Публикации
Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе
Автор: Лысенко Елена Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроках в начальной школе
Автор: Лысенко Елена Ивановна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Именно через успех у ребенка развиваются универсальные учебные действия.Что такое успех? УСПЕХ – это: - Импульс к активной работе.- Эмоциональное благополучие.- Становление личности.- Залог положительного отношения к учебе, к труду.- Развитие положительной мотивации. Что ведёт к успеху?1.Нетрадиционные формы урока:урок – соревнование, уроки с групповыми формами работы, уроки – творчества, уроки – конкурсы, уроки – игры и другие.2. Нетрадиционные формы обучения: комбинированные и интегрированные занятия, проектная и исследовательская деятельность. Что такое ситуация успеха?С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учеников пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально - волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива. Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель- ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке. 3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)К ним относятся: создание материально - технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально - личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей практике.1. Прием «Анонсирование». Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей проверке знаний. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему, подобрать литературу и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».2. Прием «Поделись успехом». После выставления отметок за проверку знаний, учитель спрашивает хорошо успевающих ребят:- Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.3. Прием «Даю шанс». При самостоятельной работе каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.4. Прием «Умышленная ошибка» («ловушка»). Этот прием хорош тем, что во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.5. Прием «Внесение мотива». Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность.6. Прием «Персональная исключительность».- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.- Маша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку в интернете фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?- Света, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку.Это прием «Персональная исключительность». Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания на одного ребенка.7. Прием «Высокая оценка детали». При выполнении самостоятельных заданий, учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание…», «Похвалы заслуживает вторая часть твоей работы». Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.8. Прием «Скрытое инструктирование». Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …».9. Прием «Педагогическое внушение». Побуждает к выполнению конкретных действий «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…».10. Прием «Заражение». «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Ситуацию успеха нужно создавать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В классном уголке размещаем коллективные грамоты, а на доске вывешиваем грамоты отдельных учащихся, которые они получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте. В своей деятельности применяю элементы соревнования, веду рейтинг в классе.В конце четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике. Положительные стороны ситуации успеха:- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;- стимулирует к высокой результативности труда;- корректирует личностные особенности, такие как тревожность, неуверенность, самооценку;- поддерживает в классе благоприятный психологический климат;- развивает инициативность, креативность, активность. Негативные стороны создания ситуации успеха состоят в том, что ученик может переоценить свои возможности и поставить перед собой такие задачи, которые будут ему непосильны, невыполнимы. В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. На основе этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Литература: Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа - №2, 2004. – с. 86-91.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95