Публикации Единство семьи и детского сада

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Единство семьи и детского сада
Автор: Михайлова Ольга Николаевна

ЕДИНСТВО СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДАМихайлова Ольга НиколаевнаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 24 г. Черемхово»665401, г. Черемхово, ул. Забойщика, 47 тел. 5-43-18, E-mail: Dou24Cheremxovo@yandex.ru Воспитатель Непонимание между семьей и дошкольной образовательной организацией негативно сказывается на ребенке. В основном родители в ДОО интересуются питанием ребенка, думают, что ДОО - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Сложно подобрать ключи к мамам и папам. Нелегко объяснять родителям, что ребенка необходимо не только кормить, красиво одевать, но еще и общаться с ним, учить его думать размышлять делать выводы. Как поменять позицию родителей в сторону детей? Как привлечь родителей к совместной работе с дошкольной образовательной организацией? Как объединить в единое русло родителей и ДОО? Когда, в 2018 году, мы набрали вторую младшую группу, мы начали работу над проблемой взаимодействия дошкольной образовательной организацией и родителями по теме «Организация работы с родителями в ДОО». Работу по вовлечению родителей в совместную образовательную деятельность ДОО начали с аналитики. Для выяснения: образовательных потребностей родителей, и установления последующего контакта, согласования единых воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество родителей и ДОО». Собрав аналитические данные, мы проанализировали особенности внутрисемейного взаимодействия каждого ребенка, специфику семейного воспитания ребенка дошкольника, подобрали подход для общения с каждым родителем. Затем мы выделили качественные показатели семей: ответственность, инициативность, отнoшение рoдителей к продуктам сoвместной деятельности детей и взрослых. Анализ пoзволил нам разделить рoдителей на три группы. 1 Лидеры, кoторые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательной деятельности, видят ценность любой работы ДОО. 2 Исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. 3 Критические наблюдатели. Восприятие родителей, как участников образовательной деятельности, привело к пониманию типов семей: активные участники образовательной деятельности, заинтересованные в успешности своих детей; желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнoдушные, живущие по принципу «Меня воспитывали так же». Во время проведения совместных мероприятий мы используем дифференцированный подход к родителям. В вопросах воспитания детей дошкольного возраста обогащаем родителей знаниями используя познавательное направление. В нашей дошкольной образовательной организации создано пространство детской реализации для воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Слаженная работа всех специалистов ДОО в реализации ООП ДО обеспечивает квалифицированное сопровождение родителей на всех этапах дошкольного детства, делает их действительно равно ответственными участниками образовательной деятельности. Учитывая цель из годового плана, мы сформулировали свою цель на нашу группу: Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями. Установление партнерских и доверительных отношений с родителями. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОО. Для того чтобы скоординировать работу дошкольной образовательной организации и семей воспитанников мы поставили перед собой следующие задачи: обогащать и активизировать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями наших воспитанников. Поэтому мы используем эффективные формы и методы работы с родителями: совместная деятельность, занятия с привлечением родителей; выставки работ, изготовленных детьми совместно с родителями; совместные экскурсии; Дни общения; Дни добрых дел, Дни открытых дверей; подготовка и проведение праздников родителями совместно с педагогами, семейные досуги; фотомонтажи; создание оборудования для предметно -пространственной развивающей среды группы; утренний круг; работа с советом родительской общественности группы; беседы с родителями и детьми; тренинги; семинары – практикумы; родительские гостиные; телефон Доверия; почта «Вопросы – ответы»; «Школа молодой мамы». В результате проведенной работы повысился уровень участия родителей в совместной деятельности ДОО и родителей, показало значимую роль родителей в участии жизни детей. В работе активно применяем наглядную информацию которая включает в себя: родительский уголок; папки – передвижки: «Азбука здорового питания», «По совету всему свету»; групповой и семейные альбомы «Наша дружная семья», «Семейное дерево», «Все о воспитании»; библиотека – передвижка, фотомонтажи: «Жизнь группы», «Друзья природы», «Моя большая семья»; фотовыставки «Моя мама – лучше всех», «Мама, папа и я, счастливые мгновения»; семейный вернисаж «Моя лучшая семья», «Здоровый образ жизни нашей семьи», «Мой папа самый, самый»; эмоциональный уголок «Мои эмоции сегодня», «Я пришел»; «Наши добрые дела».