Публикации Учебно-методическое пособие

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебно-методическое пособие
Автор: Елизарова Екатерина Евгеньевна

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского краягосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»Учебно-методическое пособие Этические беседы в четвертом классеКраснодар, 2021Этические беседы в 4 классе: учебно-методическое пособие,– г.Краснодар: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж», 2021г.Учебно-методическое пособие адресовано учителям начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования и студентам педагогического колледжа.В пособии представлены конспекты этических бесед, проводимых во внеурочной деятельности в четвертом классе, разработанные на основе авторской программы Селевко Г.К. "Начала этики" Москва 2009, студенткой педагогического колледжа в ходе прохождения педагогической практики. Автор учебно-методического пособия: Елизарова Екатерина Евгеньевнастудентка 3 курса группы Вкш Научный руководитель: Емельянова Ирина ВалентиновнаСОДЕРЖАНИЕ1. Пояснительная записка……………………………………….……........42.Рабочая программа…………………….…………………….…………..53.Тематический план…………………………………..…………………..64. Этические беседы ……………………………………….…….………..7Этика – наука о морали…………………………………..………………..7Зачем быть вежливым…………………………………………………… 12Добро и зло в сказках………………………………………………….… 15Волшебные слова и добрые поступки………………………………..….18Обязанности ученика в школе и дома………………………….….…….24Твои поступки……………………………………………………………..30Список литературы…………………………………………………..32ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основу программы вошли положения классного руководителя о гуманистической школе, цели которой – формирование гармонической, всесторонне развитой личности, дать каждому школьнику базовое образование и привить элементарные навыки культурного поведения, и на их основе предоставить условия развития для тех сторон личности, для которых имеются наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы…Цель программы – воспитание нравственной культуры личности, определяющейся степенью восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества и преломлением его в поведении, в основе которого лежит не совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе.Поставленная цель характеризуется в следующих задачах:
  • Влиять не на поведение ребенка (чтобы изменить его), а на «Я» - образ, который постепенно складывается в его сознании.
  • Воспитывать не равнодушное отношение: любовь в себе и к себе – только на любви (а не на чувстве долга) может сформироваться культура человека, способствовать выработке потребности вести себя культурно и иммунитета к плохому.
  • Создать доброжелательный микроклимат в классе: построить взаимоотношения учащихся, классного руководителя, родителей на основе сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Принципом постепенности нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива. В организации же нравственного образования учитывались такие возрастные качества, как: эмоциональная восприимчивость и отзывчивость; внушаемость и подражаемость; способность живо откликаться на слово учителя, активный интерес ко всему новому; к знаниям, стремление их использовать на практике. Обучающихся 12-13 лет отличает глубокая впечатлительность, которая откладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка, радостное мироощущение, стремление быть лучше, что рождает волевое усилие впреодолении трудностей.Основным критерием успеха воспитательной работы служит уровень воспитанности школьников, развитие их взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и формирование их отношений к выполнению своих обязанностей в школе и дома.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( 4 КЛАСС)Введение. Этика – наука о морали Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.Тема 1. Зачем быть вежливымПонятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение, «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.Тема 2. Сказка о вежливостиПонятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».Тема 3. Добро и зло в сказках Объяснить понятия «добро – хорошо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.Тема 4. Твои поступки и твои родители Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.Тема 5. Обязанности ученика в школе и дома Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.Тема 6. Чем богат человек Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.Тема 7. Учись общаться Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.Тема 8. Сказки в нашей жизни Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.Тематический план ( 4 класс )Должен знать: правила этикета и социального быта. Вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице.Раскрыть сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.Должен уметь: для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикетаЭТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫЭТИКА-НАУКА О МОРАЛИ Цель:
  • рассказать детям как правильно и тактично обращаться с просьбами, известиями о новостях, как приятных, так и неприятных.
  • повторить правила вежливости, работать над вежливым, тактичным тоном.
  • воспитывать уважение и доброе отношение к людям
  • научить детей пользоваться полученными на уроке знаниями.
