Публикации Особенности организации внеурочной деятельности по формированию правовой культуры обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности организации внеурочной деятельности по формированию правовой культуры обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Автор: Шалахова Лейсан Радимовна

Особенности организации внеурочной деятельности по формированию правовой культуры обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Правовое воспитание – достаточно молодое направление педагогической работы. Практика показывает, что у определенной части несовершеннолетних, а именно, у несовершеннолетних с интеллектуальной недостаточностью, наблюдаются правовая безответственность, отрицание роли права в общественной жизни и стремление использовать простейшие знания правовых норм для того, чтобы избежать наказания. Одной из существенных причин правонарушений обучающихся с ОВЗ является неуважительное отношение к Закону, нормам общежития. Оставляет желать лучшего их интерес к праву. Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются еще в детстве. В младшем школьном возрасте наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Начинать работу по формированию правовой грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью во внеурочное время следует с систематического изучения методической литературы, способствующей помочь организовать методически грамотную работу по данному направлению. Далее, с целью выявления типичных для данной категории обучающихся отклонений в развитии их личности и индивидуальных для каждого ребенка особенностей, периодически проводятся мониторинги и диагностические обследования, выявляя и контролируя динамику показателей эффективности воспитательной работы, проводимой с воспитанниками:- диагностика выявления психологического комфорта в ГПД;- диагностика динамики уровня основных показателей профилактики, развития и сохранения здоровья; - диагностика поведения; - диагностика динамики развития коммуникативных умений и навыков;- диагностика развития навыков самообслуживания;- диагностика динамики развития уровня самостоятельности;- диагностика динамики уровня воспитанности;- диагностика динамики охвата мероприятиями различного уровня. Внеурочная работа, основанная на группе продлённого дня, составляет органическую часть всей коррекционно-воспитательной работы школы по правовому воспитанию. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в повседневной жизни. Формы внеклассной работы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. В начальных классах воспитательные занятия по культуре правового воспитания должны строиться на основе представлений «Что такое хорошо и что такое плохо» через положительные и отрицательные примеры сказочных героев, применяя только игровые методы. Далее, начиная основное правовое воспитание школьников, следует формировать систему терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, постепенно и планомерно сформирует понятие ответственности. Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. Подростковый период - наиболее благодатное время для формирования правовой культуры - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Своеобразие развития детей с интеллектуальными нарушениями затрудняет процесс воспитания у них правосознания, норм коллективной жизни, процесс формирования у воспитанников чувства долга. Однако, применяя своё мастерство, педагогам ГПД необходимо добиваться понимания обучающимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм, расширяя применение способов, методов и форм проведения воспитательных занятий. Особенностью работы в данном направлении является дозировка информации с учётом возрастных особенностей детей. Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьников со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер их сотрудничества с коллективом и педагогами. Поэтапное усложнение материала позволяет вооружить детей с ОВЗ необходимым минимумом юридических знаний, которые в дальнейшем помогут более успешной социализации. Использование методов практической работы способствует актуализации имеющихся знаний и житейского опыта, формированию общественных и личностно значимых новых представлений, отработке личной стратегии поведения, рефлексии полученного опыта. Организация практической деятельности воспитанников во внеурочное время предусматривает использование различных форм и методов с учётом ведущих видов деятельности. Такой подход к освоению основ правовых знаний способствует осознанному восприятию информации, её длительному запоминанию. Систематическая работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твёрдые моральные принципы, понимание и принятие норм общества. В итоге, воспитанники должны научиться не «обходить» закон, а строго выполнять его предписания, понимая, что в обратном случае, он будет подвергнут внешнему принуждению в виде санкции, наказания. Важное место в системе правового воспитания должны занять родители. Необходимо создать в школе, и в ГПД в частности, систему работы с родителями, позволяющую превратить родителей как активных субъектов правового воспитания школьников, повысить уровень правовых знаний родителей, сориентировав их на обеспечение защиты прав своих детей и обеспечение их безопасности, сделать родителей активными союзниками воспитателей и школы в целом. Особое внимание следует уделить работе с родителями, дети которых, помимо интеллектуальных нарушений, имеют отклонения в поведении, а также с родителями детей с размытыми нравственными ориентирами и родителями, уклоняющимися от воспитания детей. В разобщенности влияний, в несогласованности методов заключена главная причина многих неудач в воспитании детей и подростков. Оказание консультативной помощи родителям в воспитании детей с отклонениями в поведении - это один из основных путей профилактики правонарушений несовершеннолетних на практике. Направляя работу, как воспитателя, на коррекцию и компенсацию аномального развития, а также, акцентируя внимание на правовом воспитании, следует в начале учебного года разработать тематические планы воспитательной работы, по которым ежедневно проводить воспитательные мероприятия. Основной акцент при постановке воспитательных целей и задач в определённые дни недели в планах сделать на формирование правовой грамотности обучающихся класса. Направление культуры правого воспитания чётко отражается в программах внеурочной деятельности, на основе занятий которых, регулярно проводятся мероприятия по привитию положительных навыков и формирование негативного отношения к вредным привычкам, что напрямую связано с воспитанием законопослушного поведения воспитанников. Например, «Права сказочных героев», «Я обязан!», «Правила поведения», «Закон и порядок», «Что должен сделать каждый, если…?». Формирование у воспитанников с ОВЗ правовых знаний – сложный и длительный процесс, конечным результатом которого, по окончании работы по программам, будет опыт и знания, которые станут опорой в их дальнейшей социализации. Они откроют широкие возможности для реализации обучающимися приобретенных коммуникативных умений и навыков, а также определят уровень их воспитанности в дальнейшей самостоятельной жизни. Благодаря навыкам, приобретенным на воспитательных занятиях и при планомерной и систематической работе по программам, дети становятся активными участниками школьных мероприятий, направленных на формирование правовых знаний. Например:- «Моя семья», мероприятие;- «Семейный калейдоскоп», общешкольная фотовыставка;- «Азбука права», викторина;- «Истории пешеходов», мероприятие;- «Дружба – это я и ты!», мероприятие;- «Здоровые напевы», конкурс песен о здоровье;- «Мы должны беречь природу!», мероприятие;- «Здоровые подвижные игры», игры на воздухе. Сохранением возможностей воспитанников и проявлением творческих способностей, а также, как результат работы по программам дополнительного образования, является их успешное участие в мероприятиях, организованных не только на базе школы, но и в конкурсах различного уровня, где ребята занимают призовые места. Таким образом, в хорошо направленной и отлаженной коррекционной работе правовое воспитание приобретает важную роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Знание первичных основ культуры правового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста непосредственно определяется качеством моей воспитательной работы в рамках школы, а, следовательно, работа по данному направлению будет продолжена.Список литературы:
  • Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право [электронный ресурс] – режим доступа:Правовая-политика-современной-России-в-сфере-прав-ребенка.
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению [электронный ресурс] – режим доступа:
  • Конвенция о правах ребенка [электронный ресурс] – режим доступа: Правовая-политика-современной-России-в-сфере-прав-ребенка.
  • Корен М. Ребенок должен знать свои права // Библиотека [электронный ресурс] – режим доступа:
  • Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология) [электронный ресурс] – режим доступа:
  • Права ребенка: Нормативные правовые документы [электронный ресурс] – режим доступа:
  • Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель [электронный ресурс] – режим доступа:
  • Яковлев Ю. Ваши права, дети [электронный ресурс] – режим доступа:
  • Специальная психология. Под. ред. В.И. Лубовского [электронный ресурс] – режим доступа: