Публикации "Методы и приемы формирования письменной и устной речи на уроках русского языка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы и приемы формирования письменной и устной речи на уроках русского языка"
Автор: Елена Николаевна Ермолина

Опыт работы
Тема: Методы и приемы формирования устной и письменной речи на уроках русского языка
Актуальность выбранной темы
Подростки 21 века – это дети компьютерной техники, новых айфонов, айпадов, девайсов. Они хорошо разбираются в технике, но их общение как со взрослыми, так и со сверстниками сведено к нулю. Краткое текстовое сообщение (смс) или яркий смайлик заменяют им живой диалог, википедия и электронная книга - знакомство с новыми книгами, работу с первоисточниками и словарями. Они получают готовую информацию нажатием кнопки, движение пальца по экрану устройства, не приложив к ее получению никаких усилий. Из полученной информации половина из них не может отобрать действительно нужный материал и затрудняется в логическом соединении смысловых частей выбранного. Большая часть сочинений, написанная учащимися, либо полностью списана из интернета, либо не отличается интересным замыслом, полнотой, стройностью и яркостью речи. Лишь несколько человек из целого класса могут полностью передать содержание прочитанного текста, вступить в спор, отстоять свою точку зрения и привести необходимые аргументы. Неразвитые коммуникативные навыки - это проблема подрастающего поколения, на решение которой должны быть направлены все средства языка и силы педагогического сообщества. Вышеуказанная проблема является актуальной в настоящее время, поэтому основным требованием современного российского образования является формирование коммуникативной компетентности учащихся. Одной из важнейших задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта также считается формирование одного из значимых результатов школьного обучения – коммуникативной компетентности.
Развитая устная и письменная речь обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Для формирования коммуникативных качеств необходимо взаимодействие с другими людьми, объектами окружающего мира и информацией, умение её отыскивать, преобразовывать и передавать, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Для того чтобы совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, необходимо максимально разнообразить работу в этом направлении, вести её систематически и целенаправленно, объединяя для этого все возможные силы и средства.
Исходя из вышесказанного моя главная цель: формировать устную и письменную речь учащихся, используя разнообразные формы и приемы в преподавании русского языка.
Задачи:
1) Создание условий для реализации поставленной цели (изучение научно-методической литературы, подготовка информационной и материально-технической базы);
2) Формирование навыков говорения, слушания, общения, умения создать письменное высказывание;
3) Определение более эффективных методов и приемов, используемых учителем на уроках, для формирования ключевых компетенций;
4)Создание условий на уроках русского языка для речетворчества учащихся.
В работе необходимо придерживаться следующих принципов:
•Принцип гуманизма.
•Принцип индивидуального подхода к учащимся.
•Принцип учения без принуждения.
•Знание через общение – общение через знания.
•Принцип сотрудничества детей с учителем.
II. Основная часть
1.Теоретическая база опыта
Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. Можно выделить несколько составляющих:
- лингвистическая (языковая),
-социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом),
-социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка),
- дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения),
-стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником),
- социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
1.Условия для развития устной и письменной речи:
Коммуникативная компетенция способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.“Обучать общению, общаясь”– без этих условий нет урока.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

2. Определение методов, приёмов формирования устной и письменной речи.
Для организации деятельности по формированию устной и письменной речи используется следующие методы:
1. Исследовательский метод
2. Частично – поисковый метод.
3. Метод проектов.
4. Метод проблемного изложения
В своей работе я использую методы, ориентированные не только на устную коммуникацию (общение):
-Учебный диалог,
-доклады,
-сообщения,
-ролевые и деловые игры, предполагающие роли Говорящего, Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего,
-исследования,
-проекты требующие проведения опросов, бесед, интервью
-обсуждения, дискуссии, диспуты,
-выступления в качестве оппонентов
-выступления в качестве ведущих на мероприятиях и т.д.
-вовлечение учащихся в работу лингвостудий, театральных студий
Но и методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
-участие в конкурсах сочинений,
-участие в олимпиадах,
-ролевые и деловые игры, предполагающие роли Пишущего и Читающего,
-исследования, проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов,
-подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории,
-рецензирование учебных исследовательских работ
Важным в формировании речи учащегося является развитие навыков речевого общения на двух уровнях:
на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения и т. д.;
на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога и т. д.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации и особенностям обучающихся.
Приемы, используемые на уроках и во внеурочное время, разделены на три основных группы:
Обогащение словарного запаса.
Формирование устной речи.
Формирование письменной речи
Предлагаются некоторые (из трех групп) приемы работы над формированием коммуникативных навыков:
2.1.Обогащение словарного запаса
А. Этот вид работы считается основным, и проводится он по следующему правилу: С каждого урока с новым словом
Упражнения каждого параграфа содержат слова, толкование которых учащимся не известны, либо их лексическое значение знакомо им лишь приблизительно. Необходимо привлечь внимание учащихся к слову, дать ему толкование (дети сами отыскивают слово в толковом словаре С.Ожегова, ежедневная работа по цепочке помогает каждому члену классного коллектива быть Ответственным за открытие), составить с ними словосочетание или предложение, тем самым закрепить данное слово в речи обучающихся.
Тема Язык и человек в упражнении №1 (аудитория, ремесла)
Тема Общение устное и письменное в упражнении №4 (темп, тон)
Тема Орфограмма в упражнениях 25,26 ( циркуль, старожил) и т.д.
Под обогащением словарного запаса следует понимать не только количественное увеличение, но и качественные изменения, выражающиеся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, со стилистическими возможностями слова, которые позволяют соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего. Важным этапом в обогащении словарного запаса учащихся является работа со словарями, так как она обеспечивает нужный объем знаний по культуре речи.
Б. Лексические игры
Найди пару
В левый столбик, приготовленных карточек, записываются неизвестные слова, а в правом вперемешку даны их толкования. Задача учащихся найти слово и его соответствующее толкование. Карточки собираются и вклеиваются в тетрадь –копилку.
Клеймо
Ряд одинаковых предметов, разложенных или следующих друг за другом цепью, один за другим.
Литера
Тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Вереница
Печать, знак, который ставят или выжигают на ком- чем- нибудь.
Ростовщик
То же, что буква (устар.)
Секретные агенты
Задание: Необходимо отгадать слово по его лексическому значению и составить с ним предложение.
Пример: Коллектив актеров театра, цирка (Труппа)
Слова необходимо не только знать, но и правильно его произносить, поэтому необходимо систематически проводить следующие работы по закреплению орфоэпической нормы:
В. Кривое слово – хромая речь - орфоэпические диктанты
Диктант на знание орфоэпических норм (задание: расставь ударение в словах)
Игра Где ошибка? (задание: отыщи слова с ошибочной постановкой ударения, исправь ошибку в них)
Игра Слушаем и исправляем ( Петя быстро доел яич(ч)ницу, выпил стакан теплого(го) молока. Он спешил на улицу. Вчера они с папой доделали сквореч(ч)ник , и Петя хотел поскорее прибить его к большой березе под окном. В деревню уже прилетели скворцы).
2.2.Формирование устной речи.
А. Толстые и тонкие вопросы (вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа, и вопросы, требующие простого, односоставного ответа.) получая односоставный ответ, типа Да- Нет, учитель оценивает только его правильность, но развернутые и полные ответы учащиеся давать затрудняются.
Для того чтобы облегчить этот вид деятельности, необходимо систематически использовать прием Зеркальные ответы
Технология данного приема проста. Чтобы ответ был полным, надо использовать все слова из вопроса кроме самого вопроса. Пример: Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных?- От однокоренных формы одного и того же слова отличаются только окончаниями.
Когда пишется Ь после шипящих в существительных? - Ь в существительных после шипящих пишется, если данное существительное относится к третьему склонению.
Данный прием помогает избежать односложных, нераспространенных ответов на вопросы.
Б. Построение рассуждений по схеме:
Для устных ответов
Тезис
Слово цыган- имя существительное.
Аргументы (во-первых, во-вторых, в-третьих)
Во – первых, оно обозначает предмет, к нему можно задать вопрос КТО?
Во – вторых, слово цыган относится к одному из трех родов. А именно к мужскому.
В –третьих, слово цыган склоняется, то есть изменяется по падежам и числам (цыган- цыгане; Р.п.- Цыган, В.п.- цыган, Д.п- цыганам, Т.п – цыганами, П.П – о цыганах.
Вывод
Следовательно, слова Цыган является именем существительным
В.Продолжите ряд:
Воздух: свежий, чистый, прохладный, морозный, морской…
Снег: белый, пушистый, мягкий, искрящийся, холодный…
Трава: зеленая, сочная, свежая, примятая….
Солнце: светило, грело, взошло, озарило, обогрело, осветило….
Поезд: тронулся, остановился, мчался, доставлял, перевозил…
Г. Языковые игры
Кто больше?
Играющие делятся на две команды (можно по рядам). Ведущий предлагает слово. Например, рыжий. Участники игры должны устно составить как можно больше коротких предложений.
Рыжий мальчуган забил прекрасный гол.
Рыжая осень поселилась у нас в лесу.
Рыжий, ты смело поступил, - сказал пятиклассник Митька Ерофеев.
Солнце было теплое, ласковое, рыжее.
Выполняя упражнение, учащиеся приходят к выводу, что это слово может быть как прилагательным, так и существительным.
Как вариант этой игры является составление предложений на заданную тему, например, На подводной лодке, Поход, В музее.
Купи питомца
При изучении темы Описание животного целесообразно закрепить навык описания животного, проведя данную игру. Классный коллектив делится на группы. Каждая группа выбирает себе понравившуюся кошечку. Пять минут отводится на подготовку, необходимо подготовить описание питомца. К доске приглашается продавец и покупатель из другой группы.
-Добрый день. Мне хотелось бы купить вашу кошечку. Расскажите мне о ней.
- Моему котенку один месяц, но он уже самостоятелен….
-Огромное спасибо за покупку. Будьте хорошим другом и хозяином этому малышу. (Четыре фотки на один слайд ,с котами)
Д.Речевые упражнения:
Ролевое общение
Участники разбиваются на две группы. Первая группа – это журналисты, которые будут брать интервью, а члены второй группы выбирают, какую роль они будут играть (руководитель спортивной школы, герой, спасший человека, президент России, губернатор Сахалинской области, директор вашей школы). Исходя из того, какую роль они будут играть, респонденты должны в течение 3-5 минут отвечать на вопросы. В заключении обсуждают: легко ли было общаться, выполняя определенную роль. Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Передача чувств или Пойми меня
Учащиеся встают в ряд, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передает мимикой какое – либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление, злость, боль), второй человек должен передать следующему это же чувство. У последнего в ряду спрашивают о том, какое чувство он получил, сравнивая с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство (как вариант, учащиеся передают друг другу слово, объясняя его значение, но не называя его).
Сильные стороны
Цель упражнения:помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.Инструкция:участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
Ж. Синквейн – это инструмент для анализа и синтеза сложной информации, обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу), позволяет учащемуся почувствовать себя творцом. В переводе с французского обозначает пять.
1 строка - Темастихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именемсуществительным.
2 строка - Описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными.
3строка - Описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычноглаголами.
4 строка - Фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме.
5 строка – Вывод, сделанный одним словом (существительным)
Пример: на проверку теоретических знаний и на умение создавать эстетически красивые тексты (5 класс).
Существительное.
Одушевленное, неодушевленное.
Определяется, удивляет, смешит.
Формула помогает определить категорию.
Открытие.
Снежинка.
Белая, легкая.
Летит, искрится, кружится.
Удивляет своим чудным танцем.
Красота.
Сундучок мудрости
Пословицы и поговорки.
Особоевнимание уделяю развитию навыков речевого этикета у учащихся. Богатый материал для этого дают пословицы, которые я активно
использую на уроках русского языка.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают нашу речь, делают ее образной, яркой. Не секрет, что современные дети совершенно не знают пословицы и поговорки, не умеют их правильно употреблять в письменной и устной речи, а употребляя, допускают ошибки в их значении. Необходимо вести систематическую работу по наполнению Сундучка мудрости (отдельная тетрадь)
Предлагаемые задания:
1)Зашифрованные загадки
Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.
Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Семь нянек, без глаза. 7. Хлеб-голова. 8. Что посеешь, то…
2) Что ты об этом думаешь?
Я предлагаю обучающимся устные и письменные рассуждения по пословицам о речи, при этом стараюсь выбирать такие, по которым впоследствии будут вводиться правила речевого этикета. Например, Все беды от языка, Лошадь узнают по езде, а человека в общении, Человек спрятан за его словами; хочешь понять человека, вслушайся в его речь, Язык мал, великим человеком ворочает.
В своей работе я также использую правила речевого этикета для Говорящего и Слушающего, составленные Ю.В.Рождественским О правилах ведения речи по данным пословиц и поговорок. На мой взгляд, они интересны тем, что подкрепляются пословичным материалом.
Правила для Говорящего.
1.Осторожно обращайся со словом!
Невысказанное высказать можно, высказанного не вернуть, Будешь следить за языком – он охранит тебя, распустишь – он тебя предаст.
2. Тщательно продумай свою будущую речь!
Прежде чем говорить, подумай о смысле, Если боишься – не говори, если сказал, то не бойся!
3. Оцени уместность своей речи!
Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати.
4. Не искажай действительности в речи!
У лжеца дом сгорел – никто не поверил.
5. Правильно избирай собеседника!
Глухой слушает, а немой говорит.
6. Не наноси ущерба собеседнику!
На языке мёд, под языком лёд, Все беды от языка, Языком убивают как
кинжалом, только кровь не льётся.
7. Не говори о том, что всем известно!
Учит рыбу плавать, Яйцо курицу уму – разуму учит.
8. Не будь многословным!
Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.
9. Следи за своим тоном, мимикой, жестами.
Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано.
Правила для Слушающего.
1.Выслушай обращённое к тебе слово!
Вникни в содержание речи и попробуй понять Говорящего.
Сто человек – сто мнений, Сколько людей, столько умов.
2. Распознай намерения и интересы собеседника!
Человек спрятан за своими словами; хочешь понять человека, вслушайся в его речь.
3. Не принимай решения, выслушав только одну сторону!
4. Если тебе не ясно, не спеши с выводом!
5. Если сомневаешься в искренности своего собеседника, сопоставь его высказывания, обращенные к разным людям, сделанные в разное время!
Зайцу говорит – беги, борзой говорит – лови.
Обогащению речи школьников служит знакомство с фразеологической системой русского языка (при изучении раздела Лексика провожу стандартные и нестандартные уроки, провожу конкурсы, викторины, игры.Уделяю большое внимание изучению новых фразеологизмов и пополнению Сундучка мудрости).
2.3.Формирование письменной речи.
Особое место в формировании коммуникативной компетенции занимают уроки по развитию речи. Задачи и упражнения на уроках написания изложения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи школьников, повышению культуры речевого общения. Обчающиеся должны не только владеть техникой чтения, осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи, но и уметь определять тему и основную мысль текста; подбирать название, отражающее тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план; определять стиль и тип речи.
В 5 классе на уроки развития речи отводится 28 часов, из них 8часов- на изложение, 20 часов- на сочинение.
Виды изложений:
- сжатое изложение;
- изложение с изменением лица;
-подробное изложение;
- выборочное изложение.
Виды сочинений:
-сочинение – описание;
- сочинение- рассуждение;
- сочинение- рассказ по картинке;
- сочинение- рассказ по заданному плану;
- сочинение – письмо.
Большую часть времени на уроках подготовки к написанию сочинений и изложений отвожу составлению простого и сложного плана, по которому будет воспроизведен и создан текст. Во избежание списывания составляем план вместе с учащимися на уроке. Потом читаем и пересказываем текст по абзацам. В зависимости от вида изложения пересказ должен быть либо подробным, либо сжатым (с уже отобранным основным материалом). Ребята должны научиться писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, характерные языковые средства выразительности, вводить по необходимости в текст элементы сочинения.
