Публикации
Метод проекта как средство повышения качества обучения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метод проекта как средство повышения качества обучения
Автор: Шаронова Н.Е., Аксенова Н.В.
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метод проекта как средство повышения качества обучения
Автор: Шаронова Н.Е., Аксенова Н.В.
Шаронова Н.Е., Аксенова Н.В.,
преподаватели ГАПОУ СО Энгельсский колледж профессиональных технологий.
Метод проекта как средство повышения качества обучения
Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить,-это основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект (в переводе с латыни)–брошенный вперёд.
Следовательно, метод ставит ученика в позицию исследователя, который делает его не потребителем готовых знаний, а участником процесса познания;дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно;помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию, ;учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".
А роль учителя – увлечь учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Основной целью при организациипроектно-исследовательскойработы являетсяформирование у обучающихся компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом ставим следующие задачи:
образовательные:вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
развивающие:развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
воспитательные:способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности.
Проектно–исследовательскаядеятельность позволяет:
- вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала;
- научить самостоятельно решать комплексные задачи на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности.
Виды проектов:
Творческий
Ролевой
Информационный
Практически - ориентированный
Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.
Разработка и реализация включают в себя следующие этапы:
Поисковый(до формулировки проблемы) – актуальность, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Педагог выступает в роли консультанта (поиск информации, её анализ, структурирование)
Аналитический этап– поиск средств самообразования (библиотека, Интернет. СМИ и т.д.)
Практический этап.
Презентационный этап.
Контрольный этап.
Формы предъявления выполненного задания могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, газета, репортаж, программа праздника и т.д.
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
- личностно - ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и
вовлечённость в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в
конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Особенность системы выполнения проектов –совместная творческаяработа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.
В целом в работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
учеников над проектом.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
А для ребят учение обретает личностный смысл, развивается интерес, волевые качества, осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы, повышается учебная мотивация.
Результат использования метода проектов:
- участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня;
- развитие личностных качеств;
- профильное и профессиональное самоопределение.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.
Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен какэффективная форма деятельностного подхода.
Самое решающее звено в реализации проекта- учитель. Меняется его роль. Износителя знаний иинформации, учитель превращается ворганизатора деятельности, консультанта иколлегу порешению проблемы, добыванию необходимых знаний иинформации изразличных (может быть инетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе сдетьми вновь ивновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс изскучной принудиловки врезультативную созидательную творческую работу.
Практика показывает, что применение метода проекта позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие:
актуальность.
В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
создание комфортной образовательной среды.
Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
дифференцированный подход.
Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;
использование информационных технологий;
формирование исследовательских умений;
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу
преподаватели ГАПОУ СО Энгельсский колледж профессиональных технологий.
Метод проекта как средство повышения качества обучения
Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу это применить,-это основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект (в переводе с латыни)–брошенный вперёд.
Следовательно, метод ставит ученика в позицию исследователя, который делает его не потребителем готовых знаний, а участником процесса познания;дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно;помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию, ;учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".
А роль учителя – увлечь учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Основной целью при организациипроектно-исследовательскойработы являетсяформирование у обучающихся компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом ставим следующие задачи:
образовательные:вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
развивающие:развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
воспитательные:способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности.
Проектно–исследовательскаядеятельность позволяет:
- вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала;
- научить самостоятельно решать комплексные задачи на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности.
Виды проектов:
Творческий
Ролевой
Информационный
Практически - ориентированный
Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.
Разработка и реализация включают в себя следующие этапы:
Поисковый(до формулировки проблемы) – актуальность, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Педагог выступает в роли консультанта (поиск информации, её анализ, структурирование)
Аналитический этап– поиск средств самообразования (библиотека, Интернет. СМИ и т.д.)
Практический этап.
Презентационный этап.
Контрольный этап.
Формы предъявления выполненного задания могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, газета, репортаж, программа праздника и т.д.
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
- личностно - ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и
вовлечённость в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в
конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Особенность системы выполнения проектов –совместная творческаяработа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.
В целом в работе над проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
учеников над проектом.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
А для ребят учение обретает личностный смысл, развивается интерес, волевые качества, осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы, повышается учебная мотивация.
Результат использования метода проектов:
- участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня;
- развитие личностных качеств;
- профильное и профессиональное самоопределение.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.
Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен какэффективная форма деятельностного подхода.
Самое решающее звено в реализации проекта- учитель. Меняется его роль. Износителя знаний иинформации, учитель превращается ворганизатора деятельности, консультанта иколлегу порешению проблемы, добыванию необходимых знаний иинформации изразличных (может быть инетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе сдетьми вновь ивновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс изскучной принудиловки врезультативную созидательную творческую работу.
Практика показывает, что применение метода проекта позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.
Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие:
актуальность.
В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
создание комфортной образовательной среды.
Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
дифференцированный подход.
Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;
использование информационных технологий;
формирование исследовательских умений;
мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу