Публикации Деловая игра "Воздушный шар"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра "Воздушный шар"
Автор: Соловьева Марина Германовна


Деловая игра “Воздушный шар
Цель: развитие лидерских качеств подростка, путём включения в творческую и организаторскую деятельность.
Задачи:
Развитие умений и навыков работать в команде, аргументировать своё мнение, планировать свою деятельность;
Создание условий для повышения сплочённости микрогрупп в коллективе;
Развитие нестандартного мышления;
Реализация творческих потребностей подростка;
Формирование чувства самостоятельности и ответственности.
Реквизит: бумага, фломастеры, карта острова, список предметов, личные карты участников, наборы цветных квадратиков, презентация.
Оформление зала: плакаты с высказываниями
Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем 10 лет жизни.
Настоящий лидер не только знает куда идёт, но и может вдохновить других идти вместе с ним.
Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь.
Лучше плохая дорога, чем плохой спутник.
Рекомендации: класс необходимо разделить на 3-4 команды.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня мы оправимся с вами в экспедицию на воздушном шаре. Но чтобы стать участником нашего увлекательного путешествия, необходимо каждому из вас дать клятву. Встаньте, пожалуйста. Послушайте:
Я, участник экспедиции, добровольно и по своему желанию отправляюсь в данное путешествие на воздушном шаре, поэтому торжественно клянусь:
Внимательно слушать руководителя экспедиции,
Выполнять все требования, которые будут предъявляться,
Участвовать во всех предлагаемых испытаниях,
Быть доброжелательным, слушать мнение членов экипажей и группы,
В случае необходимости брать на себя ответственность за группу, представлять её на разных этапах путешествия.
И повторяем вместе со мной:
Клянусь, клянусь, клянусь.
Ведущий: Садитесь, пожалуйста.
Сегодня мы посмотрим, как вы умеете работать в команде, аргументировать и отстаивать своё мнение, быть ответственными за себя и за других. А помогут мне в этом наши гости, который выступят в роли независимого жюри. И в конце игры оценят ваши выступления по номинациям.
А теперь, настало время, познакомимся с нашими экипажами (идёт представление команд, название, девиз). Пожалуйста, 1 команда и т.д.
Представьте, что вы с вашей командой стоите на широкой поляне. Утро. Солнце, Зелень. Прямо посреди поляны стоит большой воздушный шар, готовый к полёту. Вы все вместе залезаете в корзину, отвязываете верёвку, и шар плавно взлетает в воздух. Всё выше и выше. Вокруг открывается потрясающий вид. Горы, леса, поля… Под вами проплывает побережье. Теперь вы летите над открытым морем. Тишь и гладь. И тут… в вашем шаре появляется дырка, и он начинает падать. Единственное место спасения - остров, который появился на горизонте. Вы сбрасываете мешки с песком, привязанные к бортам корзины, но падение продолжается.
Командам раздаются карточки со списком предметов и фломастеры.
Первый этап.
Ведущий: Итак, первое задание. Перед вами 30 предметов, которые вы взяли с собой.
Список предметов:
Гвозди с молотком
Зеркало
Аптечка
Бутылка мед. настойки
Спички
5 кг муки
Надувная лодка
Верёвка 30 метров
Винтовка 10 патронов
5 кг картошки
Фонарь с батарейками
10 банок тушёнки
Тент (навес)
Леска и крючок
Столовый набор (вилки-
ложки)
16. 5 кг пряников
17. Компас
18. Банка мёда
19. Охотничья собака
20. Кастрюля
21. Сигнальная ракета
22. Штык – нож
23. Настенные часы
24. Ведро
25. Сухое горючее
26. Мыло
27. 10 литров пресной воды
28. Топор
29. Радиоприёмник
30. Палатка 3-местная
Известно, что вы сможете добраться до острова, выбросив 20 из них. Итак, вам даётся 5 минут, чтобы обсудить, какие из этих предметов вы бросите за борт, а какие оставите и почему. Время пошло. (5 минут обсуждения)
Теперь, когда все готовы, обсудим с вами ваш выбор. Заранее предупреждаю, что правильного варианта не существует и у вас есть право отстоять ваше мнение. Итак, по порядку.
