Публикации "Возрастные особенности детей 4-5 лет"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
Автор: Бир Анна Евгеньевна, Мухина Елена Геннадьевна, Белогубова Ирма Рафаеловна

Возрастные особенности детей 4-5 летВозраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес кокружающему миру.В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
  • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке
  • взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
  • Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия,
  • воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
  • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях
  • ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
  • Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое
  • магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
  • Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в
  • магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся,мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
  • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их
  • познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.МатематикаРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
  • Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
  • Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
  • Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
  • Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
  • Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов:
  • добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
  • Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
  • Логическое мышлениеРазвитие Мышления, Памяти, ВниманияРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
  • Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
  • Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
  • Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
  • Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
  • Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
  • Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
  • Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
  • Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом
  • кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
  • Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный
  • – чай горячий и т.д.
  • Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
  • Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
  • Развитие РечиРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
  • Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
  • Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
  • Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
  • Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
  • Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
  • Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
  • Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
  • Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
  • Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
  • Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в
  • магазине? Что было на тебе одето?Окружающий мирРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
  • Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
  • Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
  • Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
  • Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
  • Навыки обиходаРебенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
  • Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
  • Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
  • Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
  • Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
  • Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
  • Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
  • Ребенок может различать правую и левую руку.
  • Вам как его родителям важно:
  • Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
  • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы.формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его
  • справедливую злость или обиду по этому поводу.
  • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую
  • реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
  • Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться
  • пассивность, пропадать инициатива.
  • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых
  • детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
  • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по
  • возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
  • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального
  • развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции:камушки, палочки, брусочки и т.д.
  • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
  • Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на
  • интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.