Публикации
Актуальные вопросы в использовании современных образовательных технологий в работе детских школ искусств
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные вопросы в использовании современных образовательных технологий в работе детских школ искусств
Автор: Иванюшина Людмила Альбертовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальные вопросы в использовании современных образовательных технологий в работе детских школ искусств
Автор: Иванюшина Людмила Альбертовна
Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования«НАВЛИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»Методические рекомендации:АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВАвтор: Иванюшина Людмила Альбертовна преподаватель высшей категорииМБУДО «Навлинская ДШИ», п. Навля «Творческий педагог - это тот, кто открывает, умудряет и ободряет». Н. Рерих За последние годы, благодаря использованию современных образовательных технологий, наши воспитанники достигли заметных результатов в освоении образовательных программ, по которым они обучаются в детской школе искусств. Результатом этого стали призовые места, завоеванные на всероссийских и международных конкурсах. В процессе подготовки к мероприятиям подобного уровня возникли специфические вопросы подготовки обучающихся, и, как следствие этого, необходимость наиболее полного, наиболее тонкого, наиболее рационального применения современных образовательных технологий. В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования школа должна сформировать не просто обученного, а образованного человека, обладающего целостной системой знаний, умений, имеющего индивидуальное восприятие мира, готового к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. Образованность нельзя понимать в отрыве от интеллектуального, эмоционального, нравственного потенциала личности. Чтобы обучение в ДШИ соответствовало современным требованиям, необходим переход на более высокий технологический уровень, что невозможно без применения новых педагогических технологий, которые опираются на общечеловеческие ценности, гуманное отношение к детям, личностно-ориентированный подход. Когда мы начали интересоваться тем, какие новые педагогические технологии разработаны для обучения детей в ДШИ, и конкретно для обучения игре на музыкальных инструментах, то оказалось, что почти все современные педагогические технологии разработаны для общеобразовательной школы и чтобы использовать их в нашей работе необходимо их существенно переработать или же приспособить к нашей специфике работы какие-либо элементы этих технологий. Но, для начала необходимо разобраться, что такое педагогическая технология? Дословно «технология» – наука о мастерстве. В узком смысле слова педагогическая технология – это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. Объектом любой образовательной технологии является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом. В первую очередь надо ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?»не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организациитворческой деятельности, которые обеспечат комфортные условия развитияличности обучающегося. Образовательные технологии классифицируются на основе заложенного вних характера учебной деятельности. Их выделяют две: 1.Репродуктивная деятельность (традиционная): знания учащимся предлагаются в «готовом» виде, учитель не только сообщает знания, но и объясняет их, учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.Необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний. Данный метод обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительной или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами. Другой вид образовательных технологий:2. Продуктивная, поисковая деятельность, направленная на формированиеновых знаний непосредственно самими обучающимися, здесь педагог выступает только как направляющий. Сущность продуктивной деятельности в том, что знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно, учитель организует не сообщение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.Учащиеся, под руководством педагога, самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. При применении современных педагогических технологий формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная информация, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика. Знания успешно усваиваются, если обучаемый к ним неравнодушен, если учитель создает условия и ситуации, участие в которых удовлетворяет потребности ученика в самоутверждении, признании, одобрении другими. Должна доминировать модель отношений «человек к человеку», а неустаревшая «учитель – ученик». Инновационный подход в детском музыкальном образовании невозможен без массового освоения преподавателями принципиально новых систем обучения детей основам искусства. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. Преподаватель в ДШИ имеет более сильное влияние на детей, чем в общеоб-разовательной школе. Отсюда повышенные требования к личностным качествампедагога. Он должен обладать определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способностью творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию. Какими личностными качествами должен обладать педагог, использующийсовременные технологии обучения: нацеленность на формирование творческой личности; педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; уметь создавать проблемные ситуации; уметь возбуждать вопросы детей; должен поощрять детское воображение; иметь собственные творческие способности и склонности. Обычно при обучении педагогов ДШИ применяется понятие не технология обучения, а методика обучения, но понятие «педагогическая технология» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, и направлена на последовательное воплощение на практике данного процесса. На уроках специальности создать одинаковые условия для эффективного применения технологии очень сложно, поскольку деятельность педагога музыканта всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок (психофизиологические и возрастные особенности обучающегося и личные качества преподавателя, его компетентность и подготовленность, способность педагога установить контакт с учеником, мобилизовать, правильно сориентировать его и повести за собой). Часто одни и те же педагогические средства, примененные для обучения конкретного учащегося, могут иметь различный результат. Это делает