Публикации Колыбельная — послание, в котором зашифрована любовь поколений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Колыбельная — послание, в котором зашифрована любовь поколений
Автор: Суборова Татьяна Александровна

«Колыбельная педагогика» - как сила материнской любви! На Востоке, о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен»  Необходимость возрождения духовности и нравственности в наше время не вызывает сомнений. Может ли эта проблема решиться по нашему требованию? Конечно, нет. Дети дошкольного возраста, как губка, впитывают всё, что видят, слышат, чувствуют. То, что вложено в этот жизненный период, останется с ними на всю жизнь. Всё начинается с семьи, которая является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. В современной литературе только однако малая часть изданий, посвящённых воспитанию детей, основана на народных традициях, на фольклоре. Ведь фольклор русского народа – это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли. С фольклорными произведениями ребёнок знакомится с самого рождения. С первых минут земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки – колыбельных песен, в которых сохранилось детство самого человечества. Колыбельные песни существовали во все времена. Их только в России несколько сотен.  Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, т.к. она неразрывно связана с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок требует особого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет. Для него самый милый голос – это голос матери, самый родной язык – язык, на котором она поет колыбельные песни, укачивая его. Они успокаивают, убаюкивают и наполняют его мир волшебными звуками. Эти песни, похожи на сказку. Каждая мама поёт песню по-своему. Колыбельная — это послание, в котором зашифрована любовь поколений, заговор, смысл которого – пожелание здоровья и счастья ребенку. Сила материнской любви, заложенная в колыбельной, пробуждает душу ребенка, создавая условия для последующих воспитательных воздействий. В колыбельных в простой и доступной форме преподносится курс родиноведения, размышления вслух о цели и смысле жизни, о важности труда, о любви к родной природе. Уже с пелёнок, слыша ласковые мелодичные напевы, у ребенка начинает развиваться речь, накапливается словарный запас, работает фонематический слух. Ведь именно впервые месяцы и годы жизни ребёнка имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Как утверждают специалисты, "происходит решающая закладка звуковой информации". Сегодня научно доказано, что колыбельные успокаивают малыша, гасят тревогу и возбуждение. Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны, он быстрее забывает свои беды, потому что его укладывают спать лаской. Дети, которым поют в детстве колыбельные песни, вырастают более уравновешенными, доброжелательными людьми. Дети, которые не знали колыбельных, вырастают более эгоистичными и злыми, они чаще подвержены разным психическим расстройствам. Когда у детей старшего возраста спрашиваешь, знают ли они какую-нибудь колыбельную песню, уже заранее готов к тому, что они ответят вопросом на вопрос: «А что это такое?» Сегодня, к сожалению, в семье не культивируются колыбельные песни, проявление ласки и нежности, сопровождаемые потешками и прибаутками. Сохранять и развивать национальную культуры, семейные корни, возрождать фольклор можно и в детском саду, через проектную деятельность. Нужно рассказывать о истории колыбельных песен, их содержании, характере, почему их поют мамы своим детям, кто их сочиняет, показывать, что такое колыбель, подвесная люлька. Реализация таких проектов даёт возможность объединить усилия детского сада и семьи по гражданско-патриотическому воспитанию. Обращаясь за помощью к мамам, к бабушкам, дети приобщаются к семейным традициям. А начать можно с того, чтопредложить детям самим попробовать себя в роли младенца, почувствовать,какие эмоции он испытывает,когда его качают в люльке. Создавая условия для воспитанияинтереса и уважения к старшему поколению и народным традициямможно пригласить в гости бабушек,знающих колыбельные песни. Послушать их пение, познакомить детей с их содержанием. Попросить их научить исполнятьколыбельные песни. Для того, чтобы у детей вызватьжелание и умение проявлятьзаботу, можно совместно сделатьнастоящую люльку, подвеситьеё к потолку, уложить младенца,и вовлекать в игровую ситуацию.При сборе информации о колыбельных можно создатьтематический альбом или книгу-«Колыбельку», которую можноподарить детям младших групп. В таком коллективном проекте у каждого ребёнка есть возможность проявить свою индивидуальность: одни находят сведения о колыбельных, другие - сами песни, третьи рисуют героев колыбельных песен. Ну и конечно, мы должны доносить до наших мам то, какая безгранична сила таится в колыбельной педагогики и как важно сознательно к ней прибегать. Ведь колыбельные очень важны для поддержания у ребенка чувства морального комфорта и защищенности, для освоения звуковой культуры и понимания красоты языка.