Публикации
Краеведческие материалы в урочной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Краеведческие материалы в урочной деятельности
Автор: Удальцова Анастасия Леонидовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Краеведческие материалы в урочной деятельности
Автор: Удальцова Анастасия Леонидовна
Удальцова Анастасия Леонидовна, учитель истории и обществознания, МАОУ "СОШ№2", г. ЧереповецКраеведческие материалы в урочной деятельностиРегиональная история – важная составляющая основной образовательной программы школы, разрабатывающейся с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории. Выбор модели реализации РИКС в конкретной школе зависит от содержания нормативно-правовых документов и концептуально-теоретических материалов, подтверждающих необходимость включения регионального компонента в систему общего образования. С помощью анализа научно-педагогических работ можно выделить три модели реализации регионального историко-культурного стандарта, не выходящих за рамки общеобразовательной программы: дисперсно-урочная, модульно-тематическая, программно-курсовая. Дисперсно-урочная модель реализуется за счет включения регионального материала в содержание учебного предмета история, и подразумевает проведение отдельных занятий или их фрагментов по локальной и региональной истории, которые соответствуют хронологии и теме урока по истории России (иногда и всеобщей историей). Вторая модель предусматривает непосредственное введение специальных тематических модулей, с помощью которых можно выделить особенности историко-культурного развития региона в определенные исторические периоды. Программно-курсовая модель реализуется за счет введения в учебный план факультативных или элективных курсов по региональной истории, но для этого необходимо создать специальную рабочую программу и соответствующий учебно-методический комплекс.Иначе говоря, реализация регионального компонента школьного исторического образования осуществляется в ходе урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность предполагает процесс усвоения новых знаний на учебных занятиях в классно-урочной форме, осуществляемая в рамках учебного плана. Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, отличная от классно-урочной формы и направленная на достижение планируемых результатов освоения программы.В урочной деятельности учитель должен использовать разнообразные технологии и методики, которые позволяют решить задачи курса региональной истории. Выбор методов и технологий обучения – важный вопрос преподавания учебного предмета. Уроки с элементами технологии критического мышления ставят своей целью научить учащегося самостоятельно думать, осмысливать, систематизировать и передавать информацию. Данная технология начинается с постановки вопросов и проблем. Школьники вместе с учителем включаются в активную работу и развивают свои знания. В настоящее время распространена технология проблемного обучения, в котором ключевым является возникновение проблемной ситуации. Учитель ставит проблемный вопрос и организует поиск ответа на него. Для реализации технологии проблемного обучения необходимо отобрать актуальные задачи, определить разные типы работы на уроке. Можно использовать, например, такой прием, когда учащимся необходимо рассмотреть разные точки зрения на одно и то же явление из истории региона, можно предложить им поработать с материалами историков-краеведов, которые занимались данной темой. Таким образом, возможно рассмотреть вопрос с разных позиций, сравнить, обобщить и сделать выводы по данному вопросу.При реализации регионального компонента на уроках истории может быть использована технология обучения игровым методам. Методисты считают, что с помощью игры происходит процесс социализации школьника. Если игры связаны с изучением народностей, то ученик осваивает культуры своей и других национальностей. С помощью игры раскрываются творческие способности учащегося. Проведение игр способствует воспитанию чувства исторического достоинства, уважительного отношения и гордости за свой край. Можно использовать следующие виды игр: деловые, ролевые, имитационные, коллективные творческие, настольные и другие. Применение игровой технологии при реализации регионального компонента способствует овладению учащимися новыми знаниями, помогает изменить мотивацию по отношению к учебной деятельности. Использование информационно-коммуникативных технологий при реализации регионального компонента школьного исторического образования продиктовано как требованием современных методов обучения, так и интересами и возможностями школьников. Правильное использование данной технологии способствует оптимизации процесса обучения, расширению документальной базы изучения темы с привлечением Интернет-ресурсов. Интернет-ресурсы можно использовать при проведении виртуальных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Используя ИКТ, повышается эффективность усвоения материала и активизируется мыслительная деятельность.На уроках по истории края важное место отведено методу проектов. Данные метод повышает интерес школьников к определенным вопросам и развивает умение применять полученные знания на практике и развивает мыслительные способности. Используя технологию проектного обучения на уроках региональной истории, учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания из разных источников, научиться использовать полученные знания на практике. При помощи данной технологии развиваются коммуникативные умения школьников и систематическое мышление. Прежде чем предоставить готовый проект, необходимо найти и обосновать проблему, определиться с темой, выбор которой нередко вызывает трудности. Можно выбрать темы связанные с историей семьи, села, города. Затем нужно продумать алгоритм решения выбранной проблемы. На следующем этапе происходит поиск и отбор информации, ее осмысление, далее нужно подготовить конкретный результат. Итог проектной деятельности – защита проекта. На протяжении нескольких уроков можно делать какие-то мини-проекты, которые затем необходимо соединить, и получится готовый проект. На уроках региональной истории метод проектов активизирует развитие самостоятельной работы учащихся, что очень важно при изучении истории родного края. Безусловно, при написании проектной работы необходимо пользоваться трудами историков-краеведов, которые занимались изучением данного вопроса. Важно учитывать специфику выбранных проектных тем. Проект может быть выполнен либо одним учащимся, либо группой. Одной из наиболее продвинутых образовательных технологий, обладающих значительным потенциалом в преподавании истории регионов, на сегодняшний день признана технология дополненной реальности. Её суть – в дополнении окружающего мира объектами виртуального мира или в рукотворном устранении первых виртуальным путём. Дополненная реальность позволяет учителю в режиме реального времени насытить образовательную реальность системой виртуальных образов, сделать её ярче и богаче при помощи компьютерных устройств. Уроки становятся увлекательными, интересными, понятными, так как бумажные страницы на глазах начинают «оживать», а школьник сможет ощутить эффект личного присутствия в самых различных средах, почувствовать себя участником исторического события. Иным способом наглядно «воспроизвести» историческую реальность в классе невозможно. Технология дополненной реальности позволяет педагогу вовлечь учащихся в исследование, использовать современные технологии, инструменты и способы деятельности. Технология дополненной реальности считается наиболее результативной для познания окружающего мира.На уроках по истории родного края для решения воспитательных и образовательных задач могут быть использованы и другие методики и технологии.