Публикации "Интеллектуальные карты, как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интеллектуальные карты, как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Автор: Татьяна Леонидовна Киреева

Тема: «Интеллектуальные карты, как средство активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».«Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника» Вид проекта: исследовательский, познавательный.Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.Введение: Глобальные преобразования, происходящие в современном обществе, коснулись и системы дошкольного образования, направленной на реализацию федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС), отличительной особенностью которого являются изменения организации учебной деятельности дошкольников, где возрастает доля их самостоятельности, определены конкретные характеристики и качества личности, какими должен обладать дошкольник, готовый к переходу на следующую ступень образования. Проблема интеллектуального развития детей является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий, ведь современный мир - это огромный поток информации, с которым сталкиваются не только взрослые, но и дети. Поэтому остро ощущается необходимость в поиске способов и методов позволяющих трансформировать эту информацию и делать её понятной и доступной для детей дошкольного возраста. В педагогической практике для активизации познавательной деятельности у дошкольников применяются различные методики и технологии. Но я считаю, что наиболее эффективным является метод «Интеллект карт», который был создан американским психологом,  автором методик запоминания, креативности и организации мышления, консультантом по вопросам интеллекта - Тони Бьюзеном   в 60—70-х гг. XX в. В переводе с английского mind maps - это «карты ума». В мир дошкольных технологий «интеллект- карты» вошли благодаря кандидату педагогических наук В.М.Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития у детей связной речи.Чем же отличается познание от интеллекта? Познание – это приобретение знаний, постижение закономерностей окружающего мира.Интеллект – это мыслительная способность, умственное начало человека, определяющее его деятельность, способность к обучению и запоминанию на основе опыта, использование своих знаний для управления окружающей средой. /Википедия/Исходя из определений, мы видим, что без развития познавательных процессов невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок познаёт, тем он больше интеллектуально развит. А дети с хорошо развитым интеллектом часто достигают успеха в процессе обучения в школе. Метод «Интеллект – карты» – это уникальный, простой, но в то же время эффективный метод работы с информацией о предмете, объекте или явлении, помогающий детям запоминать изученный материал, т он основывается на наглядно – образном мышлении ребёнка, который является основным в дошкольном возрасте. Этого направления придерживался Я. А. Коменский, который развил идею активизации познавательной деятельности с помощью наглядности, называя принцип наглядности «золотым правилом» для педагогов.Теория словесно-наглядного типа обучения получила свое развитие и в трудах И.Г. Песталоцци. Он полагал, что применение наглядности – лучший способ развития мышления детей и основной задачей обучения считал развитие умения действовать и способности мыслить. В ходе работы с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой: дети проявляют интерес к познавательной деятельности, но у них не достаточно развиты навыки, необходимые для развития интеллектуальных способностей: внимания, мышления, умения выстраивать последовательность своих действий, работать в команде, договариваться, анализировать, группировать, обобщать, самостоятельно делать выводы, творчески подходить к поиску решений.Помочь дошкольникам преодолеть трудности в познавательном процессе способна интеллект карта, т она универсальна в применении, доступна для детского восприятия, освоить её способны дети с разными возможностями. Интеллект-карта помогает детям выстраивать последовательность своих действий, запомнить (вспомнить) логические цепочки событий, доступна, легка в работе, не требует длительной подготовки к применению в работе и большого количества материала. Составление «интеллект-карты» - вид деятельности, имеющий много общего с игровой и поэтому процесс познания окружающего мира становится непринуждённым и интересным. Во время составления карты, дети рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют и обобщают сведения. Таким образом, у них формируется умение самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них, активизируется память и мышление. Этот метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со сверстниками и взрослыми, позволяет ребенку проявить инициативу и самостоятельность, формируется привычка соблюдать общепринятые правила, умение работать в команде, договариваться, совместно выбирать способ работы (рисунок, коллаж и т.п.). Процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество дошкольников, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.