Публикации Элективный курс, направленный на углубление и расширение знаний учебного предмета "Готовимся к успешному написанию второй части ЕГЭ по истории"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Элективный курс, направленный на углубление и расширение знаний учебного предмета "Готовимся к успешному написанию второй части ЕГЭ по истории"
Автор: Журенко Анастасия Константиновна

Муниципальное Образование Староминский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №3имени В.В. ПетренкоРАССМОТРЕНО:на заседании методического советапротокол № от«___»_______________2020 г._____________________________Утверждаю:Директор МБОУ СОШ № 3приказ № ___от«____» ______________2020 г.Элективный курс, направленный на углубление и расширение знаний учебного предмета«Готовимся к успешному написанию второй части ЕГЭ по истории»Рассчитан на учащихся 11 классов Автор: Журенко Анастасия Константиновна, учитель истории МБОУ СОШ №3Курс составлен в соответствии с ФГОС среднего общего образования на основе рабочей программы по истории линии УМК  Русское  слово» Загладина Н.В, Петрова Ю.А.ст. Староминская, 2020 г.Пояснительная записка.Элективный курс для учащихся 11-го класса тесно связан с курсом «История» основной и средней школы. Содержание курса расширяет спектр задач, необходимых для подготовки учащихся к успешной задаче ЕГЭ, а именно заданий повышенной сложности второй части экзамена. Данная программа рассчитана на 34 часа. Материал подобран таким образом, чтобы в нем реализовались задачи курса. Имеется достаточное количество упражнений различной сложности, дифференциация контрольно- измерительных материалов, задания для самостоятельной работы, цель которых- формирование критического мышления учащихся. В начале каждой темы рассматривается необходимый теоретический материал. Задания повышенной сложности, такие как алгоритм написания исторического сочинения, составления плана доклада по определенной теме, анализ различных точек зрения и их защита, рассматриваются как синтез имеющихся теоретических знаний и практических навыков и закрепляются в ходе применения таких приемов, как ПОПС- формула, фишбоун, SWOT-анализ, рафт (роль- аудитория- форма-тема).Важнейшей задачей курса является: подготовка учащихся к ЕГЭ по истории за курс средней школы и формирование у учащихся регулятивных умений и навыков при выполнении заданий повышенного уровня сложности, а также повышение культурного уровня обучающихся.Цель курса: формирование критического мышления обучающихся, развитие метапредметных компетенций, применяемых при решении заданий повышенного уровня сложности (исторического сочинения) на основе изучения различных документов.Задачи курса:- освоить алгоритм написания исторического сочинения, в том числе сформировать умение давать оценку влияния исторических фактов выбранного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты; - сформировать и развить умения сравнивать роль исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям; - выявлять положительные и отрицательные стороны деятельности исторических личностей в ретроспективе, оценивать влияние их реформ, законотворчества на дальнейшие исторические процессы; - способствовать формированию умения работать с историческими документами (в том числе первоисточником), сопоставлять, анализировать, извлекать нужную информацию;- формировать историческое мышление, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;- воспитывать гражданственность, патриотизм ,гуманность, толерантность, личности, обладающей высоким уровнем культуры; Место курса:Введение элективного курса «Готовимся к успешному написанию второй части ЕГЭ по истории» (как вариативной части учебного плана ОУ) обусловлено тем, что необходимо развивать содержание базисного курса. Учебный план предусматривает на реализацию программы 34 часа (по 1 часу в неделю).Актуальность курса.Основное внимание на уроках истории при подготовке к сдаче ЕГЭ уделяется, как правило, заданиям первой части, так как не хватает необходимого времени. В связи с этим данный элективный курс направлен на углубленную подготовку учащихся профильных классов с целью решения задач повышенной сложности, написанию исторического сочинения. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует ряд метапредметных связей (с такими предметами, обществознание, литература, экономика, право, география). Кроме того, данный курс содержит элементы социологии, политологии, философии, экономики, права, то есть тех предметов, которые учащиеся будут изучать в ВУЗах. Разработка программы данного курса отвечает требованиям контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и историко-культурного стандарта. Материал подобран таким образом, чтобы в нем реализовались задачи курса. Новизна курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Особенное внимание уделяется написанию исторического сочинения, что часто является наиболее проблемным вопросом при сдаче ЕГЭ. Сочинение рассматривается не только с точки зрения историографии, акцентируется внимание учащихся на стилистике, литературном слоге. В процессе изучения и анализа исторических документов используются такие педагогические приемы, как ПОПС- формула, фишбоун, SWOT-анализ, рафт (роль- аудитория- форма-тема), что соответствует технологии проблемного обучения.