Публикации
Методическая копилка идей. Конспект НОД по экологии в средней группе «Самая любимая звезда - солнышко»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая копилка идей. Конспект НОД по экологии в средней группе «Самая любимая звезда - солнышко»
Автор: Емельянова Светлана Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая копилка идей. Конспект НОД по экологии в средней группе «Самая любимая звезда - солнышко»
Автор: Емельянова Светлана Владимировна
Конспект НОД по экологии в средней группе « Самая любимая звезда - солнышко»Цель: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду. Учить радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику.Связи: солнце - светло - тепло.Словарь: солнце, свет, тепло.Материал: альбомные листы, краски, желтые мячи, желтый пластилин, игрушка Карлсон.Методические приемы: беседа, рисование, подставить ладошки солнечным лучам, почувствовать их тепло.Ход занятия.Воспитатель: Ребята, когда я шла на работу, то по дороге встретила красивого, в меру упитанного мальчика в самом расцвете сил с моторчиком за спиной. Как вы думаете, кто это был? Вы представляете себе, Карлсон собрался полететь на Солнце. Да-да, я не шучу. Кстати, а вот и он, собственной персоной (воспитатель достает из-под стола куклу).Карлсон: Здравствуйте, ребята, вы рады меня видеть?Проснулся я сегодня утром от заглянувшего в окно солнышка, запел: “Солнце, Солнце, загляни в оконце”. И вдруг подумал: “А почему бы мне не совершить путешествие на Солнце? Правда, это будет здорово? (Ответы детей.)Воспитатель: На чем же ты собрался лететь на Солнце, Карлсон?Карлсон: Как на чем? У меня же на спине есть моторчик, на нем и полечу.Воспитатель: Ребята, сможет ли Карлсон совершить космическое путешествие на своем моторчике? Почему? (Солнце очень далеко, оно очень горячее, в космосе холодно, нет воздуха). Знаешь ли ты, Карлсон, на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята? Карлсон: Ну что ж, уговорили, тогда я полечу на Солнце в космическом корабле.Воспитатель: В какой же одежде ты собираешься лететь? Карлсон: Конечно, в этих замечательных штанишках и рубашке.Воспитатель: Ребята, можно ему лететь в этой одежде? А в какой нужно? Почему?Дети объясняют Карлсону, что космонавтам необходима специальная одежда.Карлсон: Что ж, придется найти скафандр и защитный костюм.Воспитатель: Скажи нам, Карлсон, когда ты рассчитываешь вернуться из путешествия?Карлсон: Завтра, у меня дома очень много дел.Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможет ли Карлсон так быстро слетать на солнце (дети отвечают).Воспитатель: (предлагает детям выйти на середину группы и образовать полукруг, где заранее стоит фланелеграф). Оказывается, ребята, Солнце настолько далеко от нас, что на велосипеде до него можно доехать за 3000 лет, на машине за 1000 лет, на самолете за 20 лет (т. е. вы успеете стать взрослыми за время полета), на ракете за несколько месяцев (По мере сообщения о времени передвижения до Солнца воспитатель выкладывает на фланелеграф изображение велосипеда, машины, ракеты. Во время рассказа дети подражают езде на велосипеде, машине, самолете, ракете.) Так на чем же быстрее всего можно добраться до солнца?Карлсон: Ну что ж, тогда ждите меня через несколько месяцев.Воспитатель: И последний вопрос: скажи, Карлсон, ты хочешь близко подлететь к солнцу?Карлсон: Ну, конечно, и даже побегать по нему.Воспитатель: Ребята, как вы считаете, это возможно? Почему? Дети объясняют, что солнце – огромный, раскаленный шар, и при приближении к нему можно сгореть. Воспитатель: Конечно, Карлсон, солнце настолько горячее, что на расстоянии нескольких тысяч километров от него ты сгоришь вместе с ракетой. Солнце раскаленное, с его поверхности постоянно извергаются языки пламени (демонстрирует изображение или фотографию солнца).