Перечисляются предметы, которые будут оставлены командами, участники объясняют свою точку зрения. Ассистент записывает, какие команды что выбрали, отмечает активных участников.
Ведущий: У каждой команды на столе лежат индивидуальные карты участников и разноцветные карточки. Подпишите каждый свою карту и рядом с записью первый этап наклейте квадратик того цвета который соответствует вашей роли на данном этапе в команде. Эта методика вам уже знакома, но напомню ещё раз. Красный – лидер - организатор, отвечает за работу команды в целом, синий – спикер, выступает перед аудиторией с готовым решением группы, зелёный – исполнитель, рисует, пишет, оранжевый – генератор идей, подаёт идеи, жёлтый – наблюдатель.
Ведущий: Мы падаем. Остров приближается с поразительной быстротой. 20 из 30 предметов выброшены. Многие из них пригодились бы вам. Но, увы, выбор сделан… Шар врезается в песок почти на границе моря. Ваша команда и оставшиеся предметы вываливаются из корзины. Шар уносится вверх и исчезает за горой. Потеряв весь день, питаясь, чем придётся, и тем, что вы оставили прежде, вы обходите остров. Теперь у вас есть карта.
Командам раздаются карты с планом острова.
Второй этап.
Ведущий: Сейчас вам предстоит, посовещаться и выбрать точку на карте, где вы разобьёте лагерь. Как видите, на острове три чёткие зоны – гористая, лесная и пляжная. Учтите, место должно быть выбрано с умом, с учётов плюсов и минусов зон. Не забывайте про использование предметов, которые у вас остались. Через 5 минут вы должны поставить точку там, где будет лагерь. Итак, время пошло.
5 минут обсуждения. Обычно все стараются выбрать золотую середину – в лесной зоне, так что нужно постараться отвлечь команды от центра, перечислив ряд плюсов двух крайних зон.
Ведущий: Все команды определились, давайте посмотрим, кто, где решил поселиться. Прошу выйти по два представителя от каждой команды, с листочками. Расскажите, в каком месте и почему вы решили основать лагерь. Объясните, что хорошего и что плохого в выбранном вами месте.
По очереди команды поясняют свой выбор. Задача ведущего – не обойти вниманием неупомянутые зоны. Ассистент записывает, какую зону выбрала каждая команда, кого команда выдвинула для доклада.
Возможные варианты для аргументации выбора.
Гористая зона:
+лучшее место сигнализации, пресная вода, наличие пещер, укрытие от ветра, шторма, тень,…
-мало растительности, травмоопасное место, ядовитые пресмыкающиеся, мало пищи,…
Лесная зона:
+очень много пищи (живность, растения), много деревьев, пресная вода,…
-худшее место сигнализации, много опасных зверей, пожароопасная зона,…
Пляжная зона:
+много растительной пищи, сигналы о помощи хорошо замечаются с моря,…
-мало деревьев, отсутствие пресной воды, солнце, ветер,…
Ведущий: а теперь каждый возьмите свою индивидуальную карту и отметьте квадратиком свою роль на этом этапе.
Третий этап.
Ведущий: И вот лагерь готов. Я уверена, вы максимально эффективно использовали ваши предметы. Теперь вам предстоит решить, кто и чем будет заниматься в вашем лагере. Не забывайте, что лагерь не должен оставаться без охраны ни днем, ни ночью, также надо следить за морем в надежде увидеть корабль. Нужно поддерживать огонь, готовить и добывать пищу и дрова. Кто-то должен строить жилище, ходить за водой. Возможно, кто-то будет у вас главным. Посовещайтесь две минуты и расскажите, какая система управления будет у вас в лагере.
