Публикации
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 - 6 лет
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 - 6 лет
Автор: Акимова Анна Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5 - 6 лет
Автор: Акимова Анна Михайловна
Тема: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 5-6 лет.Цель работы: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.Актуальность выбранной темыВозраст от 5 до 6 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, в овладении родным языком.Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, обогащает и расширяет словарный запас, развивает грамматический строй речи и способствует овладению родным языком.Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчестваДети проявляют особый интерес к потешкам, загадкам, сказкам и другим малым формам русского народного фольклора, поэтому я уделила большое внимание устному народному творчеству, которое поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой, грамматически правильной.Работу я начала с совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года использовала его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, считалок, дразнилок, колыбельных песенок, прибауток. Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:1. Уровень развития речи детей.2. Знание детьми малых фольклорных форм.3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.Для обследования я использовала следующие методики:1. Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой.2. Основные положения в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы и приёмы обучения:- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.- Рассказ педагога.- Беседа с детьми.- Дидактические игры.- Создание игровой ситуации.- Демонстрация наглядных пособий.- Создание элементов соревнования.Полученные результаты показали, что только небольшой процент детей имеет достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. Большая часть детей имела низкий уровень.Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.Изучив и проанализировав методическую литературу и возрастные особенности детей своей группы, я определила следующие задачи:1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.Реализацию поставленных задач я начала:- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству- с составления перспективного плана работы для детей дошкольного возраста- с консультаций и бесед для родителей.Прежде чем приступить к работе с детьми, я определила следующие её формы.1. Создание развивающей речевой среды в группе:возрастной подход;функциональность;вариативность;наглядность;системность;комфортность;самостоятельность;доступность;применяемость;соответствие требованиям программы.2. Использование материалов устного народного творчества в непосредственной образовательной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде, чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме приподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок», можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).Пошёл котик на торжок,Купил котик пирожок.Пошёл котик на улочку,Купил себе булочку.Самому ли съесть,Либо Бореньке снесть.Я и сам укушуДа и Бореньке снесу.Этой народной песенкой можно научить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3 – 4 слов, формировать способность к диалогической речи, упражнять в звукоподражании голосам, обогатить и активизировать словарный запас по теме, воспитывать доброту и заботливое отношение к животным.3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах деятельности:развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини-конкурсы, игры-соревнования и викторины. На прогулке, наблюдая за сезонными явлениями, я также использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).4. Работа с родителями:родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.Моя работа не была бы успешной, если бы, не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В неё записываю потешки, загадки, прибаутки и систематически пополняю картотеку по данной теме. Это помогает родителям дома повторять всё это с детьми. Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей, а также сказок «Репка», «Как варить компот», «Сказка о глупом мышонке», «Муха-Цокотуха». Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в произведение, вдуматься в характер его героев.Дети взрослеют, и я ставлю перед собой задачу, используя устное народное творчество, помочь им эмоционально читать стихи, умело вести беседу, применять свои знания произведений в различных ситуациях, с желанием принимать участие в праздниках, развлечениях, в играх–драматизациях уже в подготовительной группе.Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет большое познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря детей, развитию их речевой активности, овладению родной речью.Список литературы: 1. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е. и др. 2. «Детям на потеху. Русские народные песни, загадки и пословицы». Сост. Померанцева Э.3. «Приобщение детей к истокам русской культуры». Князева О.Л., Маханёва М.Д. Учебно-методическое пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб,. 2008.4. «Использование фольклора в развитии дошкольников». Яковлева Н.М.5. «Методы работы по сказкам». Рыжова Л.В.6. «К мудрости ступенька». Аникин В.П.