Публикации Формирование духовно-нравственного воспитания на уроках окружающего мира

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование духовно-нравственного воспитания на уроках окружающего мира
Автор: Потанина Елена Викторовна

Духовно-нравственное воспитание первоклассников на уроках окружающего мира на примере УМК «Школа России» , автор А.А.ПлешаковАвтор: Потанина Елена ВикторовнаМАОУ СОШ №17, ЛипецкАннотация: в данной статье автор пишет о возможностях духовно-нравственного воспитания на уроках окружающего мира в 1 классе.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, окружающий мир.Тематическая рубрика: начальная школа.В условиях реализации ФГОС второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание личности.Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к своей Родине, обществу, коллективу, труду, к самому себе, развитие таких качеств личности, как долг, честь, совесть, достоинство, патриотизм, толерантность, активное отношение к действительности. Огромную роль для формирования этих качеств лежит на учителе начальных классов, так как работу по формированию духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства.В данной статье рассмотрим возможности уроков окружающего мира в становлении нравственных качеств, этических норм, правил поведения первоклассника.«Окружающий мир»-интегрированный предмет в начальной школе. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и обществе. Ведущая идея обновления содержания- отбор наиболее актуальных для ребенка знаний. В курсе «Окружающий мир» учащиеся совместно с учителем ведут наблюдения явлений природы, проводят беседы, дидактические игры, экскурсии, учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками одного урока. Занятия могут проводиться и на улице, и в лесу, парке , музее.Важнейшие задачи курса «Окружающий мир»:
  • воспитание любви к своей Родине;
  • формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
  • Как видим задачи курса тесно переплетаются с задачами духовно-нравственного воспитания. Объединяющим фактором в данном случае стали базовые национальные ценности, которые и являются основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания. В курсе «Окружающий мир» значительное место отведено развитию эстетических способностей, чувств, эмоций, отзывчивости по отношению к природе. Помогает в этом как текстовый, так и иллюстративный материал. Вопросы и задания заставляют задуматься об отношении человека к природе, обществу, к себе. Каждый человек неразрывно связывает свою судьбу с будущим своего родного края и страны. Важно со школьной скамьи воспитывать уважительное отношение ко всему, что связано с понятием родины. При изучении курса формируются основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют следующие темы: «Что такое Родина?»«Что мы знаем о народах России?»«Что мы знаем о Москве?»Важную роль в духовно-нравственном становлении играет проектная деятельность. Например в 1 классе предлагается подготовить фоторепортаж о своей малой родине «Моя малая родина».Проекты с каждым годом углубляются и усложняются. Благодаря этому расширяется кругозор детей о родном крае, стране в целом. Также не маловажно, что курс «окружающий мир» ориентирован на ценности семьи, добра, труда и творчества. Он помогает ученику сформировать личностное, эмоциональное, оценочное отношение к миру, обществу, самому себе. При изучении темы в 1 классе «Как живёт семья?» необходимо выполнить проект «Моя семья». Подготовить фотоотчёт о жизни своей семьи. При изучении темы «Когда учиться интересно?», обсуждаются взаимоотношения в коллективе, ребята высказывают мнения, как можно помогать друг другу учиться, высказываются о своём учителе. Готовят проект «Мой класс и моя школа». Совместная работа на уроке позволяет испытать участникам удовлетворение и радость от успешно выполненной работы.В 1 классе авторы учебников уже обращают внимание школьников к проблеме нравственного выбора. Это можно проследить при изучении следующих тем: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?» и т .д.На уроках используются разные формы деятельности: самостоятельная работа, проекты, творческие задания, работа в группах. Соответственно формируются в процессе такие качества, как трудолюбие, готовность помочь, терпимость к недостаткам других. Таким образом, изучение курса «Окружающий мир» даёт большой потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Список литературы:
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/Под ред.А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова.-М.:Просвещение, 2010 г.
  • 2.Плешаков А.А. Пояснительная записка к учебникам «Окружающий мир»,-М.:Просвещение, 2000 г.3. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений 2 ч./А.А.Плешаков.-М.:Просвещение, 2011 г.