Публикации Роль родительской позиции в формировании личности дошкольника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль родительской позиции в формировании личности дошкольника
Автор: Щёкина Елена Владимировна

ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ.Щёкина Елена Владимировнастудент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого»,Россия, ТулаКаждое общество характеризуется социально финансовым неравенством. В России в последние годы сильно изменилось социальное, общественное и имущественное расслоение населения. В дальнейшем это отображается на социальном статусе семьи, воспитывающем ребёнка.Низкий социальный статус семьи, который определяется через низкий уровень дохода, связана в главном с рядом социальных критерий. Которые оказывают отрицательное воздействие на развитие ребёнка.Возможности, которые совпадают с разными элементами социального статуса семьи, могут прямо или косвенно влиять на психическое, социальное и когнитивное развитие ребёнка. В соответствии современным представлениям передовых источников, условий и критериях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка представленное общением и сотрудничеством со взрослыми, в прежде всего, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (А. Бандура, Л.И. Божович, Дж. Боулби, Э. Бронфенбреннер, Д. Винникотт, Л.С. Выготский, М. Клен, П. Криттенден, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, З. Фрейд, М. Эйнсворт, Д.Б. Эльконин,Э. Эриксон).Большая часть исследователей, как российских, так и заграничных, анализируют родительское отношение исходя из убеждений обеспечения условий для развития ребенка. Русскими психологами отмечается решающая роль родительского отношения в развитии ребёнка, но исследовательских работ по учиню родительского отношения, очевидно, недостаточно. В семье дошкольник приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Чувствительная атмосфера в семье, где воспитывается дошкольник, проявляет существенное воздействие на формирование мироощущение ребенка. В общении детей с родителями создается "зона ближайшего развития", где совместная деятельность со взрослым партнером даёт возможность ребенку осуществить свои потенциальные возможности.В ходе обучения детей в семье особую значимость приобретает родительское отношение, содержащие такие элементы, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Д,Баумринд, А.А.Бодалев, А.Я. Варга, Х.Джайнот, Ю.Б.Гиппенрейтер, О.А.Карабанова, А.Е.Личко, А.С.Спиваковская В.В.Столин). В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д.Баумринд, А.Я.Варга А.Е.Личко, Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, и др.). Одним из основных элементов процесса воспитания в семье является стиль родительской дисциплины. К стилю родительской дисциплины принадлежат следующие свойства: требования и запреты со стороны родителя, контроль за их выполнением, родительские санкции, и мониторинг. Обычно изучение детско–родительских взаимоотношений возводятся около исследования в концепции содействия взрослого в построении взаимоотношений с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях формирования развития рассматривается как пассивная/реактивная. При этом подходе, дошкольник, не считается активным субъектом взаимодействия с родителем. 1. В этом этапе формирующиеся характерные черты общения со взрослыми интенсивно влияют на развитие области взаимоотношений ребенка с родителями. 2. Более значительное воздействие в ряду особенностей детско-родительских взаимоотношений на детей и их отношение к ровесникам оказывает оценочная деятельность родителей. 3. В дошкольном возрасте концепция критериев родительского оценивания перестраивается во взаимосвязи и с становлением у детей учебной деятельности как основной. 4. Главным устройством взаимодействия между сферами общения ребенка является образ самого себя, который, с одной стороны, формируется под влиянием родительского оценивания, а, с другой, регулирует общение ребенка со сверстниками, направляя его коммуникативную избирательность. 5. Выстроенные наилучшим способом детско-родительские отношения способствуют благополучности общения детей со сверстниками. Родительское отношение - относительно устойчивое явление, включающее амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и способное изменяться в определенных пределах. Реализуется в поддержании контакта с ребенком, формах контроля, воспитании взаимоотношениями. [8]. Таким образом к понятиям «родительское отношение», «родительская позиция», отражающим воспитательное воздействие родителей на дошкольника, принадлежит определение, обозначаемые терминами «типы воспитания», «стили воспитания». Любой родитель владеет собственным неповторимым воспитательным стилем, а именно: определенным образом выражает свою привязанность к ребенку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои условия, осуществляет контроль и одобряет их выполнение. Детско-родительские отношения можно определить как избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую взаимосвязь ребенка с каждым из родителей. Она выражается в переживаниях, поступках, реакциях, сопряжённые с возрастными и психологическими особенностями детей, культурными моделями поведения, своей актуальной ситуацией, и устанавливают характерные черты восприятия ребенком родителей и способ общения с ними. Детско-родительские отношения рассматриваются как индивидуальное понимание человеком любого возраста, характера отношений с родителями.Список литературы:
  • Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе младшего школьного возраста // М., 2008. С. 13 - 64.
  • Алеандрова Д.А. Иванюшина В.А., Бедность и развитие ребёнка. / Рукописные памятники древней Руси. // Москва 2015.
  • Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте. //Новосибирск, 2000. С.31-55
  • Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи//М: Просвещение, 1988. – 387 c.
  • Варга А. Я. Системная семейная психотерапия// Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – С. 144
  • Варга А. Я. Типы родительского отношения// Самара, 1997 С.35-38
  • Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1981.С.10-13
  • Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. //М: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.