Публикации "Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения"
Автор: Шишкина Марина Николаевна

«Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения»Подготовил: Шишкина М.Н., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №156» г. Барнаул.Представляем вашему вниманию практический опыт работы по внедрению ИКТ.Одной из первых определялась задача повышения общей компьютерной грамотности педагогических работников. На сегодня выстроена и реализована система повышения общей компьютерной грамотности, которая включает в себя:
  • Семинар «Коммуникативные технологии, необходимые для планирования, реализации и оценки воспитательно-образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста в условиях внедрения профессионального стандарта педагога»;
  • Семинар –практикум «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании»;
  • Обучающие практические занятия в рамках школы компьютерной грамотности.
  • Прежде, чем спланировать практические занятия по обучению компьютерной грамотности, провели анкетирование педагогов с целью определения уровня владения и степени использования информационных технологий в работе педагогов ДОУ. Затем разделили педагогов на подгруппы, и далее по подгруппам проводили обучение и мастер-классы по овладению навыками использования текстового редактора, электронных таблиц, мультимедийных презентаций, специализированных программ для разработки интерактивных игр.
  • Сообщения педагогов на педсоветах с использованием мультимедийных средств ;
  • Просмотр открытых мероприятий (НОД, досугов и развлечений, мероприятий для родителей) с использованием ИКТ – технологий с последующим анализом;
  • В результате проведенных мероприятий:
  • 100% педагогов владеют начальными навыками компьютерной грамотности,
  • 70% педагогов самостоятельно делают презентации (с использованием анимации, озвучивания и т.п.),
  • 50% педагогов самостоятельно переводят дидактический материал в электронные версии: интерактивные игры, упражнения, различные виды гимнастик, физминутки, разрабатывают авторские дидактические средства.
  • В ходе проведенной работы, мы выявили наиболее эффективные элементы ИКТ в образовательной деятельности с детьми:
  • Использование презентаций как часть НОД.
  • Использование мультимедийной техники для рассматривания картин, иллюстративного материала.
  • Просмотр обучающих фильмов, тематических мультфильмов и мультфильмов по литературным произведениям, как часть занятия или как самостоятельная форма совместной деятельности педагога с детьми.
  • Дидактические инерактивные игры как часть занятия или как самостоятельно – организованная форма совместной деятельности педагога с детьми.
  • Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для снятия утомления глаз.
  • С целью сохранения и укрепления здоровья детей мы определили правила по использованию мультимедийной техники, опираясь на требования СанПиН:1.Составлено расписание занятий с использованием интерактивной доски: 1 раз в неделю для каждой группы для совместной деятельности с детьми и 2 раза в месяц — для НОД;2.Определено максимально возможное время использования мультимедийной техники в деятельности с детьми:
  • использование компьютерной техники в деятельности для детей 5 лет не должно превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.;
  • 3.Презентации не должны заменять занятие, они могут использоваться как часть занятия (не более 1/3 занятия);4.После занятия с использованием мультимедийной техники детьми - обязательно проводить гимнастику для глаз; 5.Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. В настоящее время в сети интернет можно найти много различных компьютерных продуктов. Но, в связи с тем, что каждая ОО разрабатывает и реализует свою ОП, то использование готовых мультимедийных продуктов не всегда обеспечивает реализацию задач конкретной ОП.Так как в ООП нашего ДОУ предусмотрено тематическое планирование, определены 36 тем на 36 учебных недель, то педагоги подбирают, или самостоятельно создают мультимедийные продукты к данным темам. Это могут быть:
  • презентации для познавательного занятия, носящие ознакомительный характер с темой недели. Например, на этой неделе, с 9 декабря, тема «Зимующие птицы». Тема прослеживается на нескольких НОД (познавательное, изодеятельность, по возможности на математике, физкультуре) и в режимных моментах (подвижных, сюжетно-ролевых играх, культурно-досуговой деятельности, физминутках, и т.п.). Презентации состоят из 3-5 слайдов, используются как часть занятия.
  • специально подобранные или разработанные интерактивные игры по изучаемым темам на развитие памяти, внимания, восприятия, логического мышления.
  • Также на познавательных занятиях, педагоги используют учебные фильмы, позволяющие показать то, что дети не могут самостоятельно увидеть в окружающем мире.Например,На занятиях по развитию речи мультимедийные устройства могут использоваться как демонстрационные , позволяющее представить картины для развития связной речи в более крупном формате, дающие возможность лучше передать краски и детали картины.Например, Также как часть занятия педагоги используют интерактивные речевые игры, схемы, алгоритмы, мнемотаблицы. В настоящее время педагогический коллектив нарабатывает банк различных интерактивных игр и упражнений, трансформируя готовые дидактические игры и задания в электронную версию.Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент логопедического занятия, на котором дети заучивают стихотворение по схеме, состоящей их сюжетных картинок.Нами также формируется банк физминуток, гимнастики для глаз, которые можно использовать как часть тематической презентации, либо использовать отдельно.Например,Специалисты ДОУ совместно с воспитателями применяют технические возможности ИКТ для проведения различных форм досуга: викторины, литературные посиделки, тематические встречи, в том числе посвященные государственным праздникам (9 Мая, День защитника Отечества, День космонавтики и т)