  • Оборудование: учебники по азбуке нравственности, костюмы Буратино, Мальвины, вороны лисицы.Ход занятия1. Организационный момент.- У нас в гостях герои сказок и басен. Они нам помогут познакомиться с новыми нравственными понятиями.2. Определение темы и цели урока.Мы начинаем изучать раздел « Школьный этикет»Сегодняшний урок мы посвящаем обращению. У нас в гостях Буратино. Он будет вместе с нами изучать правила этикета.3. Работа над темой урока.А) Что же такое этикет?Специальный словарь по этике так определяет, что такое этикет ( франц. ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения,  касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиною к нему. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы…) особенности одежды хорошо показывает , как мы понимаем обстановку (парадная форма или  школьная будничная)Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.Б) Давайте вспомним всем известные слова вежливости.Учитель: Мне хочется, ребята, прочитать вам стихотворение, которое написал поэт Александр Шибаев. В этих стихах, некоторые слова отсутствуют. Я думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором. Называется это стихотворение “ Дорогие слова”Дядя Саша огорчен,Рассказал он вот о чем… - Видел НастюЯ на улице сейчасНастя - славная девчонка,Настя ходит в первый класс.Но…давно уже от НастиЯ не слышу слова (“здрасте”)И слово-то такое -Очень дорогое!Встретил Витю я соседа…Встреча грустная была:На меня, он как торпеда,Налетел из-за угла!Но - представьте! - зря от ВитиЖдал я слова…(“извините”)А слово - то какое!Очень дорогое!Он про внучку говорил!- Экая  досада -Я портфель ей подарил,Вижу - очень рада.Но - нельзя ж молчать, как рыба,Ну сказала бы …(“спасибо”).А слово-то какое -Очень дорогое.- Молодцы, ребята. Все отгадали. Никогда не забывайте про эти слова. А для того, чтобы вы лучше запомнили самые необходимые, дорогие слова, мы с вами в заключение проведем игру.Игра «Вежливые слова» Учитель держит в руках два картонных кружка. Один окрашен с одной стороны в голубой цвет, а с другой стороны - в оранжевый; второй кружок с одной и с другой стороны - белый.- Показываю их ребятам и говорю:- Когда я покажу  голубой  кружок, вы все кричите “Спасибо!”, когда оранжевый “Пожалуйста!”, а когда белый - “Извините”.(Дети играют)- Вот ответьте, пожалуйста, на вопрос: что нужно уметь, чтобы быть хорошим школьником?Дети: Читать, писать, считать. На коньках бегать…Учитель: Многое вы перечислили правильно, но забыли очень важное: нужно уметь себя  вести.Как надо себя вести?Учитель: Уметь себя вести - значит быть таким, чтобы любому было смотреть на тебя приятно, играть с тобой весело и дружить - интересно. Человек , умеющий себя вести, называется вежливым. Древнее слово вежа, значит знаток, знающий, как себя вести с людьми. Вот давайте подумаем, как мы должны поступать в самом начале, когда встречаемся друг с другом.Дети: Нужно поздороваться.Учитель: Правильно ребята.- А бывает по-другому. Послушайте стихотворение (А. Барто) (стихотворение рассказывает ученик)Друзья, вот вам на всякий случайСтихи о школьнике одном:Его зовут,…а в прочем, лучшеМы здесь его не назовем.Ему бывает часто леньСказать при встрече: “Добрый день!”Казалось бы, простое слово,А он стесняется, молчит.И в лучшем случае “Здорово!”Он  вместо “ Здравствуй” говорит.А вместо слова “До свидания”Не говорит он ничего.Иль заявляет на прощанье:“Ну, я пошел. Пока! Всего!”          Учитель: - Как вы могли бы охарактеризовать школьника?Дети: Он не вежливый.Учитель: Что можно ему посоветовать?Дети: - Не лениться, здороваться. Научиться правильно здороваться и прощаться.- Надо говорить приветливо “Здравствуйте” или “Здравствуй”.- А прощаясь говорить “До свидания!”Учитель: - Ребята, к нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Они хотят поговорить с нами о вежливости. Постараемся встретить Мальвину и Буратино, как полагается воспитанным людям.  (Инсценировка).Входят Мальвина и Буратино, между ними завязывается диалог.Мальвина: (приветливо). Здравствуйте, дети!Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу) Здравствуйте!Мальвина: Что ты такой невеселый, Буратино?Буратино: Невеселый  и все. А тебе что от меня надо?Мальвина: (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть тебе надо помочь?Буратино: А что я тебе такого сказал?Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что не приятно даже слушать и отвечать.Буратино: Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.Буратино: Подумаешь - тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот , например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, понятно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?Мальвина: (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна “шутка” Буратино?Дети: Пьеро и так было неудобно, что он оказался таким неловким, а Буратино шуткой подчеркнул неловкость Пьеро.- Не надо было замечать, что Пьеро упал, если он не ушибся. А если ему больно, надо помочь, а не шутить.- Нельзя ехидничать, когда бывает неприятность, а Пьеро было неприятно, когда он упал.Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: “ Слово лечит, слово и ранит”.Учитель: - При помощи слов мы обращаемся к кому-то.В нашей сценке кто к кому обращался?(Мальвина к Буратино)- Для того чтобы закрепить понятие «обращение» поиграем в игру. «Будь внимателен» На доске предложения.- Мама, а мы опоздаем?- Людмила Ивановна, какой у нас следующий урок?- Бабушка, испеки, пожалуйста, пирожков.- Марина, ты уже сделала уроки?- Доктор, а это лекарство горькое?Прочитайте предложения. Скажите , что в них общего?(Сначала кого-то называют, а потом что-то сообщают или просят)Какой тон должен соблюдаться при обращении?(Обращение должно быть тактичным, ласковым, вежливым.)- Давайте представим с вами ситуацию, когда вам надо к кому-то обратиться, о чем то спросить, например на улице, в магазине, транспорте)Какие используете слова? С чего начнете?Разные народы обращаются по–разному: французы- мадам, армяне - друг, россияне - гражданин, гражданка, - но это звучит резко.Тактичнее вместо обращения использовать слова: «Будьте добры», «Скажите пожалуйста», « Простите, пожалуйста. Не могли бы вы мне сказать.Что вы заметили в этих обращениях? (К незнакомым людям, старшим вас используем обращение Вы)А обращение к родным какими словами сопровождаем.? (тренинг) (бабулечка, дорогая, мамочка, любимая..)- За обращением должен следовать ответ.- Вспомним басню «Ворона и лисица» И. Крылова.(Учащиеся разыгрывают басню.)Вопросы:Чего захотела Лисица, когда она увидела ворону с сыром?Как Лисица решила получить сыр?Добилась ли Лиса своей цели?Лиса была вежливой или льстивой?Зачем она льстила Вороне?Каким надо быть в жизни: вежливым или льстивым?4. Работа с текстом « Волшебное слово»1. Чтение.2. - Охарактеризуйте Павлика в начале текста.- Почему все отказывали ему в его просьбах?- Как он себя вел, разговаривал?- О чем просил Павлик своих родственников?.- Покажите голосом, как  он это делал?- Что произошло с мальчиком в конце текста?- Почему к нему стали относиться по-другому?- Чему научила  вас этот текст?(Если обращаешься к кому-то с просьбой, надо использовать волшебное слово, и говорить соответствующим тоном).5. Итог урока. Итак, что нового узнали на уроке? Что понравилось?ЗАЧЕМ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМЦель: Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищамиПодготовка
  • Чтение детям произведений В. Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче?», «До первого дождя», «Почему», «Плохо»; С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».