Идёт обсуждение 3 минуты
Ведущий: Итак, прошу по одному человеку от команды рассказать об организации вашей жизни в лагере.
Ассистент записывает, кто, чем занят в каждой команде, замечает, каким образом был выдвинут докладчик.
Ведущий: а теперь каждый возьмите свою индивидуальную карту и отметьте квадратиком свою роль на этом этапе.
Итак , мы славно потрудились можно и передохнуть. Давайте разучим несколько игр, чтобы скрасить наш досуг на острове.
Паровозик
Зал делится на две половины. По взмаху руки ведущего одна половина хлопает в ладоши обычно. Вторая часть детей хлопает в ладоши, сложив их лодочкой. Ведущий поочерёдно взмахивает то левой, то правой рукой – реагируя на взмах руки, зал поочерёдно хлопает, изображая стук колёс поезда, постепенно убыстряя темп. Если ведущий поднимает вверх над головой обе руки – дети кричат: Ту – ту!!!
Дождь
Сейчас мы с вами разучим наши фирменные аплодисменты. Повторяйте за мной. Пошёл мелкий дождь – хлопаем одним пальцем по ладошке. Дождь стал усиливаться – хлопаем двумя пальцами по ладони. Стал ещё сильнее – хлопаем тремя пальцами по ладони. Пошёл сильный дождь – четыре пальца по ладони. Начался ливень – всей ладонью. Когда ведущий махнёт рукой, дождь прекращается, устанавливается тишина.
Четвёртый этап.
Командам раздаются экстремальные ситуации, которые с ними могли произойти.
Ведущий: Настал заключительный этап. Вы получили экстремальную ситуацию, которая с вами произошла. Надо выйти из ситуации с учётом использования оставленных командой предметов, места расположения и системы самоуправления в каждой команде. Нужно оценить способность каждого работать в команде, определить, кто является организатором и лидером.
Экстремальные ситуации:
Во время ночного дежурства дикий зверь нанёс рану дежурному. Он лежит без сознания неизвестно где. Утром лагерь просыпается и замечает на горизонте корабль, а так же то, что не хватает одного человека. Ваши действия?
Один из членов вашей команды, гуляя по окрестностям, попробовал неизвестный плод и заболел. Симптомы разные – от боли в желудке до сильной усталости. Что будете делать?
Вы поссорились внутри команды на почве распределения обязанностей, и один человек ушёл жить в другое место. Через некоторое время вы решили отправиться на его поиски. Как вы это сделаете?
В лагере начался пожар. Безуспешно сражаясь с огнём, вы потеряли все ваши вещи и постройки. Вам придётся всё начать сначала. Что вы сделаете по-другому?
Идёт обсуждение 3 минуты
Ведущий: Итак, прошу по одному человеку от команды рассказать о вашем выходе из экстремальной ситуации.
Ведущий: А теперь подведите итог своей деятельности на последнем этапе наших испытаний в своей личной карте. Поднимите, пожалуйста, свои карты и давайте посмотрим, что у нас получилось. Итак, я вижу у нас есть много лидеров – организаторов, спикеров, исполнителей и просто идейных детей. Очень радует, что жёлтый цвет в ваших картах практически отсутствует. Значит каждый из вас был не равнодушен к событиям, произошедшим с вами в нашем путешествии. Оставьте карты на столах для дальнейшего анализа. И на последок домашнее задание: выберите и запомните одно высказывание, как вы его понимаете, согласны ли вы с ним. Это мы обсудим с вами на классном часе.
Пятый этап.
Ведущий: И наконец, приятный момент награждения.
По результатам наблюдений независимое жюри награждает экипажи по номинациям:
Самую организованную команду,
Самую расчётливую команду,
Самую умную команду,
Самую находчивую команду.
Спасибо за участие, до свидания! И помните: Настоящий лидер не только знает куда идёт, но и может вдохновить других идти вместе с ним.