Использование метода интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы, скорректировать знания, выявить причины затруднений, помочь  повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, их конкурентоспособность в образовательном процессе,  изучить личность. Начинать использовать интеллект - карты можно в любом возрасте и в разных видах детской деятельности. Как это работает? Ученые выяснили, что умение человека находить решения в различных учебных и жизненных ситуациях связано не с количеством знаний в его голове, а с количеством связей между этими знаниями. Применение в непосредственно - образовательной деятельности интеллект-карты - с обсуждением причинно-следственных связей, поиском ответов на появившиеся вопросы, увлекательная цепочка рассуждений с собственным творчеством, выраженным в рисунке, и называется «качественным восприятием». Предложенный формат пошагового образовательного маршрута позволяет предусмотреть повороты и остановки. Дети могут предложить и новые «тропинки и веточки» основанные на неожиданных вопросах. Взрослым всегда не просто удержать интерес детей к какой-то теме и выйти вместе с ними на путь исследования, шаг за шагом расширяя горизонты увиденного в общей картине мира. Очень важно рассуждать вместе с ребенком, увлекать его. Искренняя увлеченность взрослого играет очень большую роль в мотивации взаимного интереса ребенка. Поэтому, я считаю, что необходимость развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через использование метода «Интеллектуальных карт» в настоящее время является актуальным.Всё это позволило сделать вывод о необходимости применения «Интеллект – карт» в дошкольных учреждениях для активизации познавательной деятельности детей.Цель: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей (принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи и генерировать новые идеи) детей старшего дошкольного возраста посредством введения в воспитательно-образовательный процесс метода интеллект - карт. Были поставлены следующие задачи:1. Изучить и проанализировать методическую литературу и опыт других педагогов в данном направлении. 2. Выяснить уровень развития мыслительных процессов и формирование информационной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект карты. 4. Систематизировать работу по применению метода интеллект-карт, которая будет способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5. Выявить эффективность влияния проделанной работы по использованию метода интеллект – карт на изменение уровня развития мыслительных процессов и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 6. Формировать преемственность между детским садом и школой;Предполагаемые результаты: использование метода интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к познавательной деятельности, сделает процесс усвоения информации более структурированным, доступным и наглядным. При этом появится возможность развития всех психических процессов, активизации различных анализаторов, творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Новизна исследования: обоснована необходимость и эффективность применения метода «Интеллект – карт» для повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Обеспечение проектной деятельности:
  • Методическое (методическая литература, пособия, подборка статей из журналов).
  • Материально-техническое (атрибуты, необходимые для составления «Интеллект – карт»).
  • Диагностико-дидактическоеонспекты занятий, подборки картинок по темам занятий, анкеты и диагностики).
  • Методы проекта:
  • Анализ научной литературы по теме.
  • Изучение, сравнение, обобщение и систематизация педагогического опыта.
  • Диагностика.
  • Наблюдение за деятельностью детей.
  • Обработка и анализ результатов.
  • Ожидаемый результат. У дошкольников сформируются следующие умения:- активно познавать окружающий мир;- действовать согласно алгоритму познания;- применять разные способы создания «Интеллект – карт»- взаимодействовать со сверстниками ;- доказательно объяснять, делать выводы, обобщать;- предпосылки учебной деятельности.2. Основная частьЭтапы управления проектом: Первый этап (сентябрь – декабрь 2018)подготовительно-диагностический. 1. Изучение литературы; 2. Формулирование темы; 3. Постановка цели и задач; 4. Выдвижение гипотезы и предполагаемого результата; 5. Проведение диагностики; Второй этап(декабрь 2018 – март 2019)- «Основной» (внедрение и реализация педагогического проекта) Осуществление научно-методической, организационно- методической деятельности 1. Составление перспективных планов работы; 2. Разработка конспектов занятий, картотек; 3. Подготовка методических рекомендаций и разработок для воспитателей; 4. Разработка мероприятий по взаимодействию с родителями; 5. Повышение личного профессионального уровня.Третий этап (март – май 2019) - "Заключительный" (анализ и оценка результативности реализации проекта). 1. Повторная диагностика 2. Обобщение и представление результатов работы. 3. Презентация и защита проекта.