Особенность курса:- интеграция разных тем;- практическая значимость для учащихся;- применение тестов и методик для формирования регулятивных умений учащихся.Программа помогает углубленной подготовке учащихся к ЕГЭ по истории, развивает компетентности в образовательной области и формирует практические навыки при выборе профильного самоопределения, успешному построению маршрута своего профильного развития.Планируемые результаты.Личностные результаты:- формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося; - усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; - воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве; - формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); - формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций; - формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну; - формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству; - формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; - развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - формирование готовности к выбору профильного образования. Метапредметные:- развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; - формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане; - формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; - формирование умений работать в группе; - формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; - приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; - создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; - формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; - выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. - усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). - формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования. - формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; - формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; - формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; - формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; - формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; - формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. - формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; - формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; - формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; - формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками - формирование умения давать определения понятиям; - формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; - формирование умения обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, - формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Метапредметные:Выпускник на углубленном уровне научится:- владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;- характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;- определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;- использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;- определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;- находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;- презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;- соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;- обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;- применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;- критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории; - самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;- давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.Формы организации учебных занятий.Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги, тесты по использованию методов поиска решений:- лекции с подробным разборомисторических текстов, событий/процессов, деятельности исторических личностей;- беседы;- практические занятия;- анализ причинно-следственных связей;- работа в парах, группах, индивидуально;- выполнение работ по заданному алгоритму;- творческие работы;- решение заданий второй части ЕГЭ различной степени сложности.Система оценивания и формы контроля:На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ. Учебно--тематическое планирование курса«Готовимся к успешному написанию второй части ЕГЭ по истории»Содержание программы курса:1.Определение характеристик исторического источника (5ч)Летопись «Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве». Радзивилловская летопись. «Русская Правда». Соборное уложение 1649 г. «Манифест о вольности дворянства». Н. М. Карамзин «История государства Российского». В.О. Ключевский «Полный курс русской истории» С. М. Соловьев «История России с древнейших времен». «Манифест» С. П. Трубецкого. «Петиция рабочих и жителей Петербурга» для подачи Николаю II. Материалы XIX Всесоюзной партийной конференции. Материалы съездов ВКП (б). Протоколы заседаний Политбюро ЦК КПСС.2. Анализ исторического источника (5ч)Выявление причинно-следственных связей в вышеуказанных исторических документах. Формирование умения находить преимущества и недостатки в деятельности исторических деятелей, указанные в источниках. Анализ субъективного и объективного взглядов авторов документов, аргументация согласия/несогласия с точкой зрения, содержащейся в историческом источнике. Соотнесение точки зрения автора источника с реалиями современной ему исторической эпохи.