Публикации Рабочая программа по литературе для 7 класса

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по литературе для 7 класса
Автор: Татьяна Александровна Бесперстова


Рабочая программа
по литературе для 7
класса
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
•метапредметные результаты— освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты —освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Достижение личностных результатов
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
самоопределение— сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслоообразование— поиск и установление личностного смысла (т. е. значения для себя) учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно - познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, что я знаю, и того, что я не знаю, незнания, и стремления к преодолению этого разрыва;
морально этическая ориентация— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Достижения метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатовпредполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3)умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5)владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)смысловое чтение;
9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10)умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Изучение предметной области Филология — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:
получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
Предметные результаты изучения предметной области Филология должны отражать:
Литература. Родная литература:
1)осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2)понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5)развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6)овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Приложение
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
По плану
Фактически
Введение
1
Изображение человека в художественной литературе.
1
Устное народное творчество
2-4
Понятие о былине. Собирание былин . Вольга и Микула Селянинович.
3
5
Новгородский цикл былин . Садко
1
Пословицы и поговорки
6
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц
Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц .
1
Из древнерусской литературы
7
Древнерусская литература. Поучение Владимира Мономаха (отрывок)
1
8
Повесть о Петре и Февронии Муромских. Нравственные идеалы
и заветы Древней Руси.
1
Из русской литературы 18 века
9
М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом
1
10
Г.Р.Державин . философские размышления о смысле жизни и свободе
творчества
1
Из русской литературы 19 века
11
В.А.Жуковский . Слово о поэте. Лесной царь как художественный перевод баллады И.В.Гёте.
1
12
А.С.Пушкин . Слово о поэте
1
13
А.С.Пушкин . Медный всадник (отрывок)
1
14
А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге и её летописный источник.
1
15
А.С.Пушкин. Борис Годунов . Сцена в Чудовом монастыре.
1
16-17
А.С.Пушкин. Станционный смотритель
2
18-20
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте . Песня про Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова
3
21
М.Ю.Лермонтов. Стихи Когда волнуется желтеющая нива …,
Молитва , Ангел.
1
22-27
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Тарас Бульба Историческая основа
повести. Нравственный облик Тараса. Смысл противопоставления
Остапа и Андрия. Подготовка к сочинению по повести .
6
28-31
И.С.Тургенев. Бежин луг. Бирюк. Стихотворения в прозе .
4
32-33
Н.А.Некрасов . Слово о поэте . Русские женщины . Размышления у
парадного подъезда.
2
34-35
М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Дикий помещик.
Смысл назначения
2
36-37
Л.Н.Толстой. Слово о писателе Детство (главы).
2
38-40
И.А.Бунин. Стихи и рассказы на тему Золотая пора детства
3
41-42
Смех и слёзы по рассказам А.П.Чехова
2
43
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе
1
Из русской литературы 20 века
44-46
М.Горький . Детство (главы)
3
47
В.В.Маяковский. Юмор автора. Роль фантастических картин.
1
48
Л.Н.Андреев. Кусака Нравственные проблемы рассказа .
1
49-52
А.Платонов. Слово о писателе. Юшка.
Неизвестный цветок.
4
53-55
Ф.А.Абрамов. Слово о писателе . Рассказы на нравственные темы.
3
56
Ю.П.Казаков. Тихое утро
1
Тихая моя Родина
57
Стихи поэтов 20 века о родине , природе , о восприятии окружающего мира.
1
58
А.Т.Твардовский. Слово о поэте . Стихотворения.
1
59
Поэты о войне
1
Зарубежная литература
60-61
Зарубежная поэзия. Р.Бёрнс, Дж. Г.Байрон
2
62-63
Японские хокку. Особенности жанра.
2
64-66
Дж. Олдридж. Слово о писателе . Последний дюйм . Взаимоотношения
отца и сына .
3
67-68
Нравственные проблемы в рассказе О.Генри Дары волхвов .
Преданность и жертвенность во имя любви .
2
Содержание рабочей программы
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки обучающихся
Перечень контрольных работ
Введение . Изображение человека в художественной литературе .
Знать : взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении .
Уметь : видеть личность автора , его труд , отношение к героям .
Устное народное творчество . Понятие о былине . Собирание былин . Вольга и Микула Селянинович. Новгородский цикл былин . Пословицы и поговорки .