Содержание проектной деятельности:На первом этапе изучив и проанализировав литературу, я поняла, что проблема развития познавательной деятельности и интеллектуальных способностей детей привлекало огромное количество исследователей и педагогов (Ж. Пиаже, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и многие другие). Процесс познавательного развития, как указывают они, - это естественное стремление детей к познанию целостности и разнообразия окружающего мира.Особое внимание использованию «интеллект карт» в образовательном процессе уделяла Лелекова Н.В., которая определила их влияние на разностороннее развитие дошкольников. В данной работе я попытаюсь исследовать и доказать влияние «интеллект – карт» на активизацию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.Диагностическое обследование показало, что у большинства детей не достаточно развито быстрое восприятие, низкая мотивация, не умеют грамотно планировать решение задач, не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.2 этап…… Реализация педагогического проекта. С дошкольниками:Знакомясь с методом интеллект – карт, я выявила ряд преимуществ:- Наглядность - вся информация отображается компактно; - Привлекательность - интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;- Запоминаемость - благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается;- Информативность - интеллект-карта даёт возможность пересмотреть её, помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации недостает, дополнить новыми идеями;- Креативность - интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;- Инновационность - интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.При организации познавательной деятельности с детьми, я решила вводить Интеллект - карту постепенно и, этот процесс поделила на 3 уровня:1 уровень – подготовительный. На нём я знакомлю детей с интеллект картой.В начале дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками». Сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект арты, созданной педагогом. Далее дети с помощью педагога составляют интеллект - карты по заданной теме.уровень – основной. На этом этапе интеллект – карты используем для обобщения знаний по теме комплексно-тематического планирования.3 уровень – итоговый. Дети учатся самостоятельно составлять интеллект - карты, составлять по ним рассказы, самостоятельно планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Для определения уровня знаний и эффективности работы, как вариант, использую и такой способ – составляем интеллект - карты в начале изучения темы а, в конце - дополняем, чтобы понять чему научились дети.При составлении интеллект - карты необходимо соблюдать определённые правила:- Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А3 (не большой, не маленький), лучше использовать белую бумагу. - располагают лист горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.- в центре листа располагается центральный образ – это тема, проблема, над которой мы собираемся поработать. Написать жирным шрифтом короткое (в 1-3 слова) название, сопроводите его цветной картинкой, которая ассоциируется с этой темой. - от центрального образа рисуем "отростки" первого уровня – это «ключевые понятия», которые и будут раскрывать главную идею. Эти отростки рисуем разного цвета, каждый из них будет соответствовать определенному фрагменту рассматриваемой темы. - детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. Каждый из отростков может неограниченно ветвиться. Все ветви должны совпадать по цвету с самим отростком. Надписи на каждой веточке должны быть однословными и соответствовать её длине. - рисовать «карту ума» следует по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла. В дальнейшем, когда основной набросок уже сделан, можно произвольно переходить в работе с ветки на ветку, следуя за полетом собственных мыслей.Сами ветви не должны быть прямолинейными, желательно, чтобы они имитировали естественное ветвление ветвей дерева. - Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект - карта нравилась самому автору.         - Использовать картинки везде, где только можно. Картинки вызывают эмоции и информация лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и определяющей.- Творить можно и в одиночестве, но будет гораздо эффективнее, если привлечь к этому процессу кого-то из своих единомышленников, будь то члены семьи, взрослые или детский коллектив.Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы добиваемся решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов. Каждое занятие с детьми - поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект карты. Например, по теме «Фрукты», составление интеллект – карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, в нашем случае это фрукты. Дальше задаем вопрос: «Какие ассоциация у вас вызывает слово фрукты?» Дети предлагают свои варианты. Рисуем ветви разного цвета, располагаем предложенные детьми изображения фруктов. Главное выслушать каждого желающего и прийти к общему мнению. После выясняем пользу, условия роста, цвет, форму и т.д. В заключение наводим красоту: подрисовываем и наклеиваем картинки.