Дискуссии по проблемным историческим вопросам (личность и деятельность Ивана Грозного, убийство царевича Дмитрия, Смутное время, реформы Александра II и контрреформы Александра III, Октябрьский переворот, коллективизация, «культ личности» И.В. Сталина, «перестройка»).3.Анализ исторических фактов, процессов, явлений (5 ч)Использование педагогических приемов критического мышления - ПОПС- формулы, фишбоун, SWOT-анализ, рафт (роль- аудитория- форма- тема) при анализе конкретных исторических событий/процессов/явлений. Практическое применение полученных ранее теоретических знаний- содержания исторических документов. Контрольная работа по итогам изучения разделов №1-3 (задания №20,21,22 ЕГЭ) – в приложении №1.4. Анализ различных точек зрения и их защита (5 ч)Дискуссионные проблемы исторической науки: норманская теория образования Древней Руси, причины возвышения Москвы в 14 веке, опричная политика Ивана Грозного, «цена» реформ Петра I для народа, период дворцовых переворотов, политика «просвещенного абсолютизма», причины восстания декабристов, реакционный курс Александра I и Николая I, подписание секретного протокола к германо-советскому пакту о ненападении 1939 г., внешнеполитический курс СССР периода «холодной войны», «перестройка» и демократизация общества во второй половине 1980-х годов, экономическая политика 1990-х годов- «шоковая терапия».Контрольная работа (задание №23 ЕГЭ)– в приложении №2.5.Историческое сочинение- личности (7 ч)Алгоритм написания исторического сочинения. Представители правящих династий Рюриковичей и Романовых. Генеральные секретари ЦК КПСС. Знаменитые фавориты, реформаторы, полководцы, деятели культуры и представители РПЦ (патриарх Никон, Г.А. Потемкин, М.М. Сперанский, С.Ю. Витте, А.Ф. Керенский, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, В.И. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев). Соответствие исторических событий и периода правления/деятельности выбранной личности. Причинно-следственные связи между исторической обусловленностью выбранной эпохи и действиями выбранной личности. Контрольная работа (написание исторического сочинения) – в приложении №3.6. Историческое сочинение- процессы (7 ч)Изучение хронологии исторических событий, решение практических задач, тестов на соотнесение исторических процессов и отдельных событий. Использование исторических терминов, соответствующих выбранному процессу, в верном контексте. Отдельное внимание- стилю изложения: историческое сочинение должно быть написано в виде последовательного связного материала, а не в виде схемы, тезисов или отрывочных положений.Контрольная работа – в приложении №4.Литература.
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2021 года по истории России.
  • 2.Спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2021 года по истории России.3. ЕГЭ. История.Типовые тестовые задания.М.,2019 г.4. ЕГЭ.История. Тематические тестовые задания.Экзамен.2019г. 5. ЕГЭ. Е.А.Гевуркова,Я.В.Соловьев.История.Типовые тестовые задания М., 2019 г. 6. ЕГЭ.ЕА.Гевуркова, Я.В.Соловьев.История.Практикум. М., 2019 г.7. Н.С.Борисов.История России с древнейших времен до конца 17в. М., Просвещение, 2012-2014гг.8. А.А.Левандовский.История России.18-19вв. М., Просвещение. 2012-2014гг.9.  А.А.Левандовский,Ю.А.Щетинов,С.В.Мироненко.История России.20-начало 21в. М., Просвещение, 2012-2014гг.Ресурсы сети Интернет.
  • Министерство образования и науки.
  • Портал  ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений.  
  • Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ).
  • Федеральный портал «Российское образование».
  • Всероссийский Интернет-Педсовет.
  • Сведения об авторе:Автор: Журенко Анастасия Константиновна, место работы :МБОУ СОШ №3,должность: учитель истории и обществознанияквалификационная категория: отсутствуетрабочий телефон: 5-74-37 адреса ОУ: 353604 Краснодарский край,ст.Староминская, ул. Тимашевская, 137Приложение №1.Контрольная работа по материалам раздела«Определение характеристик исторического источника».Вариант 1.
  • Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.
  • Из работы Н. М. Карамзина «История государства Российского». «Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.    Варяги... правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для парода. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье... и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.   Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».Используя текст документа укажите, что лежало в основе объединения восточнославянских племен в единое государство? Укажите, какие преимущества, по мнению автора, подтолкнули восточных славян призвать "властителей от варягов", после того как бояре славянские выгнали их? Всего укажите не менее трех преимуществ.В чём видит Н. М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.
  • Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции.
  •  Из сочинения историка. «Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для "фальшивого движения". Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать... Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы "исчезнуть" на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом. В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <...> и всеми видами снабжения».На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений. Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции? Приведите не менее двух положений.
  • Назовите автора письма, событие и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
  • Из письма государственного деятеля начала XX в. «Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».На основе текста и знаний по истории приведите не менее четырёх реформ и действий («уступок»), на которые вынужден был согласиться автор письма.Какой путь избрал автор в сложившейся ситуации? Приведите не менее двух объяснений автором такого выбора.Вариант 2.
  • После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идет речь?
  • «Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни. Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всем решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он еще ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и все доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности государственного советника, то он сложит ее с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями? Как этот документ изменил правовое положение населения?
  • В чем главный смысл обращения автора письма? Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.
  • «Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! (…) Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет (…).Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия. Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян (…).Дайте право приобретать землю кому угодно (…).Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».Какие преобразования автор письма предлагает провести императору? (Укажите не менее четырех).Назовите не менее двух реформ, проведенных в России в этот период.Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий осуществления реформ в России в этот период.3.Из письма советского писателя в Правительство СССР (письмо датировано 1930г.).«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски... в которых изображены бес-численные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране... И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира»... Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР...» Назовите имя и фамилию писателя - автора письма, а также 2-3 его произведения, в которых содержалась сатира на общество 1920-1930-х гг.Что, по мнению автора, является его писательским долгом? Укажите два проявления. Что, по мнению автора, привело к тому, что он получил «аттестат белогвардейца-врага»?Объясните, почему писатель, говоря о некоторых своих произведениях, проводит параллель с романом «Война и мир».Приложение №2.Контрольная работа по материалам раздела«Анализ различных точек зрения и их защита» (24 задание ЕГЭ).Вариант 1.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведены спорные точки зрения, существующие в исторической науке.  Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.1. «Московское государство конца XV—начала XVI вв. можно назвать централизованным».2.  «Развитие России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы». 3.  «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями».(А. Н. Толстой, писатель)«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».5. «Российская империя имела в конце XIX — начале XX в. процветающую экономику и быстро нагоняла развитые европейские страны».Вариант 2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведены спорные точки зрения, существующие в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.1. «Древнерусское общество XI–XII вв. нельзя считать феодальным, феодальные отношения в нём практически не были развиты».2.  Время правления Николая I было временем «торжества реакции» и беспощадного подавления всякого инакомыслия, благодаря чему развитие страны было приостановлено на 30 лет.  3.  «"Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19 февраля 1861 г. соответствовало интересам помещиков, а не крестьян». 4.  "Доклад Н. С. Хрущёва с разоблачением культа личности И. В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом."5.  «Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».Приложение №3.Контрольная работа по материалам раздела«Историческое сочинение- личности» (25 задание ЕГЭ).Вариант 1. Вам необходимо написать историческое сочинение о следующих исторических деятелях:1) княгиня Ольга;2) Александр III;3) И. В. Сталин;В сочинении необходимо:– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовали исторические деятели;– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовали указанные выше исторические личности; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах).В н и м а н и е!При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.Вариант 2.Вам необходимо написать историческое сочинение о следующих исторических деятелях:1) патриарх Никон;2) Александр I;3) А. И. Солженицын.В сочинении необходимо:– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовали исторические деятели;– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовали указанные выше исторические личности; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах).В н и м а н и е!При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.Приложение №4.Контрольная работа по материалам раздела«Историческое сочинение- процессы» (25 задание ЕГЭ).Вариант 1. Вам необходимо написать историческое сочинение о следующих исторических процессах:1) разделение Древнерусского государства на отдельные княжества и земли;2) участие России в русско-турецких войнах второй половины XVIII века;3) участие СССР в Великой Отечественной войне в июне 1941-октябре 1942 гг.В сочинении необходимо:— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках указанных процессов;— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках данных процессов, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);В н и м а н и е!При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках указанных процессов;— используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) данных процессов для истории России.В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к процессам.Вариант 2. Вам необходимо написать историческое сочинение о следующих исторических процессах:1) опричная политика Ивана Грозного;2) Первая российская революция;3) проведение в СССР новой экономической политики (нэп).В сочинении необходимо:— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках процессов;— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках данных процессов, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);В н и м а н и е!При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках указанных процессов;— используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) данных процессов для истории России.В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к процессам.