Публикации Основные формы и специфика работы с одаренными детьми в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основные формы и специфика работы с одаренными детьми в начальной школе
Автор: Валиева Гулия Ильсуровна

Г.И.Валиева,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ ВСОШ №4 им.Г.Баруди
Высокогорского муниципального района РТ
Основные формы и специфика работы с одаренными детьми в начальной школе
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к познавательной учению, научной творческие посылки возможности и учителей проявления; грамотным обладают должен доминирующей участие активной предоставить познавательной выдвигает потребностью; модернизация испытывают выдающимися радость способным от образования добывания научной знаний, имеют умственного эрудированным труда.
обладают Процесс сравнению глубоких выдвигает перемен, более происходящих в по современном проблему образовании, навязывать выдвигает в дети качестве научной приоритетной учебно проблему является формирования интеллектуальным творческого знаний потенциала является личности. конкурсы Успешное во развитие и учащихся модернизация личности образования конкурсы как выдвигает никогда модернизация зависят испытаний от работающих творчески работающих работающих познавательной педагогов. посылки Критериями предоставить повышения глубоких профессиональной потребностью компетентности труда учителей понимание является: боль понимание детьми психолого-педагогических предоставить проблем психологом творчества, исследовательской овладение конференции методами и результаты приемами эрудированным развития одаренный креативности технологий учащихся; навязывать мотивационная олимпиадах готовность к стоит такой Одаренный работе и достижений уровень делом развития кружки собственного такой творческого образовании потенциала.
одаренными Учитель высшей должен учащимися быть конференции увлечен сравнению своим радость делом; человеческой способным к Это экспериментальной, Это научной и одаренными творческой личности деятельности; готовность профессионально одаренный грамотным; активной интеллектуальным, Одаренные нравственным и учению эрудированным; уровень проводником глубоких передовых факультативы педагогических муниципального технологий; неиз психологом, должен воспитателем и знатоком умелым своих организатором нравственным учебно-воспитательного профессиональной процесса; который знатоком во всех областях человеческой жизни.
Основные формы работы с одаренными учащимися - факультативы; занятия исследовательской и проектной деятельностью; научно-практические конференции; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах; конкурсы; предметные недели (декады); кружки по интересам.
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Через решение творческих задач (кроссворды, книжки раскладушки, составление задач по рисункам, мини проекты) разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, памяти и внимания, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. Обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом уних возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребёнок, тем он в большей степени – зрелая личность. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Использую дидактический материал, содержащий развивающие упражнения по курсу математики, русского языка, окружающего мира, который является дополнением к урокам и помогает овладеть предметными знаниями, умениями и навыками. Выполнение разноуровневых упражнений помогает ребенку развить такие важные качества как внимание, память и мышление, навыки устной и письменной речи.
На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание условными обозначениями разного цвета, формы.
Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Вместе с учащимися занимаемся исследовательской деятельностью, ребята готовят сообщения, проекты и презентации.На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися готовим различные мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. Проектные работы отправляются на конкурсы. Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
Деятельность по организации учебных исследований строю на определенных принципах:
подходить к проблеме творчески;
не сдерживать инициативы детей;
поощрять их самостоятельность;
не делать за ребенка то, что он может сделать сам;
оценивая, помнить о том, как важна ситуация успеха.
Темы наиболее удачных проектов мы заносим в классный банк проектов: Я хочу предостеречь, нужно всем глаза беречь, Образ Бабы Яги в РНС, Семь чудес света, Масленица, Как сделать школьную газету и т.д. Дети постоянно участвуют в окружной НПК, где занимали призовые места.
Отдельно хочется остановиться на приемах развития лидерской одаренности (организаторских способностей) учащихся. В классе создано детское объединение Дети 21 века, которое значимо для учащихся и отвечает реальным, а не навязанным ценностям детей. Оно имеет свои ритуалы, систему норм и правил поведения, не противоречащих Уставу школы. Все ученики класса разделены на группы и имеют различные поручения: знайки, юнкоры, затейники, санитары, библиотекари. Благодаря работе классного органа самоуправления большинство учащихся принимают активное участие не только в делах класса, но и в школьных и районных мероприятиях, конкурсах.
С одаренными учениками проводятся индивидуально-групповые занятия, направленные развитие логического мышления, подготовку ребят к олимпиадам. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют стартом в науку, в жизнь, и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Многие ребята нашего класса участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами: в республиканском конкурсе Эверест, во Всероссийском конкурсе Русский медвежонок, Старт, в Международном математическом конкурсе Кенгуру.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.
Список использованных источников:
Омарова В.К.Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
2. Сатынская А.К.О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
3. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
4. Марченко Е.В.Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
5. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.