  • Слушание грамзаписи «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского.
  • Заучивание пословиц о дружбе, честности.
  • Инсценировки «В автобусе», «День рождения Вини Пуха» и другие
  • Методические приемы:Стук в дверь (входит Незнайка).
  • «Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?
  • Воспитатель: «Идет занятие, урок вежливости
  • Ребята, а можно ли о Незнайке сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сказать? Выйди и зайди снова».
  • Незнайка снова входит, здоровается, просит разрешения войти. Предлагаю Незнайке сесть и послушать ребят, поучиться вежливости.Оценка.В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут на завтрак. Куклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.Спрашиваю у детей: «Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя вежливо, культурно? Ребята, а как вы ведете себя со взрослыми? Какие волшебные слова знаете? Почему слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? В каком произведении говорится о вежливых людях? («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться? А теперь назовите правила вежливости:
  • «Будьте вежливы и приветливы со всеми взрослыми»
  • «Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор»
  • «На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко»
  • «Подай стул или уступи место вошедшему человеку»
  • Давайте послушаем песню «Настоящий друг» и отдохнем. - Дети, а какой рассказ В. Осеевой учит нас быть честными и правдивыми? Рассказ «Почему?», «Какой поступок совершил мальчик?», «Почему мама по доброму отнеслась к сыну?», «А кто такой честный человек?», «На что похожи слова «честный», «честь»? «А легко ли быть честным?»Честный человек тот, кто правдив и смел. Вспомним пословицы о честности:- «Правда в воде не горит и в огне не тонет» - «В ком правды нет, в том и добра мало» и др. Показываю книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». О ком эта книга? Как Маяковский пишет о плохих?Если сын чернее ночиГрязь лежит на рожицеЯсно, это очень плохо для ребячьей кожицыА какими словами поэт назвал аккуратного?Если мальчик любит мылоИ зубной порошокЭтот мальчик очень милый, поступает хорошо. - Ребята, а как вы себя ведете дома? Как вы относитесь к бабушкам, братикам, родителям? Составьте небольшой рассказ на тему.Игры.Сказать, что если через косынку видите, то обязательно признайтесь. В конце отметить, кто из детей честно признался, а кто нет. Этическая беседа «Учимся вежливости»Цель: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их; активизировать в речь детей соответствующие слова и обороты;Ход: воспитатель спрашивает: в какой возрастной группе воспитываются дети, какие еще группы есть в детском саду?
  • Старшие дошкольник-пример для малышей, - говорит воспитатель, - вот почему наш младший и давний друг Мишка - Ушастик пришел учиться у вас, детей старшей группы, вежливости. Чему пришел учиться Медвежонок?
  • Представьте себе, что я послала кого-то из вас к воспитателю младшей группы с поручением: «Сходи и попроси у Марии Ивановны цветные мелки». И вот он входит в комнату. Дети завтракают, воспитатель смотрит, аккуратно ли малыши едят, правильно ли держат ложку. Представили?
  • А сейчас попробуем представить, что наша группа младшая, а Дима пришел к нам с поручением.
  • Здравствуйте, - говорит мальчик и замолкает.
  • А как в этом случае будешь вести себя ты, Настя? А ты, Юра? – спрашивает воспитатель. – Видите, как просто все оказалось! Каждый из вас по-разному вел себя «у малышей». И, пожалуй, правильнее держался Юра.
  • А поступить следовало так. Вы вошли в группу. Кого вначале надо поприветствовать? Воспитателя и няню: «Добрый день Мария Викторовна!» Затем надо приветствовать детей: «Доброе утро, малыши! Приятного аппетита» Только после этого можно обратиться с просьбой к воспитателю: «Мария Ивановна! Одолжите нам, пожалуйста, цветные мелки» В заключении надо сказать: «Спасибо и до свидания».
  • Всем ли понятно? – спрашивает воспитатель – Передает Ушастика кому-либо из детей и просит показать, как надо себя вести, придя с поручением к воспитателю другой группы. Затем снова обращается к детям
  • Теперь предположим, что я вас послала к соседям не днем, а вечером. И не к малышам, а в подготовительную к школе группу (упражнение повторяется дважды)
  • Спросите у Ушастика, все ли он понял, не перепутал ли что-нибудь?
  • А сейчас представьте себе, что я не ваш воспитатель, а гость. Вот я вхожу в комнату и говорю: «Добрый день, дети! Это старшая группа? Я бы хотела видеть вашего воспитателя».
  • Воспитатель выслушивает ответы детей. Хвалит ребенка, предложившему гостю стул. Объясняет, что в том случае тот, кто окажется близко к гостье должен уступить ей свой стул или подать другой, стоящий рядом. При этом надо сказать: «Присядьте, пожалуйста. Наша Мария Иванована вышла ненадолго и сейчас вернётся» Просит повторить образец.
  • Видите как доволен, и подпрыгивает Ушастик! Это правило он уже усвоил. Проверим еще раз, как поняли его вы, - предлагает воспитатель. Сценка «с приходом гостей» повторяется 2-3 раза.
  • Есть и еще одно правило, - продолжает воспитатель, - не перебивать разговаривающих детей. В таких случаях надо подождать удобного момента и изложить свою просьбу. Как это лучше сделать? Что надо сказать?
  • Сейчас я обращусь с просьбой к Вале и попрошу, чтобы она прочитала свое любимое стихотворение, а Оля подойдет и пожалуется на соседа, который мешает её слушать. Воспитатель подходит к Вале и слушает, как та читает стихотворение. Оля – она подготовлена заранее, - вы, выждав, когда воспитатель, заметив её, обращается к воспитателю и к Вале: «Простите, пожалуйста», глядя, только на воспитателя говорит: «Мария Ивановна, Витя мешает мне слушать»
  • А ты просила его не мешать тебе?
  • Нет
  • Напрасно. Вы уже старшие дети сумеете, я уверена, разобраться с Витей самостоятельно.
  • Далее воспитатель еще раз напоминает, что сначала надо извиниться, адресуясь к обоим разговаривающим, а потом уже обращаться с просьбой к тому, кому она предназначена.Упражнения повторяется. К его выполнению воспитатель привлекает детей, часто нарушающих данное правило.Затем воспитатель предлагает детям назвать все правила, которые они узнали на занятии.Заканчивая занятие, воспитатель говорит: «У меня к вам, ребята, большая просьба. Расскажите о правилах поведения, которые вы сегодня узнали, взрослым, друзьям, младшим сестренкам и братишкам. А, главное, не забывайте этих правил сами».ДОБРО И ЗЛОВ СКАЗКАХЦель: Формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное.Задачи:1. Продолжать формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь. 2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.3.Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.3. Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.Ход занятия.Учитель:Добро и зло творить всегдаВо власти всех людей.Но зло творится без труда,Добро творить трудней.- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии- Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. II. Основная часть- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают)- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Посмотрим на значение этого слова с другой стороны – стороны верующих людей. Заглянем в Детскую Библию. Притча –это рассказ с нравоучением .А теперь прослушайте притчу Притча о Добре и ЗлеКогда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?»Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».- Ребята ,а какого волка вы кормите и чем ?Расскажите о добром поступке ,который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце ,или видели ,или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок»– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи из библии Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.Сейчас мы поиграем с вами в игру.Игра «Сказка».Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.) - А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей) Игра “Коврик мира” Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. “Коврик мира” побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа 90 х 150 см.- Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? (Ответы детей)- С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? (Ответы детей)- Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (Ответы детей)- Сегодня я принесла для нас вот такую вещь. Это наш с вами “коврик мира”. Давайте договоримся, если возникнет спор, “противники” могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Педагог кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую игрушку.) Представьте себе, что Маша и Лера хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на “коврик мира”, а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию? (Ответы детей)Обсуждение вопроса Почему произошёл данный конфликт. Как его разрешить? Послушайте стихотворение и скажите, как нужно себя вести, если все-таки возник конфликт. Не навреди! Подумай! Не шуми!Всех уважай! Добрее посмотри!Не спорь, коль не уверен! Отойди!А, если с кем и вышло что не очень,То первым подойди сам, между прочим.Скажи: - Давай забудем все разборки.«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.Ты – Человек! Ты – умный, добрый, знаю,Тебе я, милый, очень доверяю!Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.И эта ссора надо нам? Едва ли!» - Как нужно себя вести, если все таки возник конфликт? Какими словами заканчивается стихотворение? Ситуация. - Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).- Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.- Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».- Почему мы дольше помним обиды?- Нравиться ли нам, когда нас обижают?- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?- Как быть добрее?Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.Физкульминутка. А сейчас мы с вами, дети,полетим на другую планету.Итак, мы приземлились с вами на планету Добро.- Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей)Самостоятельная работаЗвучит песня "Дорогою добра ”На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация. - Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно). III. Заключение - Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? - А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте. Вся в голубой и звёздной красоте Земля добра: она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту.ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА И ДОБРЫЕ ПОСТУПКИЦель: Воспитание культурно развитой личности, соблюдающей нормы и правила этики.Форма проведения: игра-соревнование.Ведущий. Ребята, сегодня мы поговорим о "волшебных" словах и о добрых поступках. Любого человека в жизни ценят за его душевные качества. Чтобы стать настоящим человеком, надо быть добрым, смелым, отзывчивым, вежливым. А этому тоже надо учиться. Поэтому мы должны как можно чаще пользоваться "волшебными" словами, от которых на душе у любого человека становится теплее, радостнее, светлее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помогает рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть добрыми, надо, чтобы и поступки были разумными, такими, чтобы нам никогда не приходилось за них краснеть и стыдиться. Надо стараться всегда и во всём быть полезным людям.Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй. Тут хитрости вовсе Не нужно особой.Понять и исполнитьЖеланье другого-Одно удовольствие,Честное слово!Хоть мамаЕщё не вернулась с работы,Нетрудно узнатьЕё думы, заботы.«Вернусь,-Хорошо бы пошить, почитать...Да надо с уборкой возиться опять».И ты совершаешь весёлое чудо-Пол засверкал, Засияла посуда!И ахнула мама, Вернувшись, домой:- Да это, как в сказке,Волшебник ты мой!Ведущий. Сегодня мы проводим игру-соревнование между учениками первых классов. Приглашаем участников команд, занять свои места за столом.1. Конкурс: «Назови свою команду».Ребята, сейчас вы должны из предложенных названий выбрать такое название для своей команды, которое будет соответствовать теме нашего праздника. Варианты названия команды написаны на листочке: надежные помощники, добрые ребята, знатоки вежливости, верные друзья, заботливые товарищи. Также вы должны выбрать капитана, который будет озвучивать мнение своей команды. Кто быстрее справится с заданием, тот заработает больше очков.Раздаются листочки. Выставление баллов.2. Представление команд.3. Конкурс капитанов.Приглашаются капитаны команд. Капитаны, сейчас вы по очереди должны будете называть "вежливые " слова, не повторяя их. Кто последний назовет вежливое слово, тот и заработает больше очков.Давайте еще раз повторим известные нам «вежливые слова».Мультимедийная экранная заставка с перечнем вежливых слов. Выставление баллов.4. Конкурс: «Продолжи пословицу».На листочке записаны пословицы. Но дается только начало каждой из них. Вы должны вспомнить продолжение каждой пословицы. Капитаны, получите задание.А) Жизнь дана на (добрые дела). Дружба в делах (помощница). Языком не торопись, торопись (делом).Б) Один за всех и все (за одного). Старый друг лучше (новых двух). Над чужой бедой (не смейся).В) Покорное слово гнев (укрощает). Сам погибай, а товарища (выручай). Нет друга - ищи, а нашёл - (береги).Ведущий. Пока команды готовятся, остальные участники праздника выполняют похожее задание и зарабатывают очки для своей команды. Отвечать можно только с моего разрешения. За подсказки будут снижаться очки.Друзья познаются (в беде).Судят не по словам, а (по делам).Маленькое дело лучше большого (безделья).Один за всех и (все за одного).Крепкую дружбу и топором (не разрубишь).Не имей сто рублей, а имей (сто друзей).Новых друзей наживай, а старых (не теряй).Как аукнется, так и (откликнется).Не рой яму другому, сам (в неё попадёшь).Ведущий. А теперь проверим, как команды справились с заданием. Командиры называют ответы. Выставление баллов. Подведение промежуточного результата.5. Конкурс: «Это интересно!»Ребята, сейчас вам будет предложено несколько слов, записанных на листочке. Вы должны будете выбрать один листок и пояснить значение слов, которые на нем записаны.А) Что обозначает фраза "Доброе утро"?Дети. Это значит, что мы желаем нашим близким, знакомым и незнакомым приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.Б) Что обозначает слово "Здравствуйте"?Дети. Это старое слово, которое связано со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово "Здравствуйте", желали другим быть здоровыми, крепкими и могучими как дуб. Теперь, когда мы говорим это слово, мы желаем человеку здравия или здоровья, быть сильным.В) Что обозначает слово "Пожалуйста"?Дети. "Пожалуйста" мы произносим в ответ на "спасибо" и тогда, когда просим о чём-либо. Вежливый человек произносит это слово много раз в день. Выставление баллов.6. Конкурс: «Правила поведения в столовой».Конкурс проводится в виде теста. Вы должны внимательно прочитать вопросы и из предложенных вариантов выбрать правильные ответы на данные вопросы. Капитаны, получите задание.А) 1. За стол нужно садиться:а) в шапке; б) в пальто, варежках; в) сняв верхнюю одежду и вымыв руки.2. Косточки из компота и фруктов:а) плюют на стол; б) аккуратно выплёвывают на ложечку и кладут на блюдце;в) выплёвывают в руку и прячут в карман.Б) 1. Во время еды:а) можно разговаривать с набитым ртом;б) сначала нужно проглотить пищу, а потом что-то сказать;в) важно откусывать пищу большими кусками.2. После еды губы и руки вытирай:а) салфеткой;б) о свою одежду; в) о скатерть.В) 1. За столом некрасиво:а) сидеть, согнувшись;б) класть локти на стол;в) сидеть на согнутых ногах.2. Когда пьёшь чай:а) ложку оставляй в стакане;б) всё время размешивай чай ложкой;в) размешав сахар, положи ложку на блюдце.Ведущий. Пока команды готовятся, остальные участники праздника играют в игру: «Доскажи словечко».
  • Растает даже ледяная глыбаОт слова тёплого (спасибо).
  • Зеленеет старый пень,Когда услышит (добрый день).
  • Если больше есть не в силах,Скажем маме мы (спасибо).
  • Мальчик, вежливый и развитый,Говорит, встречаясь, (здравствуйте).
  • Когда нас бранят за шалости,Говорим (прости, пожалуйста).
  • И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят (до свидания).
  • Прыгнул лисёнок на высокий пень:«Эй, звери, добрый (день)».
  • Если ты столкнулся с кем-то по пути,Не забудь сказать: пожалуйста (прости).
  • Если вежлив поросёнок: Хрю,Он, поев, шепнёт: (благодарю).
  • Ведущий. А теперь проверим, как команды справились с заданием. Командиры называют ответы. Выставление баллов. Подведение промежуточного результата.7. Конкурс: «Человеческие качества».Ребята, сейчас вам будет предложено несколько качеств человека, записанных на листочке. Вы должны будет выбрать такие человеческие качества, которые вы хотели бы видеть у себя или своих товарищей. Капитаны, получите задание. Раздаются листочки со словами.Смелость.Резкость.Грубость.Честность.Преданность.Невежество.Доброжелательность.Отзывчивость.Уважение.Насмешливость.Трусость.Взаимопомощь.Хамоватость.Забота о ближнем человеке.Зависть.Драчливость.Воспитанность.Душевность.Жестокость.Лживость.Ведущий. Пока команды готовятся, остальные участники праздника должны прослушать выбранную ситуацию и дать ей оценку.А)Таня конфетку в классе съедает,Фантик куда, догадайтесь, бросает?В этом вопросе, ребята, туман:В урну, под парту, иль, может, в карман.Дети. Любой мусор надо выбрасывать в урну или в мусорный бак.Б)Мы играли в салки, в прятки,Было всё у нас в порядке.Тут наш Коля прилетел,Первым быть везде хотел.Всех давай толкать, ругать,Стало скучно нам играть.Дети. Если ребенок не умеет дружить, играть вместе с другими детьми, везде хочет быть первым, то с таким ребенком другие дети играть не хотят. Надо играть всем дружно, уметь договариваться друг с другом.В)Танцевали мы в спортзале, Но столкнулись и упали.- Слон ты,- мне сказала Люда.- Ты сама как два верблюда.Дети. Нельзя оскорблять, обзывать друг друга. Нужно уважать других людей, общаться вежливо, уметь прощать им те поступки, которые были сделаны по неосторожности. Нужно обращаться с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой. А мы все хотим, чтобы нас уважали и ценили.Ведущий. (Читает стихотворение С.Я. Маршака "Песенка о вежливости"):Ежели вы вежливыИ к совести не глухи,Вы место без протестаУступите старухе.Ежели вы вежливыВ душе, а не для виду,В троллейбус вы поможетеВзобраться инвалиду.И ежели вы вежливы,Вы, сидя на уроке,Не будете с товарищемТрещать, как две сороки.Ежели вы вежливы,Поможете вы маме,И помощь ей предложитеБез просьбы - то есть сами.Ежели вы вежливы,То в разговоре с тётей,И с дедушкой, и с бабушкойВы их не перебьёте.Ежели вы вежливы,На тех, кто послабее,Вы нападать не будете,Пред сильными робея.Ведущий. А теперь проверим, как команды справились с заданием. Командиры называют ответы. Мультимедийная экранная заставка с положительными качествами человека. Вот он какой - Настоящий человек!Ведущий. А сейчас мы исполним с вами песню «Если с другом вышел в путь»,сл. М. Танича, муз. В. Шаинского.Ведущий. А сейчас мы подведем итог нашего соревнования, назовем команду-победительницу, наградим грамотами.Ведущий.Вежливость для взрослых и для детей важна,Вежливость - чудесная, добрая страна.Вежливости с детства надо всем учиться,Вежливость, ребята, волшебства частица.Если будем вежливыКаждый день и час -Станет мир счастливееВ миллионы раз!ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНИКА В ШКОЛЕ И ДОМАЦель:- обобщить знания детей об основных правах ребёнка;- развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;-воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.Оборудование:Карточки-знаки по правам человека, выставка литературы по правовому воспитанию,на доске – кроссворд.Ход занятия.В каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).- Как понимать последние слова?- Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры.Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека:«Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка.Наш разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).3. Игра по кругу «Подари шар человечку».По тому же принципу, что и знаки дорожного движения, группа ребят сделала правовые знаки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека. Попробуем высказать своё мнение, что значит каждый знак. Будем делать это по кругу. А знаки спрятаны на спинках ваших стульев (уч-ся берут любой знак, прикрепляют, как шар, на доску и кратко обосновывают, какое право отражено в условных знаках)Почему знаки двух цветов? (Разрешающие и запрещающие)Давайте все вместе скажем хором, кто из вас отвечал на вопросы (каждый называет громко своё имя в общем хоре).-Какое право мы вспомнили?4. Разведение понятий «права» и «обязанности».Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на кого  –  то и обязательных для выполнения/.- Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего?- А какие обязанности у учеников?- А откуда вы это знаете? /Устав школы/Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника( учащиесяназывают, взрослый фиксирует на доске).5. Кроссворд.Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……П о р я д о ч н о с т ьс п Р а в е д л и в о с т ьР А з у м н о с т ьВ о с п и т а н н о с т ьО Б Я З А Н Н О С Т И6. Рефлексия.Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).Представители закона вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе.АНКЕТА1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________2. Что обязан делать ученик?_____________________________3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?4.Что такое права?5. Что такое обязанности?6.Зачем придумали права людей и обязанности?7. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТЗапись в тетради.2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира иненасилия в интересах детей планеты1 июня – Международный день защиты детей4 июня - Международный день детей – жертв агрессии20 ноября – Всемирный день прав ребёнка10 декабря – День прав человека12 декабря – День Конституции Российской Федерации8. Итог урока.- Что вы узнали нового?- О чем мы говорили?- Какие новые слова мы выучили?Цель урока:Расширить знания и представления детей об образовательном процессе, участниках образования, документах;Учить любить школу, развивать старательность в делах, трудолюбие, аккуратность, воспитывать внимательное отношение друг к другу.Ход урока1. Организационный момент. Тема. Цель.- Скажите, какой праздник отмечается 12 декабря? (День конституции).- А что такое конституция? (основной закон)Да, это закон, по которому живет наше государство. В нем записаны основные права и обязанности гражданина России.Вот и сегодня темой нашего урока является право на образование.И мы сегодня поговорим об этом праве, посмотрим какое место занимает в жизни человека образование, для чего оно человеку.2. Актуализация знаний.- Скажите, а когда начинается учебный год? (1 сентября)- И как же этот день мы все с вами называем? (Днем знаний)- А с какого возраста ребята идут в школу? (с 7 лет)3. Новая тема.- А вы знаете почему?Вот именно поэтому 7-летние дети идут в школу в 1 класс, чтобы получить знания о научных открытиях, разных странах, жизни и достижениях людей.Сначала, как и вы, ребята идут заниматься в начальную школу и учатся там с 1 по 4 класс, затем переходят в основную школу, в которой учатся с 5 по 9 класс. Видите, это как – бы две ступеньки. После окончания начальной школы ученик получает только оценки в дневник, и с ними переходит в среднее (основное) звено.А вот уже после окончания 9 класса, ребята сдают государственные экзамены и после получают первый в своей жизни документ об образовании – это аттестат.С ним можно продолжить обучение в средней школе или поступить в лицей и получить там профессию. Многие ученики продолжают образование в 10-11 классах и получают документ об окончании средней школы.- А куда могут пойти ребята после окончания школы?(пойти в институт, колледж, идти в армию или пойти работать).Право на образование имеют все дети: ведь начальное и основное образование в нашей стране – бесплатное. Это очень не просто для нашей страны.- Почему это не просто? (потому что надо построить новые школы, купить новую мебель, оборудование для кабинетов, а еще подготовить учителей по всем предметам).Учение не прекращалось даже во время войны, когда не хватало самого необходимого - тетрадей, книг, карандашей, ручек. Ребята писали на обрывках газет. Было очень тяжело.В нашей стране принят «Закон об образовании». В нем записано все о школе, и о праве на образование.- Что же означает право на образование для каждого ребенка?Вот какие возможности есть у тебя:Возможности школьника:записаться в любую школу (по выбору),учиться бесплатно,учиться на родном языке,приобрести хорошее образование,получить документ об образовании.В школе все ученики имеют разные права:Права школьника:право на образование,право на уважение достоинства,право на свободу мнения,право на информацию и др.В каждой школе есть Устав т.е. свод правил, по которым живут ученики, учителя и все работники школы. Он является главным документом школы, заверенный печатями и подписями директора и др.Иногда между учениками в классе возникают споры, а из – за них обиды и огорчения. Было бы очень замечательно, если бы в каждом классе был свой Устав.- Вот вам и домашние задание: составьте, разработайте устав нашего класса.- А что есть такого в каждой школе, чтобы училось ребятам легко и интересно? (библиотеки, кружки)Во всех школах есть библиотеки. Можно брать книги, читать сколько хочешь, только не забывать возвращать эти книги вовремя и пользоваться ими аккуратно.А еще вы сказали, что работают и кружки. Так вы получаете новые знания, учитесь общаться друг с другом.В памяти ребенка навсегда останутся книги которые он прочитал в детстве, стихи которые он выучил в детстве, эти знания останутся с вами на всю жизнь. Знания, ум, интересы – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Даже мама и папа не могут их подарить или предать по наследству. Их можно приобрести только собственным трудом.Познавать мир – самое интересное занятие на свете. При этом совершенно не важно какая у тебя профессия.- А кого уважают в жизни по вашему мнению? (того, кто хорошо делает свое дело).- Правильно. Хорошо чинит телевизоры, лечит больных, хорошо тренирует спортсменов, строит дома, шьет платье. Чем бы человек ни занимался в жизни – можно делать свое дело хорошо, талантливо, красиво, а можно плохо и бездарно.Ваш труд – это учеба. Учиться из – под «палки» т.е. лениво, неохотно, а значит трудно. Чтобы одолеть лень не хватает силы воли, как герою этого стихотворения.(декламация стихотворения учеником)Я шел к столу, чтоб сесть за столИ выполнить уроки,Но… два метра не дошел,Как повернули ноги.Опять иду, чтоб сесть за стол,И вновь свернули ноги.Когда б я до стола дошел,То сделал бы уроки.4.Физминутка.Бывают в школьной жизни и смешные моменты, как в наших частушках.