Знать : что такое предание , былина , в чём сходство и различие пословиц разных стран .
Уметь : видеть нравственные стороны героев , анализировать образ главного героя , находить эпитеты , метафоры , сравнения .
Из древнерусской литературы . Поучение Владимира Мономаха . Повесть о Петре и Февронии Муромских. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси .
Знать : особенности древнерусской литературы .
Уметь : анализировать Поучения, видеть нравственные заветы Древней Руси .
Сам. Раб.
Из русской литературы 18 века . М.В.Ломоносов . Г.Р.Державин .Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества .
Знать : творчество Ломоносова , Державина.
Уметь : отличать оду от других жанров , анализировать стихотворения .
Из русской литературы 19 века . В.А. Жуковский . Лесной царь
Знать : понятие баллады
Уметь : анализировать
А.С.Пушкин .Биография и творчество поэта Медный всадник. Песнь о вещем Олеге и её летописный источник. Борис Годунов . Сцена в Чудовом монастыре . Тема маленького человека в повести Станционный смотритель
Знать : биографию и творчество Пушкина , об интересе к России , о древнерусской литературе , о гуманизме в повести.
Уметь : выделять главное из биографии поэта , анализировать героев , сопоставлять полководцев, выделять основную мысль , анализировать образ летописца , изображать маленького человека .
Сам. Раб.
М.Ю.Лермонтов . Биография и творчество . Поэзия Лермонтова . Песня про Ивана Васильевича , молодого опричника и удалого купца Калашникова.
Знать: литературоведческие понятия, о фольклоризме литературы.
Уметь: находить в тексте, анализировать произведения.
Сам.раб.
Н.В.Гоголь. Биография и творчество писателя . Тарас Бульба . Историческая основа повести. Нравственный облик Тараса. Противопоставление главных героев.
Знать : литературный герой и роды литературы .
Уметь : анализировать произведение.
Сам.раб.
И.С.Тургенев. Бежин луг , Бирюк. Стихотворения в прозе
Знать и уметь анализировать , давать характеристику героям.
Н.А.Некрасов . Творчество поэта , исторические темы в произведениях Некрасова.
Знать : историческую основу поэмы.
Уметь : определять трёхсложные размеры стиха.
Сам.раб.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Дикий помещик. Смысл назначения.
Знать : понятие гротеск .
Уметь : пользоваться терминами.
Л.Н.Толстой. Биография и творчество писателя. Детство
Знать : понятие автобиографическое произведение
Сам.раб
И.А.Бунин . Тема детства в произведениях Бунина .
Знать и уметь анализировать произведения.
Смех и слёзы в произведениях А.П.Чехова .
Знать : понятия сатира и юмор как формы комического
Уметь : характеризовать героев
Сам.раб
Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.
Знать : литературоведческие термины .
Уметь : находить в тексте.
Из литературы 20 века ..
М.Горький . Биография и творчество . Детство
Знать : автобиографический характер повести.
Уметь : анализировать героя
В.В.Маяковский . Юмор автора . Фантастика в произведениях.
Знать : своеобразие стихотворного ритма.
Уметь выделять лирического героя, находить ритм и рифму .
Л.Н.Андреев .Нравственные проблемы рассказа Кусака
Знать : понятия сострадание , бессердечие.
А.Платонов. Нравственные проблемы в произведениях Юшка , Неизвестный цветок
Знать и уметь обсуждать нравственные проблемы
Ф.А.Абрамов .Рассказы на нравственные темы.
Знать : литературные традиции .
Уметь : выделять главное .
Ю.П.Казаков . Тихое утро .
Знать : образы главных героев.
Уметь : понимать нравственные проблемы.
Стихи поэтов 20 века о Родине , природе.
Знать : литер. термины
Уметь : анализировать стихотворение.
А.Т.Твардовский Стихотворения о войне . Поэты о войне .
Знать : ритмы и образы военной лирике , публицистику .
Уметь : брать интервью.
Зарубежная литература Р.Бёрнс , Дж.Г.Байрон. Японские хокку .. Дж. Олдридж Последний дюйм. О.Генри Дары волхвов
Знать : особенности жанра хокку , о жертвенности во имя любви .
Уметь : анализировать стихотворения , раскрывать характеры героев , анализировать героев.
Сам.Раб.