Солнце – светило клокочет вулканом,Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,Протуберанцы взлетают фонтаном,Жизнь и тепло дарит всем неустанно.Солнце – звезда, преогромнейший шарСвет излучает, как будто пожар.(Ж. Парамонова)Рисование: Детям раздают листочки с нарисованным кружком (контуром солнца) и предлагают подрисовать извергающиеся с поверхности солнца языки пламени.Воспитатель: Солнце излучает свет и тепло подобно электрической лампочке (воспитатель включает электрическую лампу). Подставьте ладошки, почувствуйте тепло.Карлсон: Такое маленькое и такое горячее. Откуда вы знаете?Воспитатель: Карлсон, а ты летом загорал на пляже? А вы ребята? (Демонстрирует картинку с загорелыми детьми). Почему дети такие загорелые? Как летом светит солнце? Значит, если оно успевает нас обжечь на таком огромном расстоянии, то оно действительно очень горячее. К тому же, ребята, вспомните опыт, который мы проводили с лупой. Что происходило с бумагой, когда мы направляли на нее солнечные лучи? Вспомните, как сильно нагреваются железные предметы летом. Воспитатель: Ребята, вы тоже думаете, что солнце маленькое. Так ли это? Наблюдали ли вы за самолетом в небе? Каким он нам кажется в полете? Конечно, крошечным, потому, что летит далеко от нас. А ведь на самом деле самолет очень большой, правда? Так и солнце. Ведь мы знаем, насколько далеко от нас оно находится. Значит, Солнце…огромное. А сейчас проведем физкультминутку. Пальцы собираются в кулак. Медленно разжимаются по одному. Утром солнышко проснулось,Осторожно потянулось,Лучиком пора вставать –Раз, два, три, четыре, пять.Весной теплое солнце растапливает снег и лед, потому что оно приближается ближе к земле, дни становятся длиннее. Все цветет, все радуются жизни, просыпаются животные, насекомые. Солнце освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду. Мы радуемся каждому ясному деньку, теплому солнечному лучику. Осенью солнце светит меньше, зимой солнца практически не видно, все растения спят, звери меняют окрас, медведь спит в берлоге, Вода превращается в лед.Карлсон: Вижу я, что придется отказаться мне от путешествия. Только откуда вы все про солнце знаете?Воспитатель: Об этом лучик рассказал, сыночек солнышка, а еще люди наблюдают за ним с помощью специального прибора – какого, ребята? (Демонстрирует картинку или модель прибора). Конечно, телескопа.Карлсон: Многому вы меня сегодня научили, и за это хочу подарить вам всем по солнышку (раздает детям кружочки желтой бумаги).Воспитатель: Нет, Карлсон, ты не прав. Это издалека солнце похоже на круг. На самом деле солнце похоже на мяч, оно имеет форму… (Воспитатель ждет ответов детей) шара. Чем отличается круг от шара?Карлсон: А я и не знал. Тогда вот вам всем по солнышку (раздает небольшие мячи желтого цвета).Подвижная игра: Дети становятся в круг, держа в руках мячи. Воспитатель называет предметы различной формы, в том числе шарообразной (коробка, арбуз, яблоко, груша, теннисный шарик, и т. д.). Услышав название предмета, которое по форме напоминает солнце, дети садятся на корточки, поднимая вверх руки с мячами.Карлсон: Вот спасибо, ребята, что отговорили меня от путешествия, я лучше на Солнце буду смотреть из оконца. До свидания. (Весело напевая песенку о Солнце, Карлсон прячется под стол).Воспитатель: Ребята, помните сказку о том, как ужасный крокодил солнце в небе проглотил? Что же после этого произошло? Что же произойдет, если Солнце перестанет светить, то какие условия наступят на Земле (темно, холодно). Что тогда произойдет со всеми живыми организмами. Воспитатель достает горшок с цветком, поставленный в темный шкаф на несколько дней и просит детей описать произошедшие с цветком изменения. Чего не хватило растению. Как влияет на растения холод? (Зимой растения не растут).Воспитатель: А теперь я хочу дать вам по куску пластилина, чтобы из него каждый из вас слепил себе солнышко.