практически невозможным создание единой унифицированной технологии или жесткой технологической системы. Но мы можем взять ту или иную современную технологию или ее элементы и приспособить к своим конкретным условиям обучения и воспитания в ДШИ. Большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевые слова в характеристике технологий личностно - ориентированного образования – ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Массовая школа в большинстве своем использует обучающие технологии с опорой на интеллект. Одна из ошибок современной школы заключается в том, что головы учеников перегружаются знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития способностей ребенка. Способы деятельности детей зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника. При применении современных педагогических технологий в момент учебной деятельности формируются знания, которые человек умеет применить на практике. Это не заученная, не зазубренная научная информация, а знания, «пропущенные» через субъективный, личностный опыт ученика. Знания успешно усваиваются, если обучаемый к ним неравнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл, если учитель создает условия для стимулирования ценностного субъективного отношения к овладению знаниями, создает ситуации, участие в которых удовлетворяет потребности ученика в самоутверждении, признании, одобрении другими. Необходимо уважать индивидуальные способности обучающихся. Должна доминировать модель отношений «человек к человеку», а не устаревшая «учитель – ученик». Таким образом, выбор и применение новых педагогических технологий зависит от квалификации педагога, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи в данных условиях требует дифференцированного подхода. Инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации педагога. Для сферы музыкальной педагогики и педагогической деятельности первоочередное значение имеют инновации в области методики обучения, воспитания и преподавания.Инновационный подход в детском музыкальном образовании невозможен без массового освоения принципиально новых систем обучения детей основам искусства. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь.Одна и та же технология в руках разных педагогов может каждый раз выглядеть по-иному. Это зависит от личностных качеств учителя, особенностей обучающихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. Хотя необходимо признать, что давно зарекомендовавшие себя методики маститых педагогов-музыкантов часто приносят пользу порой не меньшую, нежели инновационные методики некоторых педагогов-новаторов, но любая, пусть даже самая наилучшая методика преподавания игры на музыкальных инструментах, не может быть универсальной и пригодной для обучения всех. Наши методики обучения игре на музыкальных инструментах, рассчитаны на абстрактный контингент обучающихся, процент по-настоящему одаренных детей невелик, и в основном приходится работать с детьми, имеющими средние способности. Для этого уже требуются специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься педагог на уроках специальности, поскольку недостаточное развитие этих качеств у ученика является безусловным тормозом для успешного его обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Традиционная же методика обучения недостаточна, поскольку далеко не всегда бывает в состоянии дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы.Признаками педагогической технологии обладают такие методические пособия как самоучители или школы игры. В реальной же практике обучение игре на музыкальных инструментах часто ведется на основе авторских технологий, поскольку научно и методически обоснованные технологии, за редким исключением, не известны педагогам или не разработаны. Поскольку условия протекания процесса обучения игре на музыкальном инструменте всегда различны (порой отличаются довольно существенно), то о возможностях повторяемости технологии и гарантиях в достижении педагогического результата нужно говорить весьма осторожно. Точное применение педагогами-музыкантами разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок.К числу условий, определяющих успешность применения технологий, необходимо отнести: психофизиологические особенности учеников, возрастные особенности, большое значение имеют личные качества преподавателя, его компетентность и подготовленность, психологический микроклимат в классе и в учебном заведении, способность педагога установить контакт с учениками, мобилизовать, правильно сориентировать их и повести за собой.Создать одинаковые условия для эффективного применения технологии практически очень сложно. Педагогика - необычайно творческий вид деятельности и часто одни и те же педагогические средства в различных условиях могут иметь различный результат. Это осложняет возможность использования конкретных технологий, а также делает практически невозможным создание единой унифицированной технологии или жесткой технологической системы. Но мы можем взять ту или иную современную технологию или ее элементы и приспособить к своим конкретным условиям обучения и воспитания в ДШИ.Например, педагоги ДШИ вполне могут использовать следующие педагогические технологии, или какие либо элементы из них в своей работе:Технология свободного труда (С.Френе)Подразумевает выполнение коллективных проектов, самоуправление, индивидуальный учебный план, работу с информацией, издание газет и т.д.Если педагог доверяет своим ученикам, то добрая сила доверия способна вызвать у них прилив творческой активности, самостоятельности, раннее личностное и творческое самоосознание. Стремление творить то, что нравится, приводит к максимальному раскрытию творческих способностей учащегося. Роль педагога сводится к направлению деятельности учащегося в необходимое русло.Диалог культур (Ю.В.Кит)Эта технология может и должна широко применяться при обучении игре на музыкальных инструментах в самых разных ситуациях: при чтении с листа, при разборе нового произведения, при прослушивании музыки и т.д. Сущность ее состоит в связывании современной музыкальной культуры с культурами разных эпох и народов. Общаясь с учеником не на деловом, а на духовном уровне, педагог имеет прекрасную возможность передавать ему знания, формировать отношения к музыке, искусству, культуре, деятельности музыканта и, что не менее важно, совершенствуется сам.