Публикации
"Роль семьи в развитии ребёнка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль семьи в развитии ребёнка"
Автор: Шавыкина Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль семьи в развитии ребёнка"
Автор: Шавыкина Наталья Владимировна
Доклад на тему: Роль семьи в формировании развития ребёнка.Оглавление1. Введение. 1стр.2. Основная часть. 3стр. 2.1. Роль семьи в формировании развития ребёнка. 3стр. 2.2. Типы семейного воспитания, провоцирующие нарушения поведения. 9стр. 2.3. Классификация неправильно сложившихся стилей воспитания в функционально несостоятельных семьях. 14стр.3. Заключительная часть. 17стр.4. Список литературы. 18стр.Введение. Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные возможность непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям2. Основная часть.2.1. Роль семьи в формировании развития ребёнкаРоль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития – одной из существенных детерминант развития личности ребенка общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним – является значительным фактором развития личности ребёнка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ребенку нужны оба родителя- любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша. Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности. От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.Л. Б. Шнейдер пишет что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей”. Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития . Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития .Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка , это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. И особое воздействие на ребёнка внутрисемейных отношений Л. Б. Шнейдер выделяет родительскую любовь. Л.Б.Шнейдер пишет, что: “Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей”. Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения. Любовь величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.Большинство психологов считают, что ребенку необходим доступ к матери, чтобы у него родилось чувство безопасности и не возникало чувства тревоги. Но важно, чтобы материнская любовь не поглощала личное пространство, не подавляла независимость ребенка и не стояла на пути его взросления. Мать должна иметь не только желание быть со своим малышом, но и желание отделить и отпустить его от себя. Физическое присутствие матери, общение с ней, эмоциональное отношение, все это интегрируется с ростом и развитием ребенка и в дальнейшем влияет на здоровье и жизненный путь ваших дочерей и сыновей.Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей... Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия... Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки... И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Таким образом влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать: – неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики; – бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; – авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; – безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; – отсутствие нормального психологического климата в семье; – фанатизм в любых его проявлениях; – безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий); – противоправное поведение взрослых. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания: – дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья; – родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего; – воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных; половых и индивидуальных особенностей; – диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания; – личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей; – воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке; – все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре; – оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье. Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены... Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка .2.2. Типы семейного воспитания, провоцирующие нарушения поведения. Существуют типы семейного воспитания, провоцирующие нарушения поведения:Гиперпротекция:авторитарная – родители уделяют ребенку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребность в общении, часто используют наказание как основной метод воспитания; 2) доминирующая – ребенок находится в центре внимания родителей, которые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, однако предъявляют к нему непомерные требования, которые не соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований применяют очень строгие санкции. Проявление мелочной опеки, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишают ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга;3) требовательная – родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако предъявляют ему чрезвычайно большие требования. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, такая ситуация грозит невротическими срывами у детей;4) ограничивающая – все те же характеристики, что и у предыдущего стиля, однако различие этих стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае ребенку предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, во втором – нет, т.