Публикации "Метоодическая копилка"«Роль театрализованной деятельности в коррекции эмоционально- волевой сферы у детей-логопатов, имеющих отклонения в поведении»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Метоодическая копилка"«Роль театрализованной деятельности в коррекции эмоционально- волевой сферы у детей-логопатов, имеющих отклонения в поведении»
Автор: Комлева Юлия Павловна


Городская конференция
Доклад
Роль театрализованной
деятельности в коррекции эмоционально-
волевой сферы у детей-логопатов,
имеющих отклонения в поведении
Подготовила воспитатель
МБДОУ Детский сад №27
Комлева Ю.П.
Г.Северск
Главная цель для педагога – это психологическое здоровье каждого ребёнка. Если ребёнок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищённость, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревогу), то это всегда отражается в поведении, в общении со сверстниками, взрослыми.
Дети с общим недоразвитием речи зачастую обладают яркими личностными и поведенческими особенностями (выраженный негативизм, агрессивность, драчливость, конфликтность, повышенная впечатлительность, чувство угнетённости, навязчивые страхи, энурез, онанизм, повышенная обидчивость, ранимость, склонность к болезненному фантазированию), так как нарушение речи часто бывает осложнено нарушениями нервно-психической деятельности.
Например, в психическом облике детей с ОНР первой группы отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости.
У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы, которая сочетается с низкой умственной работоспособностью, эмоциональной лабильностью, иногда – двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью, нередко с чертами дурашливости и преобладанием повышенного фона настроения по типу эйфории.
Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность.
У детей с дизартрией преобладают отрицательные эмоции (хнычет, плачет), часто появляются страхи в раннем возрасте. В дошкольном возрасте они двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, к колебаниям настроения, часто проявляют агрессию по отношению к другим детям и к взрослым. Некоторые дизартрики склонны к реакциям истероидного типа.
Для детей с моторной алалией (третья группа ОНР) характерна крайне низкая речевая активность. При этом чем выше интеллект ребёнка и чем он критичнее относится к своей речи, тем более у него выражены вторичные компенсаторные формы общения с окружающими, с помощью мимики и жестов. Иногда подобная форма общения формируется у ребёнка, как реакция негативизма на предъявление ему непосильных требований,
например, когда родители или педагог (логопед или воспитатель) начинают
поправлять ребёнка, не понимают его искажённых по структуре слов или когда начинают ставить ему звуки.
У детей с диагнозом – заикание можно также наблюдать расстройства эмоционально-волевой сферы. Это может проявляться в повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, обидчивости, плаксивости. Заикающимся детям свойственны двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. При затруднениях в речи у ребёнка возникает повышенная мышечная напряжённость, как в органах артикуляции, так и во всём теле.
Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определённые психологические особенности:
стеснительность, вплоть до робости;
замкнутость;
речебоязнь;
чувство угнетённости;
постоянные переживания за свою речь;
иногда расторможенность;
показную разболтанность;
резкость.
Оказание помощи детям с ОНР и заиканием должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, методы и приёмы с медикаментозным лечением.
Для формирования личностных качеств, развития эмоционально-волевой сферы с детьми, которые составляют группу риска, проводится психологическая работа по развитию коммуникативных навыков, умения децентрироваться в общении, развитию положительного самоотношения, коррекции эмоциональных и телесных зажимов, профилактике неадекватного поведения.
Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то и коррекцию личности и поведения ребёнка можно осуществлять с помощью различных видов игр:
ролевых (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы; психодрама);
арт-терапевтических (рисование, ритмопластика, танец, музыкально-ритмические движения);
психогимнастических (этюды, мимика, пантомимика);
коммуникативных;
телесно-ориентированных;
игр-драматизаций, сказкотерапия.
Все вышеперечисленные игры используются в театрализованной деятельности. Наверное, нет такого детского сада или школы, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать своё состояние, когда мы являемся исполнителями определённых ролей, а не только зрителями, получится ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Воображение переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.
В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности.
Театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
Первое, с чего начинается подготовка к инсценировке (драматизации), это чтение, выбранного воспитателем вместе с детьми текста сказки или рассказа в лицах. Желательно, чтобы в произведении были чётко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности. Дети вслед за воспитателем могут повторить слова действующих лиц. Особенно это актуально при постановках в группе для заикающихся детей. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манеры речи, мимика, жесты, походка. На данном этапе подготовки уместно будет использовать игры-упражнения из психогимнастики.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе со взрослыми или некоторые детали к костюму: шапочка с ушками, усики, хвостики и т.д. Рисуют, раскрашивают, вырезают из картона нехитрые
декорации. На данном этапе можно использовать арт-терапевтические методы (Н-р: Рисуем сказку(15), Заканчиваем сказку(16), Волшебные цветы(2) и т.д. А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик Подарки фей с. 78-89). Изготовление костюмов и декораций помогут детям лучше ощутить себя определённым персонажем и перевоплотиться в соответствующий образ.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители. Самый ответственный момент в этом распределении – подбор артистов для исполнения противоположных ролей. Положительную роль желательно дать ребёнку, который пренебрегает моральными нормами. Ведь не исключено, что он в своей жизни ещё не успел пережить радость от собственного доброго поступка. Привыкшие получать по первому требованию всё, что им захочется, многие дети не умеют и не хотят отдавать что-то другим, поступаться своим удовольствием ради другого. В ролевой игре ребёнок может забыть о своём упрямстве, отойти от стереотипного поведения. Вполне допустимо немного изменить сюжет, обогатить его ситуациями, в которых персонажи должны решать моральные проблемы, справляться со своими страхами, агрессией, нерешительностью, подобные тем, которые возникают в жизни детей. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, Быть бесстрашным, решительным и добрым, Ребёнок, может быть, впервые сможет ощутить радость от возможности помогать и дарить другим, от благодарности партнёров за то, что он такой хороший, смелый, решительный, добрый.
Не исключено, что, испытав светлые чувства, преисполнившись уважением к себе, ребёнок сможет и в реальной жизни поступать так же, как любимый герой. Замкнутый, робкий ребёнок, побывав не один раз в роли, которая наделена решительностью, смелостью, в жизненных ситуациях будет вести себя более решительно, более раскрепощено.
Роль отрицательного героя можно предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением, так как, проигрывая данную роль, психологически сближаясь с героем сказки, ребёнок обогащает свой жизненный опыт новыми чувствами, переживаниями. Однако надо иметь в виду, что от отрицательной роли такой ребёнок может отказаться, тогда воспитатель вызывает добровольцев на эту роль, либо берёт её сам (особенно в первых играх-драматизациях, когда у детей ещё нет соответствующих навыков).
Участие детей в театрализованных играх проявляет их способности, умения, темперамент и характер. Воспитатель в процессе наблюдения и совместной деятельности с ребёнком может обращать внимание на такие проявления детей, которые можно увидеть и зафиксировать с тем, чтобы осознанно отнестись к дальнейшей коррекции. Итак, педагог для себя отмечает:
желание участвовать в игре, активность, инициативность;
отношение к выбранной или порученной роли;
развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, в речи);
развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности;
умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, в изодеятельности, в речи);
способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).
Обращая внимание на проявление вышеназванных качеств в театрализованной деятельности, педагог отмечает те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребёнка (фиксировать это можно, так как удобно педагогу). Самой объективной оценкой проведенной коррекционной работе, будет сравнение начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода (в конце учебного года, к моменту поступления в школу).
Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актёрскому мастерству. Важно создать ненапряжённую, радостную атмосферу, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Воспитатель может связать игру-драматизацию с ситуациями, часто возникающими в группе и дома, которые вызывают наибольшие затруднения у детей. Чтобы сделать такие инсценировки, этюды более
доступными, можно начинать с кукольных разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного я на другой объект (куклу). Через такие игры-драматизации можно развивать коммуникативные способности, культуру поведения, учить этикету и т.д.
Очень важно, вовлекая ребёнка в игру, знать основные принципы взаимодействия:
устанавливать с ребёнком тесные, дружеские отношения;
создать атмосферу взаимного доверия;
принимать ребёнка таким, какой он есть;
сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;
распознавать чувства ребёнка и отражать их вербальными приёмами, чтобы ребёнок учился осознавать свои переживания;
исключить всякую критику личности и деятельности ребёнка, принимать и выслушивать все, что им говорится, радоваться с ним и маленькому успеху;
демонстрировать положительное отношение к детям.
Соблюдение данных принципов педагогом ведёт к важным результатам: развивает творческие и коммуникативные способности, обогащает новыми разнообразными знаниями, способствует более тонкому восприятию окружающей действительности, развивает умение сочувствовать и сопереживать (эмпатию).
Психологическая коррекция на основе работы со сказками, ситуациями из жизни позволяет ребёнку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать что такое хорошо и что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребёнку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Работу по коррекции эмоционально-волевой сферы у детей через театрализованную деятельность можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Ведь в ходе этой работы решается одна из важных задач – это сохранение психологического здоровья ребёнка, что в наше время очень важно. В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие и коррекцию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения
Литература:
Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2002.
Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях, кн. для логопеда/ И.Г. Выгодская, Е.Л. Пелленгер, Л.П. Успенская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993.
Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова Ступени общения от года до шести. – М.: ИНТОР, 1996.
Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2006.
Научно-методический журнал Дефектология №6 – 2003.
Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Изд-во Литур. 2004.
Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.