Еженедельно, в течении всего года, вместе с детьми мы составляем интеллект-карты по тематике недели, соответствующей комплексно-тематическому планированию на год (приложение 1) . Для детей это ориентир, настраивающий их на поиск новых знаний, а мне, карта помогает предусмотреть смену материала для творчества, игры и другой детской деятельности, поиск необходимой литературы, картинок по теме. Мною разработаны конспекты занятий в разных областях развития детей дошкольного возраста с использованием интеллект-карты («Как звери готовятся к зиме?», «Труд работников детского сада», «Обитатели водоёмов», «К нам зима пришла» и т.д.) Хочется отметить, что проведение таких занятий важно тем, что дают возможность выявить представления детей об окружающем мире. Мною было установлено, что в результате систематического использования метода интеллект-карты, возросла детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели определенные умения по заполнению интеллект-карты, появились зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни. Совершенствуются коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, пытаются сами следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого. .Необходимо отметить и то, что я выступаю в роли организатора, источника информации, консультантом и помощником. Такие занятия являются как бы импровизацией, я стараюсь идти за логикой ребенка, а не навязывать своего мнения. Дети при этом занимают позицию ответственного и творческого индивида, что направляет на получение познавательного опыта. Очень эффективно использование интеллект-карт в области речевого развития - интеллект-карта используется, мной совместно с детьми, как наглядная схема для составления детьми описательных рассказов, пересказов с последовательно развивающемся сюжетом, а так же при развитии самостоятельного словесного творчества детей. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, припоминают содержание прочитанного произведения, либо более подробно рассматривают картину, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Такая работа занимает немного больше времени, но она является более интересной для детей и наиболее эффективной. Так при пересказе рассказа Калининой «Про снежный колобок», после прочтения составляем интеллект карту, выделяя главного героя, вокруг которого развивается сюжет – это мальчик Алёша. С помощью наводящих вопросов припоминая содержание и последовательность событий, выстраиваем ключевые понятия: прогулка, обед, сон, раздевалка. Отмечая все признаки и тонкости действий и описания героев, детализируем и дополняем ассоциациями: на прогулке слепил колобка, сделал ему глазки-угольки, рот - две палочки, положил его в карман и т.д. Глядя на созданную интеллект - карту дети без труда последовательно, чётко и уже без наводящих вопросов пересказывают данное произведение.Не заменима интеллект-карта в проектной деятельности с детьми. Она позволяет детям самим открывать знания, учит формулировать вопросы, делать выводы. Особое внимание уделяется краткосрочным проектам, таким как: «Откуда хлеб пришёл?», «Путешествие капельки», «Мёд – лакомство или лекарство?». Представление проекта в виде интеллект - карты   позволяет увидеть и удержать в голове всю картину целиком.План проекта в виде Интеллект- карт дает нам ряд преимуществ: - Легко отслеживать, что уже сделано, а что нет. Просто выделяем выполненные шаги и сразу видим, что уже сделали. - Легко дополнять план. Если нужно добавить новый шаг,  просто рисуем новую ветку и план становиться более подробным. - Легко увидеть первоочередной фронт работ. Когда все шаги перед глазами, то меньше шансов, что завязнем в мелких, второстепенных шагах. И не выполним самые важные.Например, при работе над проектом «Куриное яйцо – удивительный продукт», мы с детьми рассматривали два напрвления – использование его в кулинарии и полезные качества. Но в ходе работы выяснили, что его применяют в косметологии и при изготовлении вакцин для прививок, так появились две новые ветки нашего исследования.Применяя метод интеллект –карт в образовательной деятельности, я задумалась, как можно ввести его в повседневную жизнь. Так как немалая часть знаний об окружающем мире приходит к ребёнку через сюжетную игру, я решила применить его в этом направлении, ведь именно здесь закладываются основы познавательного и социально-коммуникативного развития дошкольников. Сначала интеллект-карта помогает детализировать сюжет, описать возможные ролевые действия участников игры. В дальнейшем интеллект карта может помочь детям на этапе «сговора» спланировать свою деятельность, подготовить или изготовить элементы атрибутов для сюжетно-ролевой игры. В процессе игры дети стали дружнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, они учатся договариваться. Складываются долговременные игровые объединения детей, стойкая положительная динамика сотрудничества.