е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена. При таких стилях воспитания у ребенка формируется не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании, грубости, нарушении социальных норм;5) снисходительная – дети находятся под бдительным надзором и чрезмерным навязыванием родительской воли во всем. Они живут в атмосфере высоких требований и многочисленных запретов, которые значительно ограничивают свободу и самостоятельность. При таком стиле воспитания ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым и неуверенным в своих силах. Доминирующей эмоцией является обида на окружающих за то, что другим все позволено, и, как следствие этого, бунт против родительского диктата, стремление к конфронтации с ними;6) потворствующая – отличается пристальным вниманием родителей к вопросам воспитания и удовлетворения потребностей ребенка, при которых ребенок находится в семье на правах ее кумира. Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, скучных неприятных домашних обязанностей, постоянно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности.Гипопротекция: 1) потворствующая – отличается отсутствием внимания родителей к детям, их занятостью, решением собственных проблем. В этих семьях распространена практика «задабривания» детей путем максимального и некритичного удовлетворения их материально-бытовых и других потребностей;2) скрытая – стиль характерен для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания, однако предъявляют детям требования, которые значительно выше их возможностей. Вместе с тем, выполнение ребенком своих обязанностей в семье формально, т.е. не контролируется со стороны родителей.Подвид – скрытая гипопротекция с жестким обращением – отличается полной самоустраненностью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением к нуждам ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Взаимодействие с ребенком строится только на предъявлении к нему непомерных требований и строгих наказаний за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение. Это стиль воспитания, основанный на отсутствии любви и симпатии к ребенку (ребенок – «Золушка»). В результате усиливаются реакции эмансипации, а также острые аффективные реакции, сопровождающиеся агрессией, гневом и раздражительностью;3) жесткая – характерна для семей детей с полной отстраненностью родителей от процесса воспитания. Вместе с тем для родителей характерна чрезмерная реакция на незначительные нарушения поведения. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье царит атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей. В итоге у детей могут сформироваться жестокость и озлобленность.Эмоциональное отвержение – такой стиль воспитания характеризуется эмоциональной отчужденностью, безразличием и холодностью со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся, что он – обуза в жизни родителей. При этом возможны две модели воспитания:а) когда ребенку предъявляют некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой ограничений, нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует чрезмерной невротизации, чувствительности и фрустрации, озлобленности детей, а также проводит к различным акцентуациям характера;б) когда преобладает вседозволенность, ребенку все разрешено. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он легко их нарушает, зная, что не последует никаких санкций. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей.Повышенная моральная ответственность – при этом стиле характерно сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нем. Встречается в семьях, где:- существует атмосфера равнодушия и вседозволенности;- присутствуют нереально высокие требования к ребенку;- существует система наказаний даже за незначительные нарушения поведения. В результате у ребенка возникает устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнять какие-либо поручения, заниматься нелюбимым делом, демонстративной грубостью и непослушанием. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в заранее продуманных действиях, направленных на то, чтобы отомстить обидчику (в этом случае дети часто портят вещи родителей, пишут на стенах нецензурные слова, занимаются оговорами). Требовательное отношение – с одной стороны, на ребенка в семье не обращают никакого внимания, с другой стороны, ему предъявляют непомерно высокие требования. В этом случае неудовлетворение потребностей (особенно в эмоциональном контакте, любви и внимании) и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют большой риск психотравматизации.Дополнительные факторы семейного воспитания, провоцирующие возникновение нарушений поведения: неустойчивый стиль воспитания (колебания между гипер- и гипопротекцией); 2) предпочтение в ребенке детских качеств, когда у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать возрастную фиксацию на таких детских качествах как непосредственность, наивность, игривость, т.