружеские связи между детьми являются предпосылками развития коллективных отношений, но если сама организация жизни детей в группе подразумевает взаимопомощь и доступное возрасту чувство ответственности, в этом особую роль играют игры на сплочённость.
Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребёнка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания – быть тактичными и не касаться самого ребёнка.
Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, т.к. в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость.
Чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка-дошкольника, воспитателю важно формировать этические и моральные нормы, развивать самоконтроль, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало правилам, которые установились в данном сообществе.
Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем, по мере взросления, ребёнок сам вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества – не потому, что он должен, а потому что он хочет. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Воспитательные приёмы наиболее эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно только после нарушений.
Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Чрезмерно строгие, уничижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приёмы могут основываться на организации деятельности ребёнка, например с помощью сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Во-первых – привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих людях, обучение умению брать на себя ответственность.
Во-вторых – научить ребёнка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать обвинений, самобичеваний, а также вырабатывать стремление всё время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создаёт благоприятный источник для потенциальных обид. Учить детей смотреть на себя со стороны, объективно оценивать своё поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения.
В-третьих – должно быть предусмотрено обучение детей:
- приёмам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния, что позволяло бы им уходить от конфликта. Овладение приёмами саморегуляции поможет ребёнку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на неё с обидой и уходом от общения;
- умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;
- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
Все эти навыки ребёнок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать.
В любом случае педагогические методы и приёмы, направленные на профилактику конфликтов в детском коллективе не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Таблица №1
Причины возникновения конфликтов между детьми %
Причины конфликтов
Возраст детей, лет
1-2
2-3
3-4
4-5
5-6
Разрушение игры
25
23
23
6
9
По поводу выбора общей темы игры
0
0
2
1
3
По поводу состава участников
0
0
0
10
11
Из-за ролей
0
6
23
32
24
Из-за игрушек
75
71
38
17
7
По поводу сюжета игры
0
0
3
8
7
По поводу правильности игровых действий
0
0
10
26
26
Таблица№2
Функции конфликтов
ПОЗИТИВНЫЕ
НЕГАТИВНЫЕ
Разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами
Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации о конфликтующей стороне (другом ребёнке, сверстнике)
Снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе
Стимулирование к изменениям и развитию через воспитательные воздействия
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия идёт в ущерб воспитательно-образовательному процессу
Снятие агрессивности, осознание норм поведения
Оказывает дезорганизующее влияние на совместную деятельность
Выработка более осознанного и целесообразного решения проблемы
Уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской продуктивной деятельности
Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.
Литература:
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. 3 изд. испр. (Психология ребёнка.) СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. №2. С. 35-42.
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. испр. и доп. М.: Аркти, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их разрешения. Киев: Внешторгиздат, 1991.
МБДОУ Детский сад №27
ДОКЛАД
ТЕМА:
Причины возникновения конфликтов в детском коллективе и методы профилактики конфликтов.
Подготовила воспитатель
Комлева Ю.П.
Северск
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и от того, что большинство людей не знают о них, либо не придают им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют, так называемые конфликтогены, т.е. способствующие конфликту. Конфликтогены – это те слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.
В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей этого процесса.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчёркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт (от лат.- ссора, столкновение, спор) определяется, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Детские конфликты и их логико-структурный анализ.
С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от одного до двух лет. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л. Коломенскому и Б.П. Жизневскому, были собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста. (Таблица №1)
Полученные авторами данные подтверждают описанную Д.Б. Элькониным динамику:
у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек;
у детей среднего возраста – из-за ролей;
в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того насколько правильно действует тот или иной ребёнок в ходе игры.
Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей (физиологических или психологических).
Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать.
Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе, являются:
повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;
отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;
эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
вовлечение родителей.
Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:
уход на нейтральную сторону;
беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
сохранение и укрепление межличностных отношений.
Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания:
стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии, общении детей);
стадию перехода потенциального конфликта в реальный (осознание, что нарушена его территория или ущемлены личные интересы);
стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений (обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия, потасовка и т.д.);
стадию снятия или разрешения конфликта.
Детские конфликты можно рассматривать в соответствии с классификацией по форме и степени столкновения:
противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.);
скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.);
стихийным, т.е. спонтанно возникшим;
преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным.
Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные (Табл. №2).
Причины возникновения конфликтов в детском коллективе.
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действие другого ребёнка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т.п.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором с одной стороны находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, - желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связанно прежде всего с тем, что дошкольник ещё не осознаёт свой внутренний мир, свои переживания, свои намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребёнка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.
Отношения зависимости от других детей возникают в дошкольном возрасте в игровом взаимодействии и классифицируются:
как игровые, которые определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли;
реальные, отражающие взаимоотношения детей как партнёров, товарищей, выполняющих общее дело, договаривающихся о сюжете игры, распределении ролей, обсуждающих вопросы по поводу игры.
