Публикации "Воспитательный потенциал современного урока русского языка и литературы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитательный потенциал современного урока русского языка и литературы"
Автор: Бушманова Анна Михайловна

«Воспитательный потенциал современного урока русского языка и литературы»Бушманова Анна Михайловна, учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ №105», город ВоронежСовременное общество характеризуется духовным кризисом. На протяжении не одного десятилетия происходит нравственная деградация нации.Происходит постоянное обесценивание многих жизненных идеалов. Мы, педагоги, все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А решить это можно одним единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, которая была сформирована на нравственных и этических ценностях христианства. От этого зависит дальнейшее возрождение России.В термине «духовно-нравственное воспитание» два слагаемых. Нравственность – правила, определяющие поведение человека в обществе, а также духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе.Духовность всегда понималась православным человеком как жизнь с Богом, жизнь во Христе. Духовный человек всегда стремится следовать требованиям добра, проявляя стойкость и силу духа.Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Учитель-словесник врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону духовных истоков русской и мировой культуры. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция, ибо он строит жизнь человека. Итак, нравственные ценности – это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения. Благодаря этим установкам мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, своему народу. Главная ценность – это личность, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Становление человека предполагает не только развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. Педагогика занимает особое место среди гуманитарных наук, являясь наукой о воспитании человека. К. Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношения, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». «Главную задачу воспитания, – пишет он, – составляет влияние нравственное».Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания.Сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. Сейчас происходит утрата ценностей. У детей порой нет идеала. А ведь особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди, и которая руководит их деятельностью.Великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Через школу проходят все люди, в своей совокупности образующие общество, страну, государство. От прочности фундамента зависит прочность будущего здания – это прописная истина. Но что делать, если именно такие прописные истины становятся для нас вечными. Ведь сколько бы мы ни затевали перестроек нашего общего дома, без основательного, прочного фундамента они не имеют смысла. Хороший строитель никогда не экономит на фундаменте.Главная забота земледельца – семена для будущего урожая. Это для него основная ценность. И как бы ни было голодно и плохо житье – бытье, крестьянин никогда не проест эти семена, убережет их от порчи и потравы. Дети – те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его – судьба всех землян.Главная цель образования в школе – развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников. Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Уроки русского языка и литературы это всегда уроки добра, нравственности и красоты.Русский язык один из самых развитых и богатых языков мира. На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). На уроках используются тексты на темы: «Патриотизм», «Родная земля», «Честь», «Совесть». Ученики открыто делятся тем, что для них Родина, гражданский долг, что значит любить свое отечество.Роль уроков литературы также велика в духовно-нравственном развитии школьников, ведь «Книга это открытие мира». К. Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженную в этом произведении». Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения. Русская литература основа воспитания, она всегда была гордостью, совестью народа. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения нравственного понимания. Например, сказки, где добро всегда побеждает зло. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма. Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен нравственный потенциал. Пословицы краткая мудрость народа. Они помогают оценить свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика. И, конечно, при воспитании настоящего человека нельзя обойтись без русской классики. Она бесценна. Это литература на все времена.Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. Литературные дискуссии весьма ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Семинары, дискуссии также позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Учитель-словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. К. Д. Ушинский писал: «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом».Как уместны ко всему сказанному слова Л. Н. Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один слепой человек ест, пьет, работает, отдыхает… Другой зрячий, духовный человек сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает… То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть это закон добра в душе человека». Сегодня, когда рушатся языковые нормы, когда снижается духовность речи и идет вульгаризация языка, просто необходимо говорить о бережном отношении к родному слову, культуре речи, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира. Именно через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение.Итак, нравственность наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так. Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания становится ведущей. Решать её помогают произведения литературы. Мы сеем зерна разума и доброты, но прорастают они не сразу. Но если после наших уроков ученики станут добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долга, чести, порядочности не останутся для многих просто фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной. Процесс формирования духовных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.Литература: 1.Артюхова, И. С. Ценности и воспитание//Педагогика. — 1999. — № 4. — с. 117–120. 2.Л. Н. Толстой, «Путь жизни» // Педагогика. — 1910. с. 304 3.Духовно-нравственное воспитание школьников / Игнатьева Е. Е. — Ж. «Воспитание школьника», № 2010 4.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьника», № 2–2012. 5.Караковский, В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. 6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков — М.: Просвещение, 2011. 7.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Просвещение 1995, с. 478. 8.К. Д. Ушинский, Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика,1973. — 350 с.