У Дениса нет терпенья,Он урок не доучил.И за полстихотвореньяПолчетверки получил.Я сидела-рисовалаМалевала бабочку.Только крылья не влезаютНи в какую рамочку.Мой дневник, как верный другДля меня старался.Я не выучил урок –Дома он остался.Дал списать я на контрольнойВсе задачки ЖенечкеИ теперь у нас в тетрадкеУ обоих двоечки.Вова вертится в буфетеПробирается вперед.Пожалейте, Вову, дети,Дайте Вове бутерброд.5. Закрепление знаний.- Кто больше всего радуется вашим успехам? (родители).- А кто больше всего расстраивается, видя ваши неудачи?Потому, что родители знают: когда человек хорошо образован, он везде нужен. Его приглашают на высокооплачиваемую работу, а если он решит начать свое дело ему будет легче решать проблемы.- Зачем нужно человеку учиться? (устроиться в жизни на хорошую работу, общаться с другими людьми, жить интересно)Вот и народная мудрость нас учит:Ученье – свет, а неученье – тьма.От солнышка тепло, а от знаний добро.И сила уму уступает.Век живи – век учись- Как вы понимаете смысл этих пословиц?Но каждый ребенок не только имеет право на образование.- Какие обязанности есть у каждого школьника?А вот какое образование будет у него – хорошее или не очень. От кого это зависит?Мы с вами проводили анкетирование. И все ребята ответили на этот вопрос. Из 13 человек – 5 человек ответили, что оно зависит от учителей, папы и мамы. А вот 8 человек – от самого себя.- Как вы думаете, чей ответ был более правильным? Почему?Потому, что учиться можно везде: в городе, деревне, в большой школе, маленькой. Везде есть учебники, словари, книги.Было бы желание стать умным, образованным человеком, хорошим специалистом, знать иностранные языки, владеть компьютером. И тогда ты будешь заниматься любимым делом.6. Итог урока.- Подведем итого урока.- Зачем, для чего каждому ребенку необходимо учиться?ТВОИ ПОСТУПКИЦель: формирование у учащихся умения анализировать свои поступки.Задачи: 1.Учить давать оценку своим поступкам и действиям.2.Развивать умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение.3.Дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.4.Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.На доске: Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай,что рядом с тобой человек. Ход классного часа.1.Организационный момент-Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, почувствуйте теплоту ваших сердец.2.Введение в тему.-Сегодня мы поговорим с вами о поступках. 3.Актуализация знаний.Вся наша жизнь состоит из череды поступков: хороших, плохих. -Как вы понимаете слово поступок? Что это такое? (Высказывания детей)-Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение слову поступок даётся в нём?Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.-Жизнь человека состоит из больших и малых событий. Каждый день мы совершаем разные поступки. За хорошие нас благодарят, за плохие – ругают, наказывают. По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Высказывания детей)Хороший поступок приносит пользу, радость людям. Плохой огорчает, приносит неприятности. За плохой поступок нам приходится отвечать, нести ответственность.Упражнение в умении отличать хорошие поступки от плохих.Я буду называть плохие и хорошие поступки, а вы записываете только хорошие поступки.Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться малышу, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.Каждый поступок сначала обсуждается, оценивается. Дети объясняют своё мнение.-Вспомните, какой свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)? Ответы детей.Дурной мучает нас не тогда, когда он только что совершен, а когда, спустя долгое , вспоминаешь его, потому что память о нем не угасает. -Прислушаемся к этим словам, постараемся не совершать того, о чём потом можем пожалеть.4.Обсуждение жизненных ситуаций.Чтение учителем отрывка из рассказа В.Осеевой «Почему?» и обсуждение его с учащимися.Есть такая народная мудрость, она гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку».О том, что такое привычки, какими они бывают и можно ли их изменить, мы поговорим на следующем занятии.5. Притча.Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...»Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства. 6.Рефлексия.Какой вывод вы сделали для себя после нашего занятия?СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1982.
  • Дик, Н.Ф «Начальная школа: премудрости маркиза. Этикета, или уроки вежливости на каждый день».- Ростов: Феникс, 2018.
  • Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.: Просвещение, 2020.
  • Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 2017.
  • Максимова Т.Н. «Классные часы 4 класс» (серия «Учебный год»). - 2018.
  • Все об этике. Сборник. Ростов – на – Дону. Изд. “Феникс”, 2019
  • Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости . М.: «Педагогика», 2019..
  • Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.:, «Просвещение», 2020.
  • Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 200. -88с.
  • Смирнов. Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». М.: «Школьная пресса», 2020.
  • Тыртышная, М.А. Новые технологии воспитания в работе классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2019.
  • Шорыгина ,Т.А. «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр»).- М.: Феникс, 2020
  • Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе. - М.: Новая школа, 2017
  • “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2017
  • Селевко Г.К. Программа "Начала этики" Москва,
  • Шемшурина, А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 2018.