В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, - это ловкие, умелые, смышлёные и опрятные, к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряжённость, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражения те дети, с кем трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые. Для детей старшего дошкольного возраста значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение и даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли, стараются соответствовать ожиданиям играющих, отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и проявить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.
Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но они могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду.
Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.
Воспитатель по возможности не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре – это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.
Самостоятельно разрешая конфликтные ситуации при распределении ролей, дети учатся находить допустимые, социально одобряемые пути взаимоуступок при очерёдности в исполнении наиболее привлекательных ролей. Кроме того они приобретают опыт доброжелательности при разделении на команды, группы, осваивают компромиссную стратегию, позволяющую им не переходить границы между игровым азартом и агрессией, мстительностью при реагировании на командный проигрыш или выигрыш и т.п.
Методы профилактики конфликтов.
Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учётом её сущности, целей, динамики, особенностей участников, их эмоционально-психологического состояния, свидетельствует о том, что в профилактики и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т.е. взаимоотношений между детьми.
Обеспечение и поддержание в группе здорового нравственно-психологического климата также позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных программ. Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, её достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя.
Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направленно на приучение к определённым социальным нормам взаимодействий и взаимоотношений, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребёнка.
Социально-личностное развитие ребёнка предусматривает формирование у него положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства.
Оптимальная тактика воспитателя должна состоять в том, чтобы, дав возможность развиться групповым отношениям детей, вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не в приказном порядке, а психологическим путём, используя совместные игры и занятия. Возникающие дружеские связи между детьми являются предпосылками развития коллективных отношений, но если сама организация жизни детей в группе подразумевает взаимопомощь и доступное возрасту чувство ответственности, в этом особую роль играют игры на сплочённость.
Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребёнка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания – быть тактичными и не касаться самого ребёнка.
Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, т.к. в споре детям редко удаётся сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость.
Чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребёнка-дошкольника, воспитателю важно формировать этические и моральные нормы, развивать самоконтроль, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало правилам, которые установились в данном сообществе.
Вначале контроль за поведением ребёнка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем, по мере взросления, ребёнок сам вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества – не потому, что он должен, а потому что он хочет. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
Воспитательные приёмы наиболее эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно только после нарушений.
Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребёнка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Чрезмерно строгие, уничижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребёнка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приёмы могут основываться на организации деятельности ребёнка, например с помощью сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
Во-первых – привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих людях, обучение умению брать на себя ответственность.
Во-вторых – научить ребёнка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать обвинений, самобичеваний, а также вырабатывать стремление всё время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создаёт благоприятный источник для потенциальных обид. Учить детей смотреть на себя со стороны, объективно оценивать своё поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения.
В-третьих – должно быть предусмотрено обучение детей:
- приёмам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния, что позволяло бы им уходить от конфликта. Овладение приёмами саморегуляции поможет ребёнку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на неё с обидой и уходом от общения;
- умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;
- выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
Все эти навыки ребёнок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать.
В любом случае педагогические методы и приёмы, направленные на профилактику конфликтов в детском коллективе не должны ущемлять достоинство ребёнка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Таблица №1
Причины возникновения конфликтов между детьми %
Причины конфликтов
Возраст детей, лет
1-2
2-3
3-4
4-5
5-6
Разрушение игры
25
23
23
6
9
По поводу выбора общей темы игры
0
0
2
1
3
По поводу состава участников
0
0
0
10
11
Из-за ролей
0
6
23
32
24
Из-за игрушек
75
71
38
17
7
По поводу сюжета игры
0
0
3
8
7
По поводу правильности игровых действий
0
0
10
26
26
Таблица№2
Функции конфликтов
ПОЗИТИВНЫЕ
НЕГАТИВНЫЕ
Разрядка напряжённости между конфликтующими сторонами
Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации о конфликтующей стороне (другом ребёнке, сверстнике)
Снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе
Стимулирование к изменениям и развитию через воспитательные воздействия
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия идёт в ущерб воспитательно-образовательному процессу
Снятие агрессивности, осознание норм поведения
Оказывает дезорганизующее влияние на совместную деятельность
Выработка более осознанного и целесообразного решения проблемы
Уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской продуктивной деятельности
Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.
Литература:
Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. 3 изд. испр. (Психология ребёнка.) СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии, 1990. №2. С. 35-42.
Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. испр. и доп. М.: Аркти, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника).
Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их разрешения. Киев: Внешторгиздат, 1991.
МБДОУ Детский сад №27
ДОКЛАД
ТЕМА:
Причины возникновения конфликтов в детском коллективе и методы профилактики конфликтов.
Подготовила воспитатель
Комлева Ю.П.
Северск