Вальдорфская педагогикаСущность этой технологии заключается в такой организации учебного процесса, когда обеспечивается достижение гармоничного сочетания интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования, обучение ведется по этапам. Ученик на протяжении всего своего обучения проходит три этапа: становление души, становление тела и становление духа. Смысл первого этапа – заложить нравственные и духовные ценности будущей личности, научить замечать и ценить прекрасное. Смысл второго этапа – совершенствовать тело, а также дать некоторые практические навыки работы. На третьем этапе происходит профессиональное самоопределение учащихся, завершается работа над формированием интеллектуальных, нравственно-эстетических качеств. К обучению игре на музыкальных инструментах данная технология, разработанная Р.Штайнером около 80 лет тому назад, имеет самое непосредственное отношение.Программированное обучениеПрограммированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемой в определенной логической последовательности. Может широко использоваться при обучении игре на музыкальных инструментах. Ученику разрабатывается и сообщается программа его развития на определенный период и предлагается репертуар, список необходимых для чтения книг, аудио- и видеозаписи, даются разработанные педагогом технические упражнения или их комплексы.Проблемное обучениеПоследовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем, разрешая которые они активно усваивают знания. Проблемными считаются те ситуации, которые способны вызвать интеллектуальные затруднения. Педагог ставит перед учеником определенные вопросы, познавательные задачи, учебные задания (самостоятельно расставить аппликатуру, штрихи, динамику, самостоятельно изучить историю создания разучиваемого произведения или узнать о композиторе, который написал данное произведение и т.п.). Эффективность этой технологии зависит от меры применения проблемных ситуаций на уроке. Если их много, то урок подчас превращается в нудное мероприятие по решению проблем.Концентрированное обучениеСуть технологии концентрированного обучения (или метода погружения) – интенсивное изучение предметов при объединении занятий в блоки. Эффективность занятий может существенно вырасти, если в день будет проводиться не более двух занятий, а время занятий по одному предмету может быть увеличено в несколько раз. Технология концентрированного обучения предполагает использование некоторых других: проблемного обучения, технологии укрупнения дидактических единиц и т.д.Модульное обучениеПредполагает самостоятельную работу с индивидуальной учебной программой. Педагог предоставляет учащемуся готовые модули, в которых обозначены его задачи на определенный период времени. Выражается в виде готовых дидактических заданий. Положительным моментом является то, что следующий модуль, как правило, дается после освоения предыдущего. Задания, входящие в блок модуль, могут выполняться в течение долгого времени, но он должен быть завершен. Завершенный модуль дает полное представление об уровне развития тех или иных качеств ученика.В модуле могут даваться задания по различным аспектам. Например, модуль может содержать конкретный набор заданий по блокам:I блок: освоение необходимых элементов исполнительской техники (гаммы, арпеджио, упражнения и их комплексы), 2) чтение с листа, 3) подбор по слуху, 4) сочинение.II блок: вопросы для самостоятельного изучения по конкретному произведению из программы;III блок: домашнее задание, включающее не только задания по изучаемым произведениям, но и по развитию кругозора, отдельных способностей учеников.Развивающее обучениеСущность его – в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ученика, а не на программные требования.Репертуар выступает как вспомогательное дидактическое средство для обеспечения дальнейшего развития учащегося. Много внимания может уделяться специальным упражнениям. Важно, чтобы требования учебного заведения к уровню обученности не заслоняли главных педагогических целей, таких как: развитие культуры учащегося, его эстетических, нравственных, профессиональных и иных положительных свойств и качеств.Дифференцированное обучениеЦелевыми ориентациями данной технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп.Усвоение программного материала на различных уровнях или по различным направлениям. Уровень развития способностей к выполнению различных видов деятельности и уровень подготовленности учащихся определяют выбор типа их развития: только обучение игре на инструменте, общемузыкальное, профессиональное.Игровое обучениеПодразумевает организацию игровой деятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо может использоваться в начальный период музыкального обучения. Данная технология может быть выражена в методических пособиях (сценарии постановки детских музыкальных спектаклей, проведения викторин, внеклассных мероприятий), специальных музыкальных играх, в комплексе специально разработанных уроков с применением игр, в отдельных методических приемах. Укрупнение дидактических единиц Предполагает изучение взаимообратных действий, сравнение противоположных понятий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, сопоставление этапов работы над упражнениями. В результате таких действий складываются определенные блоки, состоящие из освоенных элементов. Они составляют технологическую базу учащегося, на основании которой происходит его дальнейший рост.Перспективно-опережающее обучениеПри изучении определенной темы проходятся элементы из более сложных тем, но близкие к изучаемому в данный момент материалу.Компьютерная технология Компьютерная технология может осуществляться как проникающая технология. Компьютер представляет: источник учебной информации, наглядное пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации, предполагает использование компьютерных обучающих и контролирующих программ. При обучении могут использоваться компьютерные программы обработки звука и нотные редакторы, компьютерные тесты, записи партий других участников ансамбля или оркестра, звучание оркестра без партии солиста, информация учебно-методического характера на компакт-дисках. Одним словом можно очень широко использовать все возможности компьютера при обучении ребенка в ДШИ.Информационная технология Предполагает обучение с использованием средств телекоммуникации, баз данных, находящихся как в сети «Интернет», так и в локальных сетях. Благодаря широкому доступу к базам данных снимается ряд проблем, связанных с получением необходимых знаний гуманитарного, общемузыкального, специального характера. Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet: привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира, интерактивное общение, слежение за культурными и музыкальными событиями через международные серверы. Здоровьесберегающие технологии Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью обучащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда. Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. Поэтому каждый педагог ДШИ, является психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение песен помогает при сердечных недугах, помогает при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Игра на музыкальных инструментах развивает мыслительную активность ребенка, улучшает память, повышает эмоциональность. Но самый большой эффект на человека оказывает классическая музыка, особенно мелодии Моцарта. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя детская школа искусств должна, всеми возможными средствами, помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности уроков в ДШИ как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии. Они отличаются гуманистической сущностью, направленностью на поддержку личности, на уважении и любви к ребенку, вере в его творческие силы, отвергают принуждение.технологии сотрудничества – реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся находятся в состоянии сотрудничества, сотворчества.технологии свободного воспитания – делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности, ребенок идет к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.эзотерические технологии – основаны на учении о подсознательном. Сам ребенок становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. Ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования – ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности, и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения(И.С. Якиманская)Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.Педагогика сотрудничества(С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов и др.)Основывается не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я».Как целостная технология, пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами. Положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:превращение педагогики знания в педагогику развития личности;в центре всей образовательной системы – личность ребенка;гуманистическая ориентация образования;развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию. Основные принципы педагогики сотрудничества:учение без принуждения;право на свою точку зрения;право на ошибку;успешность;мажорность;сочетание индивидуального и коллективного воспитания. Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса. Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты. Цель педагога – разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности.Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:заинтересованность педагога в их судьбе;сотрудничество, общение, отсутствие принуждения; отношение к ребенку как к уникальной личности;терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы.Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений, которая утверждает: право ребенка на свободный выбор направления деятельности, объема и уровня сложности учебного материала, педагога и т.п.; право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения; создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;неформальный стиль взаимоотношений педагога и детей.Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.Интересное дело, участником которого становится ребенок, обладает большим социальным значением и оказывает на него влияние, поскольку: приобретается социальный и эмоциональный опыт; центрируется внимание на социальном значении происходящего; высвечивается социально-культурная ценность общего дела;осуществляется реальное взаимодействие ребенка с другими детьми, которое подкрепляется дружбой, общением; формируется умение взаимодействовать с людьми. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе ДШИ может применяться Технология индивидуализации обучения (адаптивная) (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Это такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход, как принцип обучения, осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией. В общеобразовательной школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в ДШИ – и со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься на том музыкальном инструменте, который ему нравится. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно, в ДШИ – это один из основных способов обучения. Групповые технологииГрупповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Данные технологии в ДШИ больше подходят для занятий на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, для обучения на отделениях хореографии, изобразительного искусства, театрального искусства, хорового пения, а также для организации внеклассных мероприятий.Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:одновременная работа со всей группой;работа в парах;групповая работа на принципах дифференциации.Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.Групповая технология складывается из следующих элементов: постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы; планирование работы в группах; индивидуальное выполнение задания; обсуждение результатов; сообщение о результатах; подведение итогов, общий вывод о достиженияНаиболее подробно хотелось бы остановиться на такой технологии, которую обязательно необходимо использовать в ДШИ для организации внеклассной работы. Использование этой технологии очень сильно повышает заинтересованность детей в освоении музыкального инструмента. Повышает их творческую активность и уверенность в своих силах.Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) Это организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.Коллективное – потому, что это товарищеское общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому. Дело – потому, что его результат – общая польза и радость.Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности. Цели технологии: развитие творческих способностей детей, приобщение их к творческой деятельности, воспитание общественно-активной творческой личности, организация социального творчества, направленного на служение людям раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания. Черты технологии творчества:свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;педагогика сотрудничества, сотворчества;применение методик коллективной работы;стремление к творчеству, самовыражению, самореализации Есть много разновидностей коллективных трудовых дел, но к специфике работы ДШИ лучше всего подходят познавательные дела (турнир знатоков, викторина и т.п.) и художественно-эстетические дела: (концерты, лекции- концерты, тематические праздники, выставки, конкурсы, выпуски тематических стенгазет и т. п.)Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:1.Стартовая беседа, во время которой дети увлекаются перспективой интересного и полезного дела. Предварительная работа педагога с учащимися на выявление их возможностей, желаний, интересов может проводиться индивидуально с каждым ребенком, а затем обсуждаться на общем собрании. 2.Коллективное планирование предполагает строгое распределение ролей - кто за что отвечает, что делает каждый, деление на группы, распределение групповых и индивидуальных поручений, определение места и времени проведения мероприятия. 3.Коллективная подготовка. Творческая группа из представителей каждого микроколлектива уточняет предложенный проект КТД в деталях, распределяет поручения между микрогруппами, а затем руководит выполнением задуманного.4.Проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. Проведение коллективного дела делится на три этапа: начало, основную часть и окончание: Начало мероприятия как организационный момент должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать: песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка. Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу. 5.Коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общеесобрание, посвященное результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее, определяются ближайшие перспективы, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело. 6.Педагог организует использование опыта, накопленного учениками при планировании, подготовке, проведении и обсуждении коллективного творческого дела для более успешного их обучения в ДШИ. Таким образом, учебный процесс превращается в творческую лабораторию или мастерскую, где дети, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности. Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и многое другое. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике подходы к организации обучения и воспитания, можно утверждать, что современные педагогические технологии повышают эффективность учебно-воспитательного процесса. С их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающихся возможности самореализоваться, и развить творческие способности. Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения, способствуют полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни. Цель внедрения новых технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. Таким образом, каждый педагог, используя современные инновационные технологии, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя – работа, а для его учеников – обучение станут радостнее и увлекательнее.Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;научить детей новым методам работы;оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики. разрабатывать необходимые дидактические средства для осуществления образовательного процесса. Таковы общие направления разработки и внедрения современных педагогических технологий в ДШИ. Какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по конкретному направлению, другие – для других. Но общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии. При этом каждый педагог будет являться «создателем» технологии, так как невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного творчества, нельзя автоматически перенести чужой опыт в свою практику.Список использованной литературы.1.Анохина Г. М., Морозова Н. А., Рогачев С. А., Савинков Ю. А. Система адаптивного обучения. М., 2000.2.Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития. Школьные технологии. М.,1998. 3.Бергер Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». С-П., 2004. 4.Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. Педагогические технологии. М., 2006. 5.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.6.Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. М., 2005.7.Брановский Ю.С.. Молчанов А.С. Педагогические информационные инновации. Ставрополь, 1996.8.Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. М., 2000. 9.Гатауллина Г.Г. Использование современных технологий в условиях модернизации образования. М.,2011.10.Гузеев В.В. От методики к образовательной технологии. Народное образование, 1998. 11.Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий. М., 1997.12.Дарчинянц Э.Р. Детские школы искусств и благосостояние нации: инновации, проблемы и решения. Сборник трудов восьмой общероссийской конференции. М., 2009. 13.Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования. Методическое пособие. Самара, 1999.14.Золотухина А.И. Методики обучения игре на музыкальных инструментах в системе педагогических технологий. М., 2011. 15.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.16.Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности. Вопросы психологии. М., 1989. 17.Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии Школьные технологии, М., 2000. 18.Новгородская В.В. Методики обучения игре на музыкальных инструментах в системе педагогических технологий. М., 2012.19.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.,2001.20.Рыжов В.П. Музыка как информационная система. Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону.,2003.21.Свинина Н. Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно - ориентированного образования. Педагогика. М.,2001. 22.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.23.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.. НИИ школьных технологий, 2005. 24.Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.. 1999.25.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2005.26.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя. – М., 2003.27.Сократова Н.В. Дополнительное образование как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей. Оренбург, 2001.28.Цуканова С. В. Технология коллективной творческой деятельности. М., 2012.29.Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.