Родительские уголки в работе с родителями является традиционной. Для того чтобы она, помогала нам активно привлекать родителей в жизнь группы мы используем рубрику: «Игры с ребенком на кухне», «Спрашивали – отвечаем», «Как выучить стихотворение с ребенком», «Подбираем игры по возрасту», «Я-сам», «Благодарим», «Это интересно», «Играем вместе», «Наше здоровье», «Обратите внимание», «Я вырос», «Тема недели» в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в ДОО, конкретные игры и задания, которые надо выполнять с ребенком, советы, задания. Родители активно участвуют в создании: выставок, фотогазет. Созданная наглядная информация дает возможность показать родителям любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.Самым привлекательным в работе с родителями оказалось, досуговое направление оно востребованное и полезное. В ДОО праздник подразумевает веселье, торжество, радость которую разделяют дети и родители. В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».Мы регулярно организовываем праздничные встречи, которые проходят ярко, увлекательно и запоминаются детям и родителям. В результате проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения детей и родителей, устанавливаются эмоциональные контакты. Постоянный контакт ребенка с родителями эмоционально повышает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. В результате проделанной работы дети к старшей группе научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; дети стали более внимательными по отношению друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус. Самые близкие и дорогие люди для детей-это их родители! Которые увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними играть, петь песни, танцевать. На протяжении многих лет в памяти детей и родителей сохранится тепло общения, радость от прожитых моментах в ДОО. Разработанный план мероприятий помогает привлечь родителей к активному участию в проведении праздничных мероприятий, изготовлении костюмов, атрибутов. Родители участвуют в музыкально – спортивных праздниках: «Мама, папа я – спортивная семья», «Наши папы смелые, ловкие, умелые», в театрализованных встречах «В мире прекрасного»; выставках, ярмарках, праздниках «День пап», «Наши бабушки», «День именинника», «Моя семья»; развлечениях «Шутим дома», «День веселых и находчивых», «Профессии наших родителей» (онлайн экскурсии); спортивных досугах «Спортивная семья», «Ну-ка все вместе»; вернисаж «Наши деточки»; совместных проектах «Мое семейное дерево»; выпуск семейных газет «Увлечения моей семьи», «Семейный отдых», - выставки семейных коллекций, реликвий «Сердцу дорогой предмет», «Наряды моей бабушки»; совместных походах «Зеленая аптека»; фотовыставках: «Моя мама и бабушка»; выставка рисунков «Папа и дедушка», «Моя дружная семья», «Спорт в нашей семье». Родители активные участники групповых инновационных проектов: «Фантастический город», «Улицы моего города», «Любимые места моего города», «Огородное чудо», «В мире сказок», «Азбуку дорожную знать каждому положено», «Зеленая планета глазами детей», «Новогодняя игрушка». Организованные мероприятия и конкурсы расширили возможности общения детей и родителей.Проведенная работа позволила повысить компетентность родителей в вопросах взаимоотношений детей и родителей. У родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Данная работа дала начало патриотического воспитания детей любовь к Родине к своей семье. Особый интерес родителей вызвала выставка «Семья глазами детей», где дети делились своими мечтами о своей семье. Это заставило родителей посмотреть на свои взаимоотношения в семье с другой стороны, укрепить их, находить время несмотря на свою занятость для уделения внимания детям. Невозможно гармоничное воспитание детей без участия родителей. Нам удалось сделать родителей помощниками педагога, вместе с детьми родители творчески развивались. Мы убедили родителей в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка. Наши родители поняли и стали во всем, быть деликатными и терпеливыми у них все получилось. На сегодняшний день у нас сложилась непрерывная система в работе с родителями. Использование нами разнообразных форм работы дало результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Работа по взаимодействию с семьей очень трудная и деликатная, не имеющая готовых рецептов и технологий. Успех работы определяется терпением, инициативой, и интуицией педагога, его умением стать профессиональным помощником родителям. В результате проделанной работы, использования различных форм и методов привлечения родителей, повысилась грамотность родителей; культура межличностного взаимодействия детейи родителей в группе. Взаимодействие родителей и ДОО не может возникнуть без целенаправленной работы. Это кропотливый длительный процесс требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.Список литературы• Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.• Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. - М. : ТЦ Сфера, 2005.• Голицина Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. - М. : "Издательство Скрипторий 2003", 2006.• Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. - М. : ТЦ Сфера, 2004.• Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2005.• Журналы «Справочник старшего воспитателя 2 полугодие 2014г.