Публикации Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Развитие речи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Развитие речи"
Автор: Струнина Юлия Борисовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Специальная общеобразовательная школа - интернат" г. Губахи, Пермского края
Рассмотрена и согласована
Проблемной группой
Сопровождение
Протокол
№______от________2020г.
Принята на Педагогическом совете
Протокол №______
____2020г.
Утверждаю:
Директор МБОУ "СОШИ"
________О.В. Шатунова
_______2020г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Струниной Юлии Борисовны
по учебному предмету Развитие речи
группа Особый ребёнок 3
Разработана на основе Программы Особый ребёнок,
Департаментом образования Пермской области
2020-2021 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-тематическое планирование составлено на основе программы Особый ребёнок, которая разработана департаментом образования Пермской области, Пермским региональным институтом повышения квалификации работников образования на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, 1983 г.) и Программы классов (групп) для детей с глубокой умственной отсталостью (Пермь: ПОИПКРО, 2002 г.).
Показателями обучения по Программе Особый ребёнок являются умеренная и тяжёлая умственная отсталость, а также другие состояния интеллектуального развития.
На обучение развития речи отводиться 2 часа в неделю. Общее же количество часов, на которое рассчитана программа для детей группы Особый ребёнок VI года обучения, составляет 68 часов.
Каждый урок по развитию речи посвящен одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, ограничено, иначе в противном случае воспитанники их не запомнят.
Цель уроков по развитию речи направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, и на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.
Задачи состоят не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности.
Ознакомление с жизнью растений и животных учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей (в зависимости от местных условий необходимо изучать наиболее типичных представителей растительного и животного мира).
На предметных уроках обучающиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев, аппликаций и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, арифметики, рисования и на других уроках. Практические работы помогают закреплению определенных умений и навыков. Таким образом, уроки по развитию речи помогают развитию определенных навыков, побуждают у детей интерес, стимулируют деятельность, что способствует развитию коррекции личности школьника.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
К концу учебного года обучающиеся VI года обучения должны:
- уметь связно высказывать, называть свойства изученных предметов и их частей;
- обобщать названия изученных групп предметов, называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- проявлять инициативу в диалогической и монологической беседе;
- самостоятельно составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
- использовать предлоги и некоторые наречия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Введение.
6
2.
Ягоды.
5
3.
Деревья и кустарники.
14
4.
Комнатные растения.
5
5.
Рыбы.
3
6.
Домашние животные.
5
7.
Птицы.
10
8.
Человек и природа.
14
9.
Дикие животные.
4
10.
Насекомые.
2
Итого.
68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I четверть (16 часов)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Введение.
1.
Беседа на тему: Как я провел летние каникулы.
1
2.
Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
1
II.
Ягоды.
1.
Ягоды (клубника) Сравнение по окраске, форме и вкусу.
1
2.
Ягоды (малина) Сравнение по окраске, форме и вкусу.
1
3.
Ягоды (рябина) Сравнение по окраске, форме и вкусу.
1
4.
Ягоды (клюква) Сравнение по окраске, форме и вкусу.
1
5.
Обобщающий урок. Ягоды.
1
III.
Деревья и кустарники.
1.
Лиственные деревья.
1
2.
Хвойные деревья.
1
3.
Деревья (липа). Распознавание.
1
4.
Умение назвать и показать корень, ствол, ветви, листья.
1
5.
Кустарники. Крыжовник.
1
6.
Кустарники. Смородина.
1
7.
Кустарники. Малина.
1
8.
Отличие деревьев от кустарника.
1
9.
Труд людей осенью.
1
II четверть (14 часов)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Введение.
1.
Беседа на тему: Мои каникулы.
1
II.
Комнатные растения.
1.
Комнатные растения. Герань душистая.
1
2.
Комнатные растения. Алоэ.
1
3.
Распознавание и различие герани душистой и алоэ.
1
4.
Правила ухода за комнатными растениями.
1
5.
Практическая работа. Уход за комнатными растениями.
1
III.
Рыбы.
1.
Рыбы. Щука. Внешний вид, передвижение.
1
2.
Распознавание и различие, аквариумные рыбы и речные рыбы.
1
3.
Правила ухода за аквариумными рыбами.
1
IV.
Домашние животные.
1.
Домашние животные. Кролик. Внешний вид.
1
2.
Домашние животные. Кролик. Какую пользу приносит человеку.
1
3.
Домашние животные. Овца. Внешний вид.
1
4.
Домашние животные. Овца. Какую пользу приносит человеку.
1
5.
Выделение домашних животных из группы диких животных.
1
III четверть (22 часа)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Введение.
1.
Беседа на тему: Мои зимние каникулы.
1
2.
Экскурсия. Наблюдение за изменениями в жизни людей.
1
II.
Птицы.
1.
Птицы. Снегирь. Внешний вид.
1
2.
Птицы. Дятел. Внешний вид.
1
3.
Сравнение снегиря и дятла.
1
4.
Различие снегиря и дятла. Польза для человека.
1
5.
Зимующие птицы.
1
6.
Перелетные птицы: грач.
1
7.
Перелетные птицы: скворец.
1
8.
Экскурсия. Наблюдение за птицами.
1
III.
Человек и природа.
1.
Сезонные изменения в природе.
1
2.
Февральские приметы.
1
3.
Труд людей города и села зимой.
1
4.
Составление календаря природы.
1
5.
Правила заполнения календаря природы.
1
6.
Наблюдения за изменениями в природе.
1
7.
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе.
1
8.
Март – весенний месяц.
1
IV.
Дикие животные.
1.
Дикие животные: ёж.
1
2.
Дикие животные: медведь.
1
3.
Дикие животные: заяц.
1
4.
Будь природе другом. Возьми под защиту.
1
IV четверть (16 часов)

п/п
Разделы и темы
Количество часов
I.
Введение.
1.
Беседа на тему: Как я провел весенние каникулы.
1
II.
Человек и природа.
1.
Природа весной.
1
2.
Сезонные изменения весной.
1
3.
Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга.
1
4.
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в жизни людей.
1
5.
Разнообразие животного мира.
1
6.
Охрана животных. Местные заповедники и зоопарки.
1
III.
Деревья и кустарники.
1.
Виды деревьев и кустарников.
1
2.
Правила посадки деревьев и кустарников.
1
3.
Виды семян.
1
4.
Правила посадки семян.
1
5.
Практическая работа. Посадка семян.
1
IV.
Птицы.
1.
Перелетные птицы.
1
2.
Экскурсия. Наблюдения за перелётными птицами.
1
V.
Насекомые.
1.
Насекомые: муравей.
1
2.
Насекомые: муха.
1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
При обучении развития речи опираюсь на следующие методические пособия:
1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лаконец С.С., 2007.
2. Кукушкина О. И. События жизни: Комплект рабочих тетрадей по развитию речи учащихся 1- 4 классов специальных образовательных учреждений: В 7 тетрадях; Приложение: Краткое методическое руководство.
3. Развитие речи. 1 класс. Учебник для коррекционных школ VIII вида: методическое пособие для учителей под ред. Е.Д. Худенко, изд.: АРКТИ, 2007.
А также при обучении данного предмета использую:
Дидактические игры.
Картинки с простым сюжетом.
Кино и видеофильмы.
Речевые игры.
Пальчиковые игры.
Физкультминутки.
Фрагменты классической и медиативной музыки.
Экскурсии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дружные ребята / Р.С. Буре и др.- М.: Просвещение, 2002.
Юный эколог // Николаева С.Н.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.
Я – Ты – Мы / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – М.: Просвещение,2008.
Я - человек. -Козлова С.А. М: Школьная Пресса,2004.
Открой себя. -Рылеева Е.В.,-М: Просвещение,2009.