Публикации
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
Автор: Попова Олеся Эдуардовна, Филиппова Анна Рустамовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
Автор: Попова Олеся Эдуардовна, Филиппова Анна Рустамовна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙПопова О.Э., воспитательФилиппова А.Р., воспитательМБДОУ детский сад №102 г.Иркутска«Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, о живое слово только дополняет…»Иоган Генрих ПесталоцциВ основе современных требований к взаимодействию семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что ответственность за воспитание детей несут родители и все другие специалисты детского сада. В настоящее время устанавливают новые подходы к работе с родителями (законными представителями). Новизна этих отношений определена следующими понятиями: «сотрудничество» и «взаимодействие»Сотрудничество – это общение «на равных», где все имеют одинаковые права для участия в образовательном процессе.Взаимодействие – способ организации совместной деятельности с помощью общения.При первичном посещении ребенком детского сада, малыш испытывает чрезмерную нагрузку на его нервную систему. И при этом в период адаптации в дошкольном учреждении очень важна положительная оценка о воспитателях и обо всех специалистах данного сада, а так же это положительный настрой для всех членов семьи. Для того что бы воспитание и развитие дошкольника было полным и малышу было комфортно в новом коллективе – взаимодействие между дошкольным учреждением и семьей должно быть максимально открытым и доверительным.Статья 18 Закона РФ «об образовании», в которой говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве»Семья в воспитании и развитии ребенка является очень важным и главным фактором в его жизни. В каждой семье есть свой микроклимат, свои правила, свои традиции. У ребенка на фоне этого складываются определенные ценностные ориентиры, свое мировоззрение, а так же формируется поведение и отношение к самому себе.Желая достичь полноценной личности в развитии и воспитании ребенка, на наш взгляд, взаимодействие с семьей имеет место быть.Взаимодействие всегда строится на доверии и открытости обеих сторон, это значит, что не ущемляются ничья свобода и полное отсутствие принуждения. Для того, что бы взаимодействие было продуктивным и направлено на благополучное общение, нужно выбрать следующие направления работы:Изучение семьи. Это направление используем с целью выявления интересов и потребностей родителей и семейного окружения. При этом могут быть проговорены воспитательные воздействия на ребенка. И попросту знакомство с новой семьей. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) Это направление используем с целью повышения уровня общей педагогической и правовой культуры оптимизация стиля семейного воспитания через реализацию следующих подгрупп в этом направлении: информационное. Это направление выполняет знакомство родителей (законных представителей) с возрастными психологическими, физиологическими особенностями развития детей. Осуществляется такое направление через родительские собрания, консультации и другие формы работы с родителями. Предоставление информации по режиму работы детского сада, режим дня дошкольников по возрастам, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.Второе подгрупповое направление по взаимодействию с семьей – обучающее, практико - ориентированное. Это направление формирует у родителей (законных представителей) умению руководства детской деятельностью и общению, а так же гуманизации детско – родительских отношений.Включение родителей в совместную деятельность. Это направление подразумевает включение родителей в организацию предметно-пространственной среды и воспитательно - образовательного процесса, а так же в осуществлении хозяйственной деятельность в оказании помощи ДОУ.Очень важно при благополучном взаимодействии с семьей придерживаться следующих принципов:Принцип открытости детского сада для семьи: Это значит, что каждый родитель (законный представитель) обеспечивается полной информацией о посещении данного учреждения (информация о программе по которой работает детский сад, меню предоставленное комбинатом питания, режим работы специалистов, сетка занятий, посещение утренников, праздников). Иными словами родитель получает возможность «видеть» как живет и развивается его малыш.Принцип сотрудничества: Этот принцип направлен на сплоченную работу воспитателей и сотрудников детского сада и родителей в воспитании ребенка. Так же сотрудничество подразумевает доверительное отношение между педагогами и родителями (законными представителями), а так же на позитивное общение между собой. В данном случае родители и педагоги – партнеры, целью которых, стоит на первом месте благополучное, продуктивное воспитание и обучении детей.Принцип создания активной развивающей среды: Данный принцип объединяет подходы развития личности в семье и в детском коллективе.Принцип организации работы с родителями на основе общих и частных проблем. Изучая, ту или иную проблему в воспитании и развитии детей мы для ее решения отталкиваемся от реальных потребностей и интересов родителей.Принцип знания родителями (законными представителями) и педагогами воспитательных возможностей коллектива и семьи. Это максимальное использование воспитательного потенциала в совместной деятельности с детьми.Принцип постоянного анализа процесса воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с семьей. Это сбор информации (анкетирование, опросники, диагностики и т.д.) их начальных, промежуточных и конечных результатов полученных в ходе исследования и обработки результатов. На основании полученных данных планируется дальнейшая работа педагогов и родителей (законных представителей).При открытом и доверительном взаимодействии с семьей есть ряд преимуществ:Это положительный настрой педагогов, благоприятный эмоциональный настрой детей, комфортная атмосфера, направленная на плодотворное сотрудничество.Оказание помощи в решении педагогических проблем, и пользоваться этим преимуществом следует крайне аккуратно, для того что бы ни навредить.Родители же в свою очередь помогают в решении материально-хозяйственных до воспитательно - образовательных проблем.Всегда учитываются индивидуальные потребности, возможности каждого ребенка. Для этого воспитатель постоянно поддерживает контакт с семьей. Это необходимо для того что бы знать особенности, привычки своего воспитанника и соответственно при планировании своей работы педагог учитывает их, что и приводит к повышению эффективности педагогического процесса.Родители всегда должны знать, что вся ответственность в любом случае ложится на родителей (законных представителей), а дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольников.Формы взаимодействия с семьейПри достижении положительных результатов в воспитании детей достигаются грамотной работой педагогов и доверительными отношениями родителей. Формы работы можно поделить на следующие подгруппы: Наглядно – информационные:ИндивидуальныеКоллективный Индивидуальные – посещение семьи. Знакомство с бытом своего воспитанника. Повторные посещения зависят по мере необходимости. Условия, которые важно соблюдать при посещении семьи.Договоренность с семьей о приходе педагога или другого специалиста данного учреждения.Время посещения не более 20-25 минут.Во время диалога, тон педагога спокойный, доброжелательный располагающий к общению.Общаться с родителями желательно с ребенком, и если у вас спросят совета, то совет нужно давать тактично и ненавязчиво.БеседыЦель данной формы работы с родителями заключается в обмене информацией по тому или иному вопросу воспитания. Ведущая роль здесь отводится воспитателю или специалисту детского сада.КонсультацииМогут быть плановыми и внеплановыми, групповыми и не групповыми, то есть индивидуальными. Консультации близки к беседе, но основная разница заключается в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями вопрос достаточно развернуто.Родительские собранияЭто целесообразная и действенная форма работы с родителями. Собрание включает в себя: педагогическую беседу, выступление педагога, так и родителя , так и специалистов ДОУ. В течении года собрание проводят не реже 3-4 раз, или по усмотрению педагога.КонференцииЭто новая форма работы с родителями. Она позволяет более глубоко и расширенно посмотреть на ту или иную проблему.Круглый столЭта форма работы с родителями предполагает обсуждение с родителями (законными представителями) актуальных проблем воспитания в неформальной обстановке с привлечением специалистов ДОУ.Семинары – практикумыЭта форма работы нужна для того, что бы родители могли перенять опыт, и приобрести практические навыки в воспитании ребенка.Так же каждое дошкольное учреждение использует уголки для родителей, папки-передвижки, папки – раскладушки, тематические выставки совместно с родителями, а так же памятки, все возможные буклеты, телефоны доверия, родительская почта, газеты, журналы для родителей, приглашают участвовать в творческих группах, презентация или визитная карточка сада и группы.Следует помнить, что грамотно спланированная работа с родителями (законными представителями) ведет к положительной динамике развития дошкольников детского сада.Детский сад и семья не могут заменить друг друга, поэтому они должны взаимодействовать для полноценного развития будущего поколения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙАнтонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка.// Дошкольное воспитание, 1998, №6, С. 66. Антропова Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей.//Дошкольное образование, 2004, №14. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. // Дошкольное воспитание, 2002, №9, с. 52Арнаутова Е.П. Самоанализ опыта общения с родителями.//Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 47. Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи.// Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 10. Бабина Е.С. Сотрудничество ДОУ и семьи в логопедической работе. // Логопед, 2005, №5, с.57. Взаимодействие семьи и ДОУ// Обруч, 2003, №2 (тема номера). Вопросы семейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях./Под ред. Добрыниной О.А. – Новокузнецк: ИПК, 2002. Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.// Дошкольное воспитание, 2001, №1, с. 44. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи. // Дошкольное воспитание, 2000, №6, с. 54. Данилина Т.А., Лагода Т.С. Интеграция работы ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 18 Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития./ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва и др. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001 Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 100. Канаева С.В. Ребёнок и семья: диагностика социальной ситуации.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 56 Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003, №5, с. 103. Кузнецова Н. Консультационные дни для родителей «Сотрудничество».//Ребёнок в детском саду, 2001, №6, с. 65. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 93 Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №1, с. 97 Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей.// Ребёнок в детском саду, 2005, №3, с. 19. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок в детском саду, 2005, №5, с. 2. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М: Просвещение, 1987 Палишкина Е.В. Оформляемся в детский сад: памятка для родителей.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005, №3, с. 52. Работа с семьёй.// Дошкольное образование, 2000, №20. Родители и воспитатели – два берега одной реки.//Дошкольное образование, 2003, №4. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями.//Дошкольное воспитание, 2004, №11, с. 57 Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. – М.: АРКТИ, 2005. Филиппович И.В. Взаимодействие специалиста, родителя и ребёнка раннего возраста в коррекционно-педагогическом процессе. // Логопед, 2004, №6, с.40.