Публикации "Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста".
Автор: Суродеева Евгения Анатольевна

«Формирование   навыков  безопасного  поведения  у детей младшего дошкольного возраста».Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.   Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования.       Цель моей работы — совершенствование системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста через активное использование игровых форм и приёмов.   Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей младшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.   Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в работе решаю следующие задачи:1. 1.Использовать игровые средства для формирования основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста.2. Формировать у дошкольников опыт безопасной жизнедеятельности, воспитывать ответственное отношение к личной и общественной безопасности.3. Повысить компетенцию родителей в вопросах безопасности детей - дошкольников.4. Расширить возможности предметно-развивающей среды группы для организации работы с детьми по формированию ОБЖ. ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:1. Знакомство с художественной литературой.2. Наблюдения, прогулки.3. ООД.4. Развлечения и досуги.5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного     поведения в дорожно-транспортной среде.3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.Дети приняли активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассматривали сюжетные картинки, играли с макетами дороги с перекрестком, рассматривали тематические альбомы «Виды транспорта», «Дорожные знаки», провели цикл целевых прогулок  «Дорожные знаки»,     «Пешеходный переход», играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», просмотрели видеоролики по  данной  теме.   Приняли участие в театрализации: «переходи дорогу правильно». Обыграли историю непослушного кота, который нарушал правило дорожного движения Мной в этом году были изучены следующие книги:1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.2. Крутецкая В. А. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.3. Игнатова С. В. Учим Правила дорожного движения. Наглядно-методический комплект для дошкольников и младших школьников. – М.: Издательство «Ювента», 2012.4. Тематический словарь в картинках. Мир человека. ОБЖ: Правила поведения на дороге. Программа «Счастливый ребенок». – М.: Школьная книга, 2014.5. Издание для досуга: обучающая сказка «Безопасная улица». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ответственный за выпуск В. В. Ивлева.6. Безопасность на дорогах. Что мы видим? Восприятие предметов и явлений окружающего мира: пособие для детей дошкольного возраста / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.          Мной была подготовлена картотека подвижных игр по ПДД.   Дети всегда с интересом принимают участие в беседах, играх, наблюдениях.  Для родителей были проведены консультации, сделаны памятки по ПДД,  папки - передвижки.   Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.Одним из главных условий пребывания детей в детском саду является их безопасность.Мероприятия в группе строились по нескольким направлениям, а именно:• по направлению дорожной безопасности детей, их родителей,• по направлению пожарной безопасности детей, их родителей,• по направлению антитеррористической безопасности, безопасности психического и физического здоровья детей, их благополучия в детском саду и за его пределами.В групповой комнате оформлен уголок по ОБЖ. Для организации обучения правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасного поведения на улице и дома с помощью родителей постоянно обновляется и пополняется предметно-развивающая среда, следующим образом: игрушками и игровым оборудованием, наглядно- дидактическими пособиями.Работа по ОБЖ осуществлялась на занятиях и других режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.Проводила с детьми тематические занятия, беседы на тему: «Пожарная безопасность», «Источники опасности дома » , «Безопасность на дорогах», «Контакт с незнакомыми людьми на улице», «Не все грибы съедобны», « Где можно и где нельзя играть», «Не ешь лекарства и витамины без разрешения», « Моя безопасность», « Как вызвать полицию», « Бытовые предметы».Дети с удовольствием слушали произведений: С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», « Пожар»,С. Михалков « Дядя Степа»,Сегал « Машины на нашей улице», Н. Носов « Как Незнайка катался на грузовике» Н.В.Дериглазова «Пожарный», С.Волков «Про правила дорожного движения», Н.Никитин «Правила маленького пешехода», и после каждого чтения обсуждали поведение героев на дороге, во дворе.Для организации обучения правилам дорожного движения были проведены прогулки , где с детьми наблюдали за движущимся транспортом, рассматривали знаки на дорогах с целью проверки знаний по соблюдению правил дорожного движения.Решающим условием безопасности детей является формирование у них с детства навыков личной безопасности. С этой целью с детьми проводила игровые ситуации «Таблетки растут на ветке таблетки растут на грядке», игра «Будь осторожен», «Я потерялся »,«Один дома», «Таблетки- не конфетки».«Украшаем елку», с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле елки, действиях с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.).Смотрели и обсуждали презентации:« Если в доме пожар»«Правила дорожного движения:« В стране дорожных знаков»« Как себя вести при пожаре»Мультфильмы про « Смешариков» ( из серии « Безопасность»)Ребенок может попасть в различные опасные жизненные ситуации. Наиболее распространенными являются: контакты с незнакомыми людьми, остался один в квартире или в доме, нашел подозрительный предмет и др. И чтобы помочь себе, ребенок должен усвоить элементарные знания о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Эти знания старалась давать детям через систему игровых заданий и моделирование ситуаций: «Сформулируй правило», «Как бы ты поступил?», «Как звать на помощь» направленных на формирование основ личной безопасности ребенка.Так же знания детей были отражены в детских работах: аппликация «Светофор», «Пожарные машины»,«Автобус»; рисование: «Огонь-друг, огонь-враг», «Мама гуляет с ребенком на улице»; конструирование: «Улицы нашего города»,«Виды транспорта»,«Перекресток », « Дорога опасна, с ней не шути».Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры:« Регулировщик»,« Автобус» ,« Спасатели», « Пешеходы и водитель», « Служба спасения».В уголке по ОБЖ так же имеется дидактические игры: «Опасно -не опасно»,«Четвертый лишний»,«Назови одним словом», «Хорошо – плохо», « Дорожные знаки»; развивающие и настольно- печатные игры: «Азбука пешехода»,«Перекресток»,«Лото пешехода», играя дети закрепляют знания полученные на занятиях. Есть библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуации.Вопросы о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, о правилах пожарной безопасности и о других различных опасных жизненных ситуациях актуальны в работе с родителями. В связи с этим проводила с родителями консультации на тему: « Ребенок у экрана», « Здоровье ребенка вваших руках», «Дисциплина на улице - залог безопасности»Оформила папки – передвижки: « Безопасное общение», « Правила поведения при пожаре», « Опасные предметы и явления», « Безопасность на дороге» ( азбука дороги).Результатом реализованных мероприятий стало то, что дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, на улице, в транспорте и дома; как вести себя с незнакомыми людьми; бережно относится к живой природе; как беречь свое здоровье и научились применять полученные знания в играх, инсценировках, в повседневной жизни.