Коммуникативные УУД заложены прежде всего в структуру уроков развития речи. В 5м классе учащиеся работают, в большинстве своем, надсочинениями-описаниями. Учитывая возрастные особенности, когда дети являются ориентированными на кинестетику (чувственный способ восприятия информации), важно научить ученика описывать предмет по различным модальностям (признакам). Примером может служить такое упражнение:
ситуативные упражнения: (фото Бочкарева и Зариной)
Традиционные упражнения
Ситуативные упражнения
1.Опишите карандаш: каким вы его видите, какой он на ощупь. Составьте словосочетания.
1.Загадайте родителям загадку. Опишите предмет, не называя его. Используйте составленные словосочетания
2.Составьте словосочетания по теме В сказочном осеннем лесу, используя данные словосочетания, составьте текст.
2. Представьте себе, что вы побывали всказочном осеннем лесу ихотите поделиться своими впечатлениями сдругом-одноклассником. Запишите возможный вариант своего рассказа. Вмеру необходимости используйте данные словосочетания.
3. Расскажите о кратких прилагательных и составьте с некоторыми из них словосочетания.
3.1. Представьте себе, что вам нужно объяснить, что такое имя прилагательное сестрёнке, пропустившей уроки по болезни. Составьте письменно такое объяснение(можно использовать схему).
3.2. Используя словосочетания с краткими прилагательными, напиши мини- сочинение на тему Лыжники (повествование)
Пример:
Я держу в руках предмет. Он не цветной, а серый. Все его называют простым. Он старенький. Когда –то был длинным. Но его часто точили, и он стал совсем коротким. Предмет деревянный, его ребристая поверхность синего цвета, гладкая и жесткая. Что бы я без него делал?
Описывать можно и одушевленные предметы.
Используя краткие прилагательные. Опишите лыжников, которые бегают по стадиону.
Пример мини – сочинения Лыжники
Стоит облачный, но теплый день. Из окна кабинета я вижу снег, он бел и липок. В снегу стоят высокие тополя. Между ними проходит школьная лыжня, по которой бегут лыжники. Ход их легок. Они быстры и веселы, смелы и сильны.
От описания конкретных предметов можно перейти к описанию явлений, например: "Музыка природы", "Начало осени", "В зимнем лесу" (фото 5 класса за партами с учебниками)
Поэтому при написании сочинения-описания картины мы ставим вопросы, касающиеся формы: Какие цвета присутствуют на картине? Какие они: холодные или теплые? Кроме цвета, что еще может передать настроение на картине?
И только потом следует вопрос: Для чего автор использует те или иные краски или изображает своих героев в определенных позах, с теми или иными жестами и мимикой?
Поэтому, перед тем, как переходить непосредственно к написанию сочинений, целесообразно предложить ученикам нарисовать рисунки, комиксы на тему предстоящего сочинения или мысленно создать кинофильм, а потом перенести внутренние рисунки в контуры кинопленки на бумагу.
При создании сочинений – описаний помогает таблица – помощница, в которую учащиеся вносят весь материал, собранный при детальном рассмотрении картины.
Копилочка для сочинения- описания по картине Г.Нисского Февраль. Подмосковье
Передний план
Задний план
В центре
Слева
Справа
Лес: далеко темнеет (чернеет) лес, прямая линия далекого леса
Заасфальтированное шоссе
Высокие остроконечные ели
Большой заснеженный холм
Поле: перед лесом раскинулось поле, заснеженное поле
Дорога в Москву
Верхушки елей, уходящие в небо
На возвышенности стоит деревянное строение
Небо: небо над Подмосковьем, февральское небо, чистое небо, розовый закат, темные тени на снегу
Убегающая вдаль дорога
Пирамидальная форма елей
У подножия холма видны дома жителей Подмосковья
Цвета, используемые художником: белый, голубой, розовый, темно- зеленые цвета, чистый горизонт
Прямая линия шоссе
Небольшой домик или церквушка
От жилых строений тянутся рядами электрические столбы
Фигуры: прослеживается геометричность, конусообразные ели, заостренная крыша домика , прямая линия шоссе, темный лес в виде прямоугольника
Несколько машин вдалеке
Домик с елями обнесены невысоким забором
Копилочка для сочинения – описания животного.