Так при организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» при помощи интеллект-карты мы определили участников игры: доктор, медсестра, лаборант, ренгенолог, пациенты и т. д., их ролевые действия и необходимое оборудование. Благодаря наглядному отображению мы определили недостающие атрибуты и изготовили их, обязанности каждого участника игры и распределили ролевые действия. Отчего сюжет игры получился более развёрнутым, содержательным и организованным. Более качественные результаты в работе по использованию интеллект – карт были получены при взаимодействии с родителями, которое создается на основании годового плана по работе с родителями. Очень интересно проходят родительские собрания в форме круглого стола, в ходе которых определяется тема и направления, способствующие раскрытию темы - ключевые понятия, разветвления – это опыт родителей, методы решения, применяемые в семье, советы воспитателя и специалистов. В ходе собрания «Готов ли ваш ребёнок к школе?» определили показатели готовности: умственной, физической, мотивационной, эмоционально – волевой и социальной.Это собрание прошло при активном участии всех родителей. При составлении интеллект – карты они живо дискуссировали, совместно обсуждали проблемы и пути их решения, делились собственным опытом, вносили что-то новое. Я советами и рекомендациями дополнила общую картину, сделала её более полной и разнообразной. Карта вывешивается в «Уголке для родителей» и они могут более подробно её изучить и определить те направления, которые считают приемлимыми для себя. Благодаря использованию интеллект - карт жизнь детского сада стала более открытой, интересной и доступной для родителей. Многие из родителей оценили полезность интеллект - карты для собственного развития и интеллектуального развития детей и составляют такие карты дома. Например, для того чтобы распланировать выходной день или подготовиться к какому- либо мероприятию. Для этого я организую мастер – классы по составлению интеллект – карт. Даю детям домашние задания по конкретным темам. Так на «Неделе профессий», дети вместе с родителям составили интеллект карты «Профессии моих родителей». Очень интересны были рассказы детей о профессиях своих пап и мам. С большим интересом мы слушали рассказ Максима Д. о папе, об его тяжёлой профессии – пожарного и маме – тренера по борьбе. Серёжа Д. поведал о важности работы своего папы - электрика и мамы - помощника воспитателя детского сада, Таня К. рассказала о работе папы - охранника и мамы - доярки. Рассказы, составленные с помощью интеллект – карт были подробными, наглядными и последовательными. Активно используются интеллект – карты при планировании и реализации детско – родительских проектов : «Наша дружная семья», «Игрушки моей бабушки» и т.д. Такие семейные задания решают не только познавательные задачи, но и устанавливают тесную взаимосвязь родителей с детьми, укрепляют семейные ценности и традиции, объединяют всех членов семьи общей идеей, поиском, исследованиями. Всё это положительно сказывается на становлении личности ребёнка.
  • Заключение
  • Подводя итоги, я могу с уверенностью сказать, что использование в работе с детьми метода интеллект – карт эффективно сказывается на повышении познавательной активности дошкольников,  на достижениях детей в различных видах деятельности. Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей. Применение метода интеллект – карт учит дошкольников видеть  мир во всем его многообразии, находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится детям и в школе, и во взрослой жизни. Это ещё раз доказывают результаты проведённой диагностики развития мыслительных процессов и формирования информационной компетентностина основе применения интеллект-карт (приложение 2) (авторы Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я.) Если в начале года уровень развитие быстрого восприятия составлял следующее количество процентов: высокий - 32%, средний - 28%, низкий - 40%; повышение мотивации: высокий - 20%, средний - 28%, низкий - 52%; Грамотное планирование решения задач: высокий - 16%, средний - 26%, низкий - 58%. К концу года высокий уровень уровень развитие быстрого восприятия у детей возрос на 7%, повышение мотивации 14%, грамотное планирование решения задач на 20%. В ывод: Сравнительный анализ показателей доказывает, что использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволил повысить интерес детей к познавательной деятельности, сделал процесс усвоения информации более структурированным, доступным и наглядным. Развиваются творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребенка. Планирую продолжать и далее развивать данное направление по использованию интеллект – карт в детском саду. Хочется освоить компьютерный вариант данной технологии и научить детей составлять интеллект - карты с помощью компьютера. Я думаю, что эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.Список используемой литературы:1. Афонькина интегративных качеств дошкольников. В. 2013г. , «Метод интеллект-карт как инструмент личностного развития»; Бьюзен Т. и Б. Супермышление/ пер. с англ. ; Худ. обл. – 2-е изд. – Мн. :, 2003. – 304 с.2. Технология проектирования в ДОУ. М. 2006.3. Интеллект-карта как способ принятия важных решений: MIND MAP русски. [Электронный ресурс] URL: . iatnlp. ru4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. 2005.5. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. Под ред. . М. 2008.6. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред. , М., 2004г.4. . 5. . Мониторинг Методики Ильина М.Н., Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева.