Публикации Использование прогулки для обогащения логико-математического опыта дошкольника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование прогулки для обогащения логико-математического опыта дошкольника
Автор: Черемисова Наталья Юрьевна

Студентка Филиала СГПИ В г.БуденновскеЧеремисова Наталья ЮрьевнаТема: Использование прогулки для обогащения логико-математического опыта дошкольникаАктуальность исследования. Актуальность вопроса обогащения логико-математического опыта старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. В современных условиях к программам дошкольного образования предъявляются высокие требования. В соответствии с ФГОС ДО, одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста является развитие и обогащение логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие предполагает формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций. Исследования ученых (Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, А.А. Столяр) показали, что логико-математические игры, упражнения, занимательные задачи развивают у детей самостоятельность, способность автономно решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Эти игры позволяют детям осваивать средства познания: эталоны, цвета, формы, величины, способствуют накоплению логико-математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравнением, счетом.Сформировать и развить эти специфические особенности мышления у ребенка можно не только на непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математике, но и на прогулке, что способствует более успешному усвоению и запоминанию материала. Результативность задач в обогащении логико-математического опыта на прогулке зависит от разнообразной формы работы и четко спланированной структуры компонентов прогулки. Прогулка – отдельный режимный момент, имеющий собственную структуру и временной интервал, во время которого дети могут осуществлять не только двигательную активность, но и удовлетворить познавательный интерес, желание и привычку думать, овладеть речевыми, умственными и практическими навыками. Цель прогулки состоит не только в восстановлении функциональных ресурсов организма, но и во всестороннем развитии ребенка, в том числе обогащении логико-математического опыта и развитии его математических представлений. Таким образом, исследование и разработка данной психолого-педагогической проблемы на дидактическом уровне является актуальной задачей педагогической науки. На основе вышесказанного возникает проблема исследования: каково влияние прогулки для обогащения логико-математического опыта дошкольников?Целью исследования выявить и опытно-экспериментальным путем проверить влияние прогулки на обогащение логико-математического опыта дошкольников.Объектом исследования является логико-математическое развитие дошкольников.Предметом исследования является процесс обогащения логико-математического опыта дошкольников.Гипотезой исследования стало предположение о том, что эффективность использования прогулки для обогащения логико-математического опыта дошкольников зависит от следующих педагогических условий: - своевременная диагностика уровня логико-математического развития ребенка старшего дошкольного возраста; -внедрение в образовательный процесс программы, включающей систему заданий (логико-математических игр, упражнений, занимательных задач) направленных на обогащение и развитие логико-математического опыта дошкольников. Теоретическо-методологической основой исследования являются психолого-педагогические аспекты проблемы формирования логического мышления (А.В. Белошистова, Л.С. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Мартыненко, Я. Пономарев); формирование приемов мыслительной, в том числе и логической деятельности (З.И. Калмыкова, С.А. Лебедева, Л.Ф. Тихомирова, А. Басов, Л. Шведова и др.); виды логического мышления (A.M. Maтюшкин и др.); и другие. Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме логико-математического развития детей старшего дошкольного. 2. Выявить особенности организации прогулок как средство обогащения логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста.3. Определить педагогические условия, способствующие обогащению логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста.4. Подобрать диагностические методики для выявления уровня логико-математического развития у детей старшего дошкольного возраста.5. Подобрать программу, состоящую из комплекса занятий, направленных на обогащение логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста в процессе использования прогулки в дошкольном образовательном учреждении.6. Провести опытно-экспериментальную работу и проверить влияние прогулки для обогащения логико-математического опыта дошкольников.Практическая значимость заключается в подборе комплекса методик диагностики логико-математического развития у детей старшего дошкольного возраста; внедрению в образовательный процесс программы, включающей систему заданий (логико-математических игр, упражнений, занимательных задач) направленных на обогащение и развитие логико-математического опыта дошкольников.В исследовании применялся следующий набор методов: 1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по теме исследования, передового педагогического опыта;2. Эмпирические: опытно-экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; диагностика уровня логико-математического развития старших дошкольников (качественный и количественный анализ).3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.4. Методы презентации данных: таблицы и диаграммы.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал и позволил сделать следующие выводы:1. Понятие «логико-математическое развитие дошкольников» является довольно ‏сложным, комплексным и многогранным. Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, ‏величине, времени, количестве, ‏их свойствах и отношениях, необходимых для формирования у ребенка ‏ бытовых и «научных» понятий. В процессе усвоения математических представлений ‏ дошкольник вступает в‏ специфические психологические отношения ‏со временем и ‏ пространством (как социальным, так и физическим); ‏ у него формируются ‏ представления об относительности, ‏ транзитивности, дискретности и ‏непрерывности величины и ‏ㅤт. п. 2.Полноценное математическое ‏ㅤразвитие обеспечивает лишь целенаправленная деятельность на занятии. В процессе обучения ‏ на занятиях реализуются основные программные требования, математические представления формируются ‏ в определенной системе. ‏ㅤ3. Повседневная жизнь, ‏ окружающая реальная действительность, которую ребенок познает ‏ в процессе своей ‏ разнообразной деятельности в ‏ общении с взрослыми ‏и под их ‏ обучающим воздействием является ‏ㅤ источником элементарных математических представлений. 4. Под математическим развитием детей дошкольного ‏ возраста понимают не ‏ㅤтолько сумму знаний в области числа и счета, пространственно – временной ориентировке, представлений о геометрических формах и величинах, но и математические способности, которые помогают ребенку успешно овладевать математическими категориями. ‏ㅤ 5.В процессе развития ‏ и обучения у детей формируются различные виды мышления. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит развитие познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как фундамента будущей учебной мотивации. У детей активно ‏ развиваются все мыслительные ‏операции. Таким образом, мышление ‏ возникает и развивается совместно с практической деятельностью человека на основе чувственного познания. ‏ Мышление заключается в отражении с помощью ‏ абстракций сущности предметов ‏ㅤ и процессов, происходящих ‏ в объективном мире. ‏ㅤ Оно является одним из весомых компонентов сознания человека, ее ‏ㅤ абстрактно-рациональной, интеллектуальной способностью, которая тесно связана с эмпирическими наблюдениями. ‏ㅤ 6. Прогулка это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью, которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.В планирование и организации образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» под редакцией А.Г. Гогоберидзе отмечается, что «в образовательном процессе с детьми в условиях прогулки заложены большие потенциальные возможности для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка-дошкольника. Прогулка предоставляет уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяет его потребности в самостоятельных действиях при знакомстве с окружающим миром, активных движениях, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природными материалами и с игрушками».Следовательно, в ФГОС дошкольного образования и общеобразовательных программах дошкольного образования уделяется большое значение образовательной деятельности в ходе организации прогулок, а также отмечается влияние прогулки на всестороннее развитие дошкольников. «Прогулка является обязательной структурной единицей режима дня в детском саду». Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, организации и содержанию режима работы в дошкольных организациях устанавливается продолжительность прогулки в течение дня (не менее 3-4 часов). Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой, но время может варьироваться в зависимости от погодных условий. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки [22, с.52].Рассмотрим классификацию прогулок (Н.М. Палей, Г.Ш. Минсадыкова, В.И. Турченко), структурные компоненты, виды прогулок: по месту проведения – на участке детского сада или за его пределами; по времени проведения – утренние, дневные, вечерние; по возрасту детей – прогулки с детьми раннего возраста, с младшими дошкольниками, со старшими дошкольниками; тематические прогулки («Спасатели», «Путешествия» и др.) и целевые прогулки (для экологического воспитания дошкольников).Структурные компоненты прогулки - это подвижные игры, наблюдения за природой, трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры, индивидуальная работа. При организации прогулок можно использовать различные формы и методы работы. В ходе режимных моментов (в том числе и прогулок) предлагаются к использованию следующие формы работы: сюжетная игра, развивающая игра, проектная деятельность, создание коллекций, исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование, проблемные ситуации, наблюдение, беседы, рассказы, интегративная деятельность.При работе в дошкольных группах предлагается использовать виды прогулок:- Прогулка-наблюдение за сезонными изменениями в природе; особенностями растительного мира; жизнью домашних и диких животных; трудом и отдыхом людей.- Прогулка-задание, имеющая цель поздравить товарищей или взрослых с праздником; пригласить гостей на классное или дошкольное мероприятие; известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или мероприятии; оказать шефскую помощь.- Прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи. Например, предлагается определить: расстояние; величину предмета; высоту предмета; его цвет; крутизну склона; направление и скорость ветра.- Прогулка-поиск. Во время этой прогулки дошкольники получают задание отыскать: лекарственные травы; сеянцы; семена деревьев; природный материал для гербария, коллекции и т.д.- Прогулка-поход на: скорость; выносливость; дисциплину; внимание; ориентирование на местности.- Прогулка-фантазия должна представить возможность: сделать зарисовку; изготовить поделку из природного материала; сплести венок, корзину; составить букет из листьев, цветов, веток; придумать сказку, стихотворение, рассказ.- Прогулка-показ, ставит перед воспитателем самые разнообразные задачи. Познакомить и показать: местные достопримечательности; различные предметы и объекты; редкие цветы, деревья, кустарники; разнообразные свойства, признаки предмета.- Прогулка-практикум, предусматривает закрепление знаний и умений дошкольников: по правилам дорожного движения; по технике безопасности; по трудовым навыкам; по ориентированию; по культуре поведения.- Комбинированная прогулка проводится в сочетании с: играми, спортивными занятиями, трудом, экскурсионной работой.- Интерес представляет и такой  вид прогулки как динамическая прогулка.  - Динамические прогулки. Виды динамических прогулок:Прогулка-походПрогулка на основе подвижных игрПрогулка-экскурсияПрогулка-аттракционСюжетно-игровая прогулкаСтруктура прогулки-похода: (ежедневно по утрам в течение 1,5 часов)1.Подготовка к прогулке и сбор у здания ДОУ – 15-20 минут.2.Движение до основного места прогулки.3.Подвижные и спортивные игры.4.Самостоятельная деятельность детей5.ВозвращениеОтметим, что организация прогулок как одного из видов образовательной деятельности в ДОУ, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна быть построена с учетом принципа комплексно-тематического планирования и принципа интеграции. «Принцип интеграции - это инновационный принцип для дошкольного образования, предполагающий построение образовательной деятельности на основе объединения, синтеза отдельных образовательных областей в единый, целостный процесс». Данные принципы тесно взаимосвязаны друг с другом и дополняют друг друга.Прогулки служат хорошим средством для обогащения логико-математического опыта через использование развивающих, математических игр, упражнений у детей старшего дошкольного возраста.Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, программные образовательные задачи решаются и при проведении режимных моментов. Все, что нас окружает в природе, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве и найти сходство с геометрическими формами и фигурами и т.п. Логико-математические игры целесообразно применять на прогулке, так как прогулка является одним из важнейших режимных моментов и имеет большое значение для развития детей, она создает условия для развития мыслительных операций во время прогулки у детей старшего дошкольного возраста, тем самым обогащая их логико-математический опыт. Так, например, в процессе наблюдения за осенними листьями можно организовать игру «Разложи листочки по возрастанию», в которой дети сравнивают листья по величине и располагают их в определенной последовательности. Основную часть прогулки дети проводят в движении. В двигательной деятельности дети активно воспринимают новые предметы, их свойства. Поэтому индивидуальную работу по развитию основных движений на прогулке, нужно наполнять математическим содержанием с целью обогащения математического опыта. Например, прыгать на правой ноге вдоль названного количества предметов, или столько раз, сколько пальцев на руке. Используя на прогулках логико-математические игры, можно сделать вывод, что данные игры являются эффективным средством для обогащения логико-математического опыта. При системном обогащении логико-математического опыта детей дошкольного возраста на прогулках, можно смело утверждать, что:- дети получают опыт с приемами сравнения, анализа, синтеза, классификации.- все дети без исключения испытывают устойчивый интерес к математике, возрастает степень их активности в самостоятельной деятельности;- дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но она очень необходима (ребенок должен уметь объяснять свою позицию, выразить свое мнение и не стесняться этого); - заметно развиваются мыслительные процессы;- дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания;- повышается эффективность педагогического процесса, оказывая огромное влияние на интеллектуальное развитие ребенка. Таким образом, организуя прогулки с целью обогащения логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста, воспитатель должен опираться на содержание образовательной области «Познавательное развитие», так как в качестве содержания работы в рамках данной области при организации прогулок выделяется следующее: «развитие продуктивной (конструктивной) и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира».Педагогические условия, способствующие обогащению логико-математического опыта детей старшего дошкольного возрастаПедагогические условияэто результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. Раскроем три основных условия логико-математического развития старших дошкольников с целью обогащения их опыта в данном направлении:1. Средства (дидактические пособия, игры, занимательный материал и др.)2. Профессиональная компетентность воспитателей;3. Развивающая среда. 1. Средства (дидактические пособия, игры, занимательный материал и др.) – первое педагогическое условие для обогащения логико-математического опыта дошкольников.Основной вид деятельности дошкольников – игра. Применение логико-математических игр, упражнений происходит с использованием наглядности, так как мышление старших дошкольников в основном конкретное, образное. В качестве наглядности на прогулке применяются: 1.Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения и т.д., которые специально подбираются для занятия в ходе прогулок, экскурсий.2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические объемные фигуры.3. Дидактические игрушки: куклы, посуда, игрушки, изображения животных, птиц и т. д.4. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы, карты.Логико-математические игры, упражнения, занимательные задачи являются ценным средством развития логико-математической сферы детей старшего дошкольного возраста, активизируют психические процессы, умственную активность детей. Уникальным дидактическим материалом для развития и обогащения логико-математической сферы являются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. 2. Профессиональная компетентность воспитателей ‏ – это ‏второе педагогическое условие ‏по обогащению логико-математического ‏ опыта старших дошкольников. ‏ Чтобы правильно применять ‏занимательный материал, необходим ‏ профессионализм педагогов .К основным составляющим ‏ профессиональной компетентности относятся: ‏ - интеллектуально-педагогическая компетентность ‏ – умение применять ‏ знания, опыт в ‏ профессиональной деятельности для ‏ эффективного обучения и ‏ воспитания, способность педагога ‏ к инновационной деятельности; ‏ - коммуникативная компетентность ‏ – значимое профессиональное ‏ качество, включающее речевые ‏ навыки, навыки взаимодействия ‏ с окружающими людьми, ‏ экстраверсию, ‏ эмпатию;- информационная компетентность ‏ – объем информации ‏ педагога о себе, ‏ воспитанниках, родителях, коллегах; ‏ - рефлексивная компетентность ‏ – умение педагога ‏ управлять своим поведением, ‏ контролировать свои эмоции, ‏ способность к рефлексии, ‏ стрессоустойчивость.3. Третьим педагогическим ‏ условием ‏ является развивающая среда. Рассмотрим ‏ требования к развивающей ‏ предметно-пространственной ‏ среде ДОУ (ФГОС ‏ ДО). Развивающая предметно-пространственная среда ‏ участка должна ‏ обеспечивать возможность общения ‏ и совместной деятельности ‏ детей и взрослых ‏ (в том числе ‏ детей разного возраста), ‏ во всей группе ‏ и в малых ‏ группах, двигательной активности ‏ детей, а также ‏ возможности для уединения. ‏ Развивающая предметно-пространственная среда ‏должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, ‏ полифункциональной, вариативной, доступной ‏ и безопасной. ‏ Таким образом, создавая ‏ предметно-развивающую среду на ‏ детском участке с ‏ целью обогащения логико-математического ‏ опыта детей в ‏ детском саду, необходимо ‏ учитывать психологические основы‏ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн ‏ и эргономику современной ‏ среды дошкольного учреждения ‏ и психологические особенности ‏ возрастной группы, на ‏ которую нацелена данная ‏ среда. Целенаправленно организованная ‏ предметно-пространственная среда предполагает‏ комфортную обстановку, рационально ‏ организованную в пространстве ‏ и во времени, ‏ насыщенную разнообразными предметами ‏ и игровым материалом. ‏ Накопление логико-математического опыта ‏ необходимо организовать таким ‏ образом, чтобы ребенок ‏ играл, развивался и ‏ обучался одновременно. При ‏ проектировании ППРС, связанной ‏ с ‏логико- математическим развитием ‏ дошкольников, необходимо уделять ‏внимание таким компонентам ‏ как пространство, время, ‏ предметное окружение. Правильно ‏ организованная предметно-пространственная развивающая ‏ среда формирует у ‏ детей потребности занимать ‏ свое свободное время ‏ не только интересными, ‏ но и требующими ‏ умственного напряжения, интеллектуального ‏ усилия играми. С ‏ целью логико-математического развития ‏ детей дошкольного возраста ‏ целесообразно размещать на ‏ детской площадке: игры, ‏ предметы и игровые ‏ материалы, с которыми ‏ ребенок действует преимущественно‏ самостоятельно или в ‏ совместной со взрослым и ‏ сверстниками деятельности (геометрический ‏ конструктор, пазлы); учебно-методические пособия, ‏ модели, используемые взрослым ‏ в процессе обучения ‏ детей (числовая лесенка, ‏ модель числового ряда, ‏ обучающие книги); оборудование ‏ для осуществления детьми ‏ разнообразных деятельностей (материалы ‏ для экспериментирования, календари, ‏ часы, измерительные приборы). ‏ Влияние предметно-пространственной развивающей ‏ среды на логико-математическое ‏ развитие детей достаточно ‏ велико. При этом ‏ одной из основных ‏ задач видится моделирование ‏ математической зоны на площадке детского сада ‏ в соответствии с ‏ содержанием математического развития ‏ детей и обогащение ‏ среды такими элементами, ‏ которые бы обогащали ‏ логико-математический опыт детей ‏ старшего дошкольного возраста. ‏ В данном исследовании ‏мы предполагаем, что ‏ соблюдение вышеперечисленных педагогических ‏ условий будет способствовать ‏ успешному обогащению логико-математического ‏ опыта детей старшего ‏ дошкольного возраста. ‏ Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с детьми старшего дошкольного возраста. Выбор данной возрастной категории обусловлен тем, что именно в старшем дошкольном возрасте развиваются первые навыки логико-математического мышления, появляется активный эмоциональный отклик, рождается отзывчивость по отношению к окружающему миру.Исследование проводилось в старшей группе из 20 человек. Одна из них была экспериментальная детьми этой группы проводились специально разработанные занятия, с использованием игр и упражнений во время прогулки, направленные на развитие и обогащение логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста), другая – контрольная (не проводилась специально разработанная система занятий). В каждой группе для диагностики было отобрано по 10 детей.Опытно-экспериментальная работа по обогащению логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.На первом этапе был определен уровень логико-математического развития у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп.На втором этапе были проведены специально разработанные занятия с использованием игр и упражнений, направленных развития и обогащение логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста.На третьем этапе мы проверяли результативность работы по развитию и обогащению логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста. Для этого была проведена повторная диагностика в обеих группах.Целью констатирующего этапа стала диагностика первоначального уровня логико-математического развития у детей старшего дошкольного возраста.Для достижения поставленной цели были использованы методики, которые позволяют охарактеризовать каждого ребенка и обследуемую группу. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально. В зависимости от темпов индивидуальной работы дошкольника, методики были проведены в несколько приемов.Методика 1. «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн)Цель: определить способность к логико-математическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий (времени) и строить последовательные умозаключения, определить уровень развития связанной речи.Методика 2. «Нелепицы» (Р.С. Немов) Цель: определить уровень сформированности такой операции логико-математического мышления как анализ. Определить умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.Методика 3. «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов) Цель: определить уровень сформированности такой операции логико-математического мышления как обобщения.Методика 4. «Времена года» (Р.С. Немов) Цель: определить уровень сформированности такой операции логико-математичекого мышления как синтеза.Методика 5. «Раздели на группы» (Р.С. Немов) Цель: определить уровень сформированности такой операции логико-математического мышления как классификации.После выполнения ребенком каждой методики была проведена обработка результатов и выявлен уровень сформированности соответствующего уровня. На основании обработки данных по всем методикам получили интегральную оценку уровня сформированности уровня логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста.Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа, показали, что у детей контрольной и экспериментальной групп наблюдается практически одинаковый уровень сформированности логико-математического развития. Результаты представлены на СЛАЙДЕ.Таким образом, в результате обучения дети показали достаточный уровень сформированности мыслительных процессов и приемов логико-математического мышления, математических представлений, познавательных способностей и интеллектуальных возможностей, и в целом уровень обогащения логико-математического опыта. При этом большое внимание уделялось не только обогащению логико-математическому опыту, но и общему эмоциональному благополучию дошкольников, формированию у них учебной мотивации посредством заинтересованности в образовательной деятельности.После проведенной работы были составлены рекомендации педагогам и родителям по обогащению логико-математического опыта у детей старшего дошкольного возраста Таким образом, в результате экспериментальной работы дети показали достаточный уровень сформированности мыслительных процессов, приемов логико-математического мышления, математических представлений, познавательных способностей и интеллектуальных возможностей, что в целом повлияло положительно на обогащение логико-математического опыты дошкольников. При этом большое внимание уделялось не только обогащению логико-математического опыта, но и общему эмоциональному благополучию дошкольников, формированию у них учебной мотивации посредством заинтересованности в образовательной деятельности.Поставленные цели и задачи опытно-экспериментальной работы были решены, гипотеза подтвердилась.