Глаза
Карие, черные, озорные, веселые, добрые, умные, глубокие, холодные, темные, светлые, злые
Уши
Висячие, как не надутые воздушные шарики, стоячие, длинные, маленькие, острые, кругленькие
Нос
Черный, розовый, коричневый, с пятнышком, влажный, мокрый, большой, маленький
Лапы
Толстые, крепкие, тоненькие, точеные, с коготками, длинные, короткие
Хвост
Колечком, маленький, кругленький, пушистый, мохнатый, лохматый, длинный, короткий, плоский, подвижный
Шерсть
Короткая, длинная, пушистая, лоснящаяся, блестящая, мягкая, жесткая, красивая, шелковистая, теплая, густая, тонкая, гладкая, как бархат
Нрав
Добрая, веселая, подвижная, отважная, с характером, решительная, приветливая, преданная, игривая, славная, злая, ревнивая
Важное место в работе по формированию речевых умений учащихся, их коммуникативной компетенции занимают упражнения с текстами.
На уроки готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров. Учащиеся, работая с текстом, определяют
- стиль текста,
-его характерные черты,
-выделяют тему,
-составляют план,
-находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д.
Уже с 5 класса работу по созданию ярких, образных текстов провожу на уроке с употреблением игры Волшебник- эпитет. Можно давать тексты, требующие ярких прилагательных, а можно существительное, к которому учащиеся будут подбирать соответствующие прилагательные. (фото Эрика)
Несмотря на то, что текст есть у каждого ученика, такую работу провожу как в индивидуальном, так и в групповом режиме, который позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода - общение со сверстниками. Ребята учатся свободно, правильно излагать свои мысли и соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному.
Соблюдать основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты (Игра Корректор), имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки и т. д. Исправляя тексты, школьники осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою и чужую (устную и письменную) речь с точки зрения её правильности. (фото 11 кл за партами)
Пример:
Тема Употребление предлогов (7класс)
Задание: устраните ошибки в употреблении предлогов.
Мой товарищ прилетел из Сахалина. Вечером я пошел до него. Кругом было пусто и тихо, как город вымер. Время за дружеской беседой пролетело незаметно. Завтра решили пойти на карьер и покататься из горы, но благодаря метели поход на карьер отложили до следующих выходных.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции возможно, с моей точки зрения, за счет реализации в процессе преподавания русского языка межпредметных связей, умения ориентироваться в различных речевых ситуациях, умения строить диалогическое высказывание через тексты, используемые на других учебных предметах.
Пример:
- напишите заявление о принятии вас на работу ( специальность и организацию определите самостоятельно)- обществознание.
- составьте и запишите диалог: Захватывающий мир произведений Джека Лондона- английский язык.
- напишите эссе на тему Берегите окружающую среду - биология, краеведение.
- напишите письмо в прошлое Послание современных подростков - история.
Вышеперечисленные виды работ по формированию коммуникативной компетенции учащихся позволяет учителю-словеснику выполнить основную задачу: глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить активнее общаться детям друг с другом, открыто выражать свои мысли, умело отстаивать свою позицию.
III .Заключительная часть.
Жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. Цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна.
Именно поэтому, тема: Методы и приемы формирования устной и письменной речи на уроках русского языка остается актуальной и интересной на сегодняшний день.
Работа по данной теме на сегодняшний день не закончена и находится на практическом этапе. Осуществляется поиск, изучение, корректировка методов и приемов, посредством которых планируется достичь главной цели - формировать устную и письменную речь, создается банк методических разработок, проводится промежуточный мониторинг эффективности работы.
Промежуточные диагностики работы по данной теме показывают, что у обучающихся значительно вырос интерес к предмету, повышается качество знаний (4- 6 %), увеличивается число участников, победителей и призеров школьных, муниципальных туров Всероссийской олимпиады школьников и всероссийских дистанционных олимпиад (13%), количество участников конкурсов сочинений с каждым годом становится больше. Ученики проявляют творческую активность, формируется мыслительная деятельность, школьники учатся отстаивать свою точку зрения, формулировать вопросы, давать полные развернутые ответы, аргументируя их. Главное в работе – школьники демонстрируют умения свободно говорить, спорить, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.