е. с ярко выраженным желанием затормозить социализацию ребенка. Такой особенностью отличаются матери, склонные к истерии. Они боятся стареть. Такие матери думают: если мой ребенок будет маленьким, то я буду вечно молодой. Проблема сепарации от ребенка – страх его потерять (отделение ребенка от семьи, от матери);3) проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (когда родитель в ребенке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе). Такое поведение родителей вызывает у ребенка невротизм (возрастает уровень тревоги) либо вызывает агрессию;4) перенос конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей, когда каждый или один из них, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противоположной стороне;5) нарушение супружеских отношений между родителями;6) неразвитость родительских чувств, когда они предпочитают не иметь дела с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к его потребностям. Чаще встречается у мужчин, которые женились по принуждению, а также воспитывающихся в детских домах. А также встречается у женщин, которые родили ребенка от нелюбимого или ненавистного мужчины;7) воспитательская неуверенность родителей, когда они идут на поводу у ребенка, уступая и потакая ему во всем.2.3. Классификация неправильно сложившихся стилей воспитания в функционально несостоятельных семьях. Существует классификация неправильно сложившихся стилей воспитания в функционально несостоятельных семьях : увещевательный , жёстко-авторитарный, отстранённо-равнодушный, педантично-подозрительный, непоследовательный, демонстративный, попуститительско – снисходительный, позиция круговой обороны , воспитание по типу «кумир семьи».Увещевательный . Дети в таких семьях «садятся на голову» родителям. Родители не принимают волевых решений и наказаний. Родители предпочитают уговаривать, объяснять. Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Отстранённо – равнодушный. Ребёнок испытывает дефицит любви и внимания. Женщина занята поиском нового спутника. Женщина, расставшись с мужем перестаёт любить «его ребёнка» . Женщина поглощена воспитанием младшего ребёнка, совершенно забыв о старших.Непоследовательный. Ребёнок становится либо неуправляемым, либо, используя разногласия родителей, умело манипулирует ими. У родителей, не хватает выдержки, самообладания для осуществления в отношениях с детьми. Возникают резкие эмоциональные перепады последовательной воспитательной тактики . То наказание, слёзы, ругань, то умиление и всепрощение.Попуститительско – снисходительный . У ребёнка склонность к непослушанию, на людях ведёт себя неадекватно, нетребователен к себе. Родители не придают значение проступкам детей. Считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». Низкая педагогическая культура родителей, неразвитость родительских чувств, их сосредоточенность на собственных проблемах. Жёстко-авторитарный. Дети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых и беззащитных. Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями. Родители, чаще отец, избивают ребёнка . Родители считают, что существует лишь один эффективный приём воспитания – физическая расправа. Педантично-подозрительный. Дети растут нерешительными, озлобленными, безынициативными, неуверенными. Формируются невротические расстройства у подростков. Родители не доверяют своим детям, подвергают ребёнка тотальному контролю. Родители пытаются полностью их изолировать от сверстников. Выбирают друзей, контролируют свободное время ребёнка, круг его общения и интересов.7)Демонстративный стиль. Приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своё поведение. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, рассказывают о его проступках , всем жалуются явно преувеличивая на своего ребёнка степень их опасности. В слух заявляют, что сын растёт «бандитом», дочь «проститутка» и пр.8)Позиция круговой обороны. Дети в таких семьях лживы и жестоки, т.к. постоянно уверенны в родительской защите. Родители строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребёнок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Кто указывает на неправильное поведение их детей становятся их врагами.9) Воспитание по типу «кумир семьи» .Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма страдают сами родители. Ребенок—центр моих интересов. Все его просьбы и прихоти выполняются. Все сделаю для ребёнка, посвящу ему себя.Проблема формирования личности - центральная проблема педагогической психологии. Значимость взрослого и прежде всего родителей для развития личности ребенка признавалась и признается практически всеми западными и отечественными психологами.Вместе с тем, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на различные структурные элементы личности, в том числе на уровне отдельных черт личности, на уровне смысловых образований личности.Повседневное поведение ребёнка - это поведение, основанное на принятой в семейной практике системе ценностей, моральных норм, которые обозначаются как « семейные правила», а так же на традициях, обычаях, привычках, действенных в субъективном мире взаимодействия. Поэтому « при анализе человеческого поведения никак нельзя вырывать самого субъекта из конкретной ситуации его жизни, его видения и понимания этой ситуации, и его отношения к ней», ибо оптимальное поведение ребёнка – это лишь субъективное направление формирования адаптивного поведения в рамках семьи.3. ЗаключениеИсходя из вышеизложенного, следует учесть, что для того, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение. 2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие). 3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, что от них ждут, и быть последовательными. 4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. 5.Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами. 6.Использовать объяснения и убеждения для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе. Список литературы Л.Б.Шнейдер «Семейная психология»-Э.Г.Эйдемиллер «Психология и психотерапия семьи», « Воспитание с любовью и логикой»,И.А.Фурманов «Пособие для психологов и педагогов» « Психология детей с нарушениями поведения».П.И.Юлацкевич «Практические аспекты семейного воспитания»Ю.П.Азаров «Искусство воспитывать»