Публикации Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и рекомендации по их проведению

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и рекомендации по их проведению
Автор: Балтабаева Надежда Анатольевна

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и рекомендации по их проведению
Наименование игры
Цель
Содержание
Инструкция
Повторяй за мной.
развитие активного произвольного внимания.
дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности.
Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать.
Угадай, что звучит?.
Развитие слухового внимания и восприятия.
педагог знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук.
Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма
Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков.
Летает – не летает.
развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.
педагог называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово летает и машут руками (крыльями, если предмет не летает – говорят не летает, руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры
примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.
Выложи из палочек.
развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу.
дети, опираясь на свою карточку-образец, выкладывают на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик).Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы
Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе.
Отгадай меня по голосу.
развитие слухового внимания
педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова: Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай. Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова: Отгадай меня по голосу!. Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.
Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок: Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!. А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать: Отгадай меня по голосу! и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.
Лягушки и аисты.
развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации.
Дети перемещаются по кругу под музыкальное сопровождение, услышав определённое количество свистков, принимают нужную позицию
Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы лягушка - присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы аиста - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов.
Игра с мячом Съедобное – несъедобное.
Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации.
водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч
Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите.
Подвижная игра Совушка – сова.
развитие концентрации, переключаемости внимания, скорости реакции
. по команде водящего День!, дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а сова в это время спит в своём домике. По команде водящего Ночь!, музыка затихает, мышки приседают на корточки и спят, т. е. не двигаются. В это время сова вылетает на охоту, и если видит, что мышка пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями.
Ребята, вы будете мышками, а я совой.
По команде День! мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит.
А по команде Ночь сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!.
4 стихии.
развитие концентрации, переключаемости, объёма внимания
дети, сидя на своих стульях, выполняют различные движения в зависимости от того, какую стихию назовёт водящий
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения.
Земля! - руки вниз (как-будто трогаем землю).
Вода! - руки перед собой (представили, что плывём в реке).
Воздух! - руки тянем вверх (тянем руки к облакам).
Огонь! - выполняем вращения руками.
Рекомендации педагогам
1. Опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как таким детям сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.
2. Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, нежели на выполнение определенных действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.
3. Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.
4. Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.
5. Создавайте доброжелательную атмосферу эмоционального взаимодействия со взрослыми и выполнение простых инструкций близкий контакт. Тактильный контакт не должен быть насильственным, это могут быть легкие поглаживания плеча или спины, прикосновения к рукам
6. Речь взрослого должна быть спокойной и ласковой. Озвучивайте похвалу и старайтесь прикасаться к ребенку.
7. Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПР – использование – театрализованных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут надежной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.
8. На первоначальных этапах важно взаимодействие ребенок-взрослый, группа детей-взрослый. В таком случае воспитатель (родитель, логопед) учит детей игровым действиям. Руководит, распределяет роли, помогает адаптироваться в игре и понять последовательность действий. Как правило, взрослый выполняет роль ведущего в дидактических играх либо мастера-ведущего в коррекционных настольных играх для детей с ЗПР. Позже, когда уровень умения играть у воспитанников возрастает, взрослый смещается на место рядового игрока. Периодически позволяя занимать место ведущего самым активно развивающимся воспитанникам.
Заключение
Задержка психического развития у маленьких детей – не приговор, а особенность развития психических процессов, связанная с внешними факторами. Благодаря правильно выстроенной коррекционной работе родителей и специалистов-дефектологов, к подростковому возрасту ребята полностью преодолевают свое отставание от сверстников.
Регулярное использование дидактических и настольных игр, развивающих игрушек для работы с детьми с ЗПР, дает устойчивую положительную динамику.
Тем самым позволяет развить нужные психические реакции, сократить отставание от сверстников.
У детей при активном участии взрослого:
увеличивается объем памяти, как зрительной, так и слуховой;
улучшается концентрация внимания ребенка на различных задачах;
продлевается время сосредоточения на одном деле;
ребята легче и быстрее переключаются с одного вида деятельности на другой;
дошкольники обретают навыки самостоятельно организовывать свою деятельность;
улучшается владение речью, расширяется словарный запас;
прорабатывается моторика пальцев и рук, повышается качество зрительно-двигательной координации;
улучшается способность логически мыслить, приобретается навык обобщения и объединения предметов по определенному признаку.
Ребенок окрыляется своими успехами в играх.
Необходимо практиковать психологические, дидактические, коррекционные игры на занятиях с детьми не только во время их пребывания в ДОУ. Но и дома вместе с родителями, что позволяет эффективнее запоминать и разбирать учебный материал, осваивать новые области знаний, развивать речь и мышление, избегать проблем адаптации в обществе, готовить дошкольника к будущей школьной жизни.
Список литературы
Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.
Альтхауз Д., Дум Э. Подбери отгадку. Цвет, форма. Количество. - М.: Просвещение, 1984.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль, Академия развития, 1997.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. - Ярославль, Академия развития, 1996.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., АРКТИ, 2002.
Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1975.-№4.-с.29-35.
Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М.: Гном-Пресс, 2000.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. (Старшие группы.) - М.: Просвещение, 1982.
Страхов И.В. Воспитание внимания. - М., 1970.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988.