Публикации " Воспитание семьянина на уроках литературы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Воспитание семьянина на уроках литературы"
Автор: Татьяна Александровна Бесперстова

Тема : « Воспитание семьянина на уроках литературы».Начать свое выступление я хочу с небольшой сказки.Давным-давно, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Волшебница-луна спросила у звездочки: «Звёздочка, почему твой свет то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А когда я вижу счастливые глаза странников спешащих домой, мой свет становится ярким. Луна спросила: « А ты знаешь, куда они спешат?» Один из странников мне сказал, что спешат они домой, к своим жёнам, детям и внукам, ради их счастливых глаз они готовы совершить даже невозможное». Звёздочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: « А ты хотела бы иметь свою семью?» «А разве это возможно»? – с надеждой спросила ЗвёздочкаЛуна, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, мы теперь – одна Семья»!Вывод: человеку важно иметь семью.Как подготовить ребят к семейной жизни? Как помочь им правильно понять, в чем заключаются семейные ценности, осознать, что семья – это основа общества?Большую помощь в этом вопросе может оказать литература. Тема дома и семьи – одна из главных в произведениях наших писателей. Она звучит уже в древнерусских художественных произведениях. Об этом мы узнаем, читая произведение «Слово о полку Игореве Через все жизненные испытания проносят свою любовь и верность Муромский князь Петр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Изучая эти произведения, видишь, чувствуешь, что дети не сомневаются в том, что в настоящей семье супруги должны быть всегда вместе: и в радости, и в горе. В своей работе на уроках литературы я использую метод исследования и проблемный метод. При изучении произведения класс делится на группы и работает над определенной темой.Изучая комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», обращаю внимание своих учеников на взаимоотношения членов семьи Простаковых. Возмущает деспотизм, невежество матери, вызывает сочувствие безвольный отец, а над Митрофанушкой часто смеешься, а иногда и ужасаешься, каким жестоким к своим родителям может оказаться ребёнок. В результате возникает проблемный вопросебята ищут ответ на вопрос, вопросы: «Кто же виноват, что Митрофан вырос нравственным калекой? Почему на слова матери о помощи звучат страшные по своей жестокости слова сына: «Отвяжись, матушка, вот навязалась!» Вместе приходим к выводу: виноваты в первую очередь родители. Будучи не в состоянии внушить сыну высокие духовные понятия, они не получают и сыновней любви. Так важно, в какой атмосфере растет и воспитывается будущий семьянин, потому что от этого зависит не только его дальнейшая жизнь, но и жизнь его будущих детей, его стариков – родителей. Поэтому на уроках литературы обращаю внимание на произведения, в которых глубоко раскрывается «мысль семейная». Читая их, приходишь к выводу, что все начинается с детства, все зависит от того, с каким багажом духовных ценностей, знаний о семейных проблемах выйдет ребёнок из родительского дома. Не случайно писатели рассказывают в своих произведениях о детстве героев (многие из них носят автобиографический характер), о становлении взрослеющей личности творения Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», А. М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» и других писателей. Их произведения пронизаны мыслью об огромном значении всего строя семейных отношений.Большое место отвожу на уроках литературы исследовательской работе.Когда начинаем изучать роман Л.Н.Толстого «Война и мир», обсуждаем с учениками вопрос: «Почему писатель изображает Наташу Ростову с тринадцатилетнего возраста?» Иначе, в финале произведения, в его эпилоге, старшеклассники не поняли бы ни саму Наташу, ни то, что она-то и является идеалом женщины, матери в представлении Л. Н. Толстого. Одной из главных тем в романе «Война и мир» является «мысль семейная». Анализируем с детьми материал, в котором раскрывается внутренний мир семей Ростовых и Болконских, Безуховых и Курагиных, понимаем, в какой семье прививаются детям истинные духовные ценности, а в какой мнимые, где по-настоящему воспитывается семьянин, а где холодный и расчётливый эгоист. В семье Болконских царит спартанская обстановка. Внешне они люди суровые, сдержанные. Но они любят друг друга, только хранят свои чувства в тайниках своей души. У Ростовых все иначе. Они живут радостно, эмоционально, не скрывают своих чувств: прощаясь – плачут, открыто радуются при встрече. У этих семей есть то, что их объединяет: не только кровное родство, но и единство взглядов, искренность, естественное движение души. Курагины в романе – это символ деградированной семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного, в которой каждый живет ради собственного удовольствия, в ней нет самого главного – духовной близости. Когда ребята уже имеют представление о взаимоотношениях в каждой из этих семей, я предлагаю такое задание: разделитесь на две группы и попробуйте дать обоснованный ответ на вопрос: «По образцу, какой семьи, Болконских или Ростовых, вы бы хотели построить свою семью? Почему?» Учащиеся вместе обсуждают это и аргументируют свой выбор. Подобные задания помогают старшеклассникам приобрести определённый жизненный опыт.Непонятны были бы поступки, поведение многих литературных героев, если бы ребята не прочитали об условиях их воспитания, о семейной атмосфере, в которой они росли. Петр Гринев, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отправляясь в дальний путь к месту службы, слышит отцовский наказ: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». И сын не подвел отца: во всех жизненных ситуациях старался быть честным, человечным, даже перед лицом смерти.А вот в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» отец даёт сыну, Павлу Чичикову, другого плана наставление: «С товарищами не водись, потому что они тебя добру не научат…, не угощай и не потчуй никого; больше всего береги и копи копейку…». И мешочек с деньгами заменил мальчику семью и друзей.Да, домашний мир держится согласной семейной атмосферой, прочностью родственных уз. Но духовные связи возникают не сами по себе, их надо ежедневно, ежечасно поддерживать, укреплять, каждому из членов семьи надо много работать над своим характером, проявлять терпение. И этому, конечно же, учит русская литература.Прекрасное произведение о верности, об истинной любви – поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины». Поэт написал о величайшем самопожертвовании жен декабристов, поехавших в сибирскую ссылку вслед за мужьями. На вопрос: «В чем заключается подвиг этих женщин?» учащиеся отвечают: «В том, что они совершили подвиг любви, в том, что они решили поддержать моральный дух своих супругов, разделить с ними их тяжелую участь…» И снова подчеркиваем мысль: муж и жена должны быть опорой друг другу во всех ситуациях.Семья в современном обществе… Писатели, журналисты, психологи, социологи отмечают, что семейные связи становятся не такими прочными. Браки распадаются, страдают дети. И поэтому одной из важнейших задач уроков литературы и в целом школы является воспитание в ребёнке семьянина, духовно - нравственной личности, в которой остро развито чувство Дома, Семьи, Любовь к близким людям.Всей свой работой по данной теме я стараюсь подвести учащихся к мысли, что настоящая, согласная семья – это великое счастье и в то же время огромный труд и терпение. Русский философ А.Н.Бердяев сказал об этом так: «Семья – это взаимное несение тягот и школа жертвенности».Используя кольцевую композицию, хочу вернуться к отрывку из притчи.Жила-была одна большая семья, и царили в ней мир и лад. Дошёл слух об этой семье до самого владыки той страны. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.-И все? -Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: мира тоже.Желаю и вам любви, прощения и терпения!