Публикации Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук.
Автор: Белла Курбановна Агададашева

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук. Агададашева Белла Курбановна, воспитатель, МБДОУ «ДСКВ «Капелька», г. Грайворон. Бурханова Зумруд Расульевна, воспитатель, МБДОУ «ДСКВ «Капелька», г. Грайворон. «Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев.» В. А. Сухомлинский.Мелкая моторика рук и художественное творчество. Где их взаимосвязь? Может ли человек творчески развиваться без развития мелкой моторики рук? Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Как мы знаем, развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. И научно доказано, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения, очень близко расположенные. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Мелкая моторика помогает овладеть разными видами деятельности: письмом, речью, продуктивными видами деятельности. Основное значение продуктивных видов деятельности состоит в развитии силы и умелости рук. Художественное творчество является показателем психологического и педагогического развития ребенка и одним из способов развития мелкой моторики рук. Для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста используют разные виды художественного творчества: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом, работа с крупами. Каждый вид творчества развивает у детей определенные качества.Рисование играет большую роль в развитии мелкой моторики рук. В изобразительной деятельности используют разные предметы: карандаши, фломастеры, штампики, восковые мелки, кисточки и т. д. По рисунку ребенка можно определить примерный возраст. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. На ладонях есть точки, связанные со всеми органами тела. Работая пальцами, ребенок непроизвольно делает сам себе рефлекторный массаж. Занятия лепкой дают возможность ребенку моделировать свои представления о мире. Чем чаще лепит ребенок, чем разнообразнее материал для лепки, тем активнее идет развитие его развитие. Если, изображая кого-либо на бумаге, достаточно нарисовать линии вместо ног, то в процессе лепки надо, чтобы животное или человек стояли на ногах. А это гораздо сложнее. Требуется сообразительность. В процессе лепки ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, формируются навыки работы двумя руками. Лепка влияет не только на развитие речи и мышления, но и положительно влияет на нервную систему. Поэтому с гиперактивными детьми рекомендуют чаще заниматься лепкой.Одним из самых простых, но, в то же время, педагогически эффективных видов творчества, является работа с бумагой – аппликация. В процессе аппликации ребенок учится выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, от чего напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. При грамотной организации занятий по аппликации у ребенка мелкая моторика развивается намного быстрее.Работа с природным материалом приобщает ребенка к миру прекрасного, учит любить природу, быть рачительным хозяином природы. Природный материал всегда доступен, не требует больших затрат. В процессе работы с природным материалом ребенок учится управлять пальцами, развиваются память, внимание, пополняется словарный запас. Природный материал дает возможность ребенку фантазировать.Огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики рук скрывают в себе крупы. Занятия с крупами делают пальчики ребенка более ловкими и чувствительными. Ведь взять пальчиками крупинку – очень сложно для ребенка. Несмотря на это, занятия с крупами привлекают детей, а поделки, выполненные в нетрадиционной технике – это еще одна возможность развиваться, создавая прекрасные произведения своими руками. Таким образом, занимаясь разными видами художественного творчества с ребенком в дошкольном возрасте мы достигаем того, что пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, ребенок задействует обе руки и все пальцы, в результате чего развивается мелкая мускулатура рук.Литература:Антакова-Фомина Л. В. "Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук" (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД). - М., 1974